Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Закреплять, уточнять произношение звука [ц].
• Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематические представления.
• Закрепить умение узнавать букву «Ц», читать слоги и слова с этой буквой.
• Активизировать словарный запас.
• Закреплять умение изменять число существительных, составлять предложения разных типов.
Корекционно-развивающие:
• Развивать общую, пальчиковую моторику; координацию речи с движениями, чувство ритма.
• Продолжать развивать графические навыки.
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе „Звук [Ц], Буква Ц, Цыплёнок Цып в гостях у детей“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Цыпленок, цыплята
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
• Способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, внимания; памяти, воображения, количественных представлений.
Воспитательные:
• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать педагога и друг друга.
Материал:
Игрушка-цыплёнок, яркая коробка («чудесный лифт», схема-профиль артикуляции звука [ц]; схема описания звуков, символы изучаемого звука (картинки); карточки с изображением ритмических рисунков; заготовки для коллажа (цветок, картинки); клеящие карандаши по количеству детей; картинки, имеющие звук [ц] в названии; карточки с буквами; карточки с графическим заданием и простые карандаши (по количеству детей); мяч.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Развитие мышления. Постановка цели занятия.
Дети сидят за столами.
Логопед сообщает детям, что сегодня к ним в чудесном лифте прилетел из сказочной страны очень интересный гость. Чтобы узнать, кто это, нужно отгадать загадку: «Родился в жёлтой шубке – прощайте, две скорлупки!» (цыплёнок).
Логопед достаёт из чудесного лифта (коробки) цыплёнка: «Это цыплёнок Цып. Он хочет с вами познакомиться и подружиться. Вы согласны?» От имени цыплёнка Цыпа логопед рассказывает, что мама курица отпустила его в гости к ребятам, чтобы научиться слушать, и, конечно же, правильно произносить его любимый звук. «А какой звук у Цыпа любимый? Как вы думаете, ребята? Почему вы так решили?». Ответы детей.
II. Произношение звука в слогах.
Логопед: «А сейчас Цып хочет с вами поздороваться на своём языке». Дети повторяют ряды слогов разной степени сложности:
ца-цу-цы
цы-цу-ца
цо-цу-цы
ца-цо-цу-цы
цы-цо-цу-ца
ац-оц-уц-иц
уц-ац-иц-эц
цва-цво-цву-цвы
цмы-цма-цмы-цму (варианты предлагаемых для воспроизведения детям слоговых рядов со стечением согласных зависят от их индивидуальных возможностей).
III. Характеристика звука [ц] по артикуляционно-акустическим признакам.
Логопед и дети произносят звук [ц]: «Ребята, давайте расскажем Цыпу, что вам напоминает вам этот звук?» Дети рассказывают цыплёнку о сходстве звука [ц] со звуками окружающего мира (кузнечик стрекочет, стрекоза шуршит крылышками и др.) Логопед помещает на доску символ – картинку с изображением кузнечика. Затем логопед объясняет, что есть такой жест, который обозначает «Тихо!», когда указательный палец подносят к губам, показывает соответствующий символ, после чего помещает его на доску.
Логопед: «Давайте понаблюдаем и вспомним, что делают ваши губки, зубки, язычок, когда вы произносите этот звук? Работают ли голосовые связки?» Дети самостоятельно рассказывают об артикуляции звука, характеризуют его, выбирают символ – изображение синего домика без колокольчика: «Звук [ц] - согласный, глухой, твёрдый». На доску помещается и уже знакомая детям буква «Ц». Логопед читает стихотворение:
Эта буковка-цеплялка
С хитрой, цепкой лапою.
– Подходи, кому не жалко,
Мигом оцарапаю.
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
IV. Развитие фонематических процессов.
1). Выделение звука из ряда согласных.
Игра «Ц! Тихо!».
Логопед: «Ребята, давайте научим Цыпа слушать звук [ц]. Я буду произносить разные звуки. Как только услышите [ц], сделайте так и произнесите этот звук (показ жеста)». Детям предлагается на слух звуковой ряд: «к, д, л, м, ц, т, п, б, т, к, ц, х, к, ц, ц, н, д, н, в, ц, ф, к, ц»».
2). Выделение звука на фоне слова. Игра «Собери фасоль для Цыпа».
Перед каждым ребёнком тарелочка с фасолью.
Логопед: «А сейчас мы с вами угостим нашего гостя фасолью. Как только услышите словечко со звуком [ц], возьмите зёрнышко фасоли и спрячьте в ладошку. А потом мы насыплем наши зёрнышки Цыпу в большую тарелку! Итак, начинаем игру: улица, цветок, диван, лицо, дом, цапля, молоко, огурец, певец. Сколько слов вы услышали? Какие слова со звуком [ц] вы запомнили?» После игры дети приносят фасоль Цыпу и насыпают её в большую тарелку.
3). Развитие фонематических представлений, формирование навыков позиционного анализа. Выбор картинок, имеющих в названии [ц], изготовление коллажа «Сказочный цветок».
