Татьяна Владимировна Москаленко
Блоки Дьенеша как средство сенсорного развития для детей дошкольного возраста 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
На первый взгляд кажется, что логические кубики Дьенеша — это обычный набор геометрических тел или строительных кубиков. Но на самом деле это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целая сокровищница игр для развития логического, математического и пространственного мышления.
Методика венгерского педагога Дьенеша, в основе которой лежат уникальные дидактические игры, способствует формированию понятия цвета и формы у детей 3-4 лет, а также развивает мышление, память, внимание, логику. Она представляет собой набор блоков (48 шт) в виде основных фигур основных цветов разного размера и толщины.
Особенностью методики является то, что ни одна из фигур не повторяется – каждая обладает уникальным набором характеристик. Именно поэтому мы взяли ее в работу для этого исследования и вполне можем рекомендовать для реализации в программе развивающих занятий любого ДОУ.
Логические кубики представляют собой эталоны формы – геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются отличным способом познакомить детей с формами предметов и геометрических фигур.
Кубики Дьенеша окрашены в три основных цвета – красный, желтый, синий, что дает хорошую основу для знакомства с цветовой концепцией и развития творческих способностей в дальнейшем. Серия логических кубиков позволяет детям перейти от работы с одним свойством объекта к работе с двумя, тремя и четырьмя свойствами.
Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка. Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений.
Игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания: они способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно–три свойства одновременно.
Применение системы дидактических игр с блоками Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста способствует:
- ознакомлению детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
- развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
- усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
- развитию познавательных процессов;
- а на более поздних этапах – развитию творческих способностей.
Блоки Дьенеша очень популярны среди матерей и педагогов, а также учителей школ дошкольного образования.
Для работы с блоками вам нужно будет приобрести отдельные альбомы или карточки. Альбомы идеально подходят для первого знакомства с персонажами. Это побуждает внимание малыша во время игры составить картинку по шаблону.
Самую маленькую картинку можно собрать, расположив кубики по картинке. Более опытным строителям рекомендуется собирать фигурку вместе с моделью.
Есть альбомы для разных возрастов. Чем старше дети, тем разнообразнее и оригинальнее становятся задания.
Разнообразие занятий настолько велико, что они полезны как детям 2-х, так и 5-ти лет.
Не забывайте любое занятие превращать в игровую ситуацию с помощью пособия. Пусть кубиками будут не только объемные фигурки, но и печенье, жители дома, пассажиры локомотива и т. д. Учите ребенка не только думать, следить за координацией движений, но также говорить и способствовать развитию языка.
Начинать играть можно с 2 лет, постепенно усложняя задания:
Сортируем блоки по наличию одного признака;
Сортируем фигуры по наличию двух признаков;
Сортируем блоки по отсутствию одного признака;
Сортируем по отсутствию двух и более признаков
Таким образом, Блоки Дьенеша можно рекомендовать использовать в работе сотрудникам дошкольного образования, педагогам дополнительного образования, детским психологам, нейропсихологам, студентам педагогических колледжей и вузов и неравнодушным родителям малышей младшего дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Жуйкова, Т. П. Использование блоков Дьенеша в восприятии формы предметов и геометрических фигур детьми младшего дошкольного возраста / Т. П. Жуйкова, Е. В. Томчак. : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 464-468. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15918/ (дата обращения: 21.11.2024).
2. Бахурова, Е. П. Логические блоки Дьенеша как ступень к успешному овладению базовыми математическими и логическими навыками детьми младшего дошкольного возраста / Е. П. Бахурова. : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 594-598. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20802/ (дата обращения: 21.11.2024).
3. Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. Давайте вместе поиграем (набор игр с блоками Дьенеша). Учебное пособие к логическим блокам Дьенеша, для детей от 2 до 7 лет. — Санкт-Петербург, 2023. — 46 с.
4. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами / Лелявина Н. О., Филькинштейн Б. Б. СПб, 2006. – 153 с.
5. Михайлова З. А., Носова Е. А. Логико – математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. / СПб. : Издательство «Детство-пресс», 2015. – 214 с.
6. Михайлова З. А. Использование игровых методик при формировании у дошкольников математических способностей. Л., 2000. - 198 с.
7. Носова Е. Игры упражнения с логическими блоками/ Е. Серова//Обруч. -2001.-№2. – 102 с.