Папки-передвижки

«Что мы знаем о зиме». Конспект познавательного занятия с использованием ИКТ для детей 6–7 лет

Антонова Ляна
«Что мы знаем о зиме». Конспект познавательного занятия с использованием ИКТ для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект познавательного занятия с использованием ИКТ

«Что мы знаем о зиме?»

(для детей 6-7 лет)

Антонова Л. В.

воспитатель

Цель: формирование обобщенных представлений детей о зиме, о состоянии живой и неживой природы

Задачи:

-продолжать расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.

-продолжать знакомить с особенностями приспособления животных к

среде обитания в зимний период

-развивать умение устанавливать причинно-следственные связи

-воспитывать бережное отношение к природе, закрепить правила поведения в зимнем лесу

Материалы и оборудование: интерактивная доска, интерактивный гость-Незнайка, аудиозапись его голоса, презентация «Жизнь в лесу зимой», карточки с изображением лиственных и хвойных деревьев, зимующих птиц, диких животных, дидактическая игра «Хвойные и лиственные деревья», раздаточные карточки к игре

Предварительная работа: чтение художественной литературы о животных Е. Чарушина, В. Бианки, Сладкова, Скребицкого, чтение стихотворений, пословиц о зиме, рассматривание энциклопедий, иллюстраций с изображением птиц, животных, зимних пейзажей, наблюдения в природе, зарисовки в календаре природы, изготовление материала к дидактическим играм, изготовление кормушек, беседы, игровые ситуации, отгадывание и составление загадок, художественно-творческая деятельность на зимнюю тематику.

Ход занятия

Этап привлечения внимания, актуализации знаний

Воспитатель включает видеоролик «Картина зимы» (зимний лес, замёрзшая река, зима в городе, люди в зимней одежде и т. д.)

Вопросы к детям: ребята, кто догадается о чём сегодня мы будем говорить? (ответы детей) Да, конечно, это фильм о зиме. И поговорим мы сегодня о зиме, одном из четырёх времён года.

Этап становления детской цели

-Мы с вами читали много рассказов о том, как растения и животные готовятся к зиме, какая погода бывает зимой. А что же мы знаем о зиме, какое это время года, что происходит зимой с растениями и животными, как им живётся зимой, как человек к зиме готовится и т. д. (дети высказывают свои размышления)

Предлагаю продолжить наш разговор. Согласны?

Воспитатель загадывает загадку:

Кто знает верную примету:

Высоко солнце, значит… (лето)

А если холод, вьюга, тьма

И солнце низко, то. (Зима). (дети отгадывают)

(На экране появляется Незнайка в летней одежде, здоровается с детьми)

Здравствуй, Незнайка, ты пришёл вовремя. Я предлагаю детям отправиться в лес на прогулку, чтобы посмотреть, что там происходит, как звери и птицы зимуют.

Незнайка: Ну, вот, я пришёл в гости, а вы куда-то уходите.

(Воспитатель приглашает Незнайку присоединиться и включает презентацию «Жизнь в лесу зимой»)

Незнайка: Вот здорово! Так и я хочу прогуляться. Можно?

Воспитатель: Можно, только ты одет не по погоде, на тебе шорты и майка, а зимой на улице холодно. Надо тебе переодеться.

(меняется картинка и появляется Незнайка в зимней одежде)

Незнайка: Да, так теплее конечно. А я не знаю, почему зимой холодно, а летом тепло?

Воспитатель: Солнце зимой находится низко над землёй, поэтому

день становится коротким, земля не успевает прогреваться и становится

холодно. Люди, чтобы не замёрзнуть, одевают тёплую одежду.

Незнайка: Теперь понятно.

Воспитатель. Ну что же, тогда давайте отправляться в зимний лес. Значит, как мы оденемся? (Дети перечисляют, обобщая зимнюю одежду). Удобно ли идти в лес пешком по снегу? Почему? Что можно придумать? (Ответ детей: «Чтобы удобно было идти по снегу, нужно надеть лыжи»).

Воспитатель. Давайте представим, что мы надели лыжи и отправились в лес. (Дети скользящим шагом