Логопед сообщает детям, что приготовила Цыпу в подарок от ребят цветок, который поможет ему запомнить, в каких словах есть звук «ц», но его нужно украсить нужными картинками всем вместе. Этот цветок необычный (показ). Дети вместе обсуждают, сколько лепестков у цветка, какого они цвета, что необычного в нём (на каждом лепестке – белый пустой круг). Логопед предлагает детям выбрать картинки, имеющие [ц] в названии, подобрать их по цвету к лепестку, соответственно цвету рамки картинки, и наклеить на белые круги. Все вместе выполняют задание. Картинки для игры: цапля, цирк, пуговица, овца, царь, облако, дом, хлеб. В процессе деятельности логопед задаёт детям вопрос: «Какой по счёту звук [ц] в этом слове?»
V. Развитие общей моторики, координации речи с движениями, чувства ритма.
1). Подвижная игра «Цыплята» (игра выполняет роль физкультминутки).
Логопед сообщает детям, что Цып показал сегодня утром интересную игру и предлагает поиграть всем вместе.
Цып-цып-цып, цыплятки –
(Хлопки в ладоши)
Жёлтые ребятки!
(Прыжки на месте)
Крылышками машут,
(Имитация движений)
И все вместе пляшут,
(Приседания с поворотами)
Быстро бегут,
(Бег на месте)
Зёрнышки клюют!
(Постукивание указательным пальцем правой руки по ладошке левой).
Игра повторяется два раза.
2). Игра «Братья цыплёнка Цыпа». Развитие количественных представлений.
Логопед: «У Цыплёнка Цыпа есть 8 братьев. Сколько всего цыплят у мамы курицы? (9). Итак, первый брат – это сам Цып. Второго брата зовут Цып-Цып. Кто догадался, как зовут третьего брата? (Цып-Цып-Цып). А четвёртого? (Цып-Цып-Цып-Цып). Отгадайте, имя какого по счёту брата я сейчас назову: Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып (6). А теперь назовите имя пятого братца… 7, 8, 9». После этого логопед предлагает отхлопать в ладоши (отстукать, протопать, пропрыгать) имена цыплят, например, имя пятого цыплёнка – 5 хлопков и т. д.
3). Игра «Цыплята танцуют». Отхлопывание (отстукивание) изображённых ритмических рисунков.
Логопед предлагает внимательно посмотреть, как танцуют цыплята и изобразить эти танцы с помощью хлопков или ударов карандашом о стол.
VI. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, формирование навыков чтения.
Игровое упражнение «Добавь слог».
Логопед: «Сейчас Цып будет играть с вами в новую игру. Сначала он назовёт слог, а потом мы этот слог добавим к началу слов. И у нас получатся новые слова! Давайте попробуем?» Логопед от имени Цыпа произносит первый слог: «ЦА». Проводится его анализ: Какой первый звук вы услышали? Какой второй звук? Сколько всего звуков? Затем один из детей выкладывает этот слог из букв на доске. Далее проводится игра «Добавь слог». Соответствующие картинки помещаются на доску:
ули … (ЦА) – птица
мельни… (ЦА) – мельница
пугови…. (ЦА) – пуговица
Аналогично проводятся упражнения со слогами «ЦО» и «ЦЫ»:
яй…. (ЦО) – яйцо
коль….(ЦО) – кольцо
ли (ЦО) – лицо
ножни… (ЦЫ) – ножницы
паль… (ЦЫ) – пальцы
спи… (ЦЫ) – спицы.
VII. Развитие грамматического строя речи. Изменение числа существительных. Составление предложений разных типов.
1). Игра с мячом «Один-много»
Логопед: «Давайте научим Цыпа играть в игру «Один-много» со словами, которые мы только что получили.
улица – много улиц,
мельница – много мельниц,
пуговица – много пуговиц и т. д. со всеми словами предыдущего упражнения.
2). После игры логопед предлагает детям придумать интересные предложения с несколькими словами (по выбору детей).
VIII. Развитие навыков письма и чтения, графических умений.
Упражнение «Поможем Цыпу выполнить задания»
Дети получают разные задания на карточках, уровень сложности которых зависит от их индивидуальных возможностей. Предложенные варианты:
- Обвести букву Ц по точкам (в слове) и прочитать это слово.
- Вставить (вписать) пропущенные буквы в слова и прочитать их.
После выполнения задания дети дарят свои работы Цыпу.
IX. Подведение итогов занятия.
Логопед: «Ну вот, нам пора прощаться с нашим сказочным гостем. Цыпу пора домой, к своей маме курице. Чему же мы его сегодня научили? В какие игры мы играли вместе с Цыпом?» Дети отвечают на вопросы. Логопед даёт дифференцированную оценку деятельности воспитанников от имени цыплёнка. Цып «дарит» каждому ребёнку картинки-раскраски (цыплят, «просит» раскрасить их вечером, нарисовать схемы слов и наклеить в свою тетрадь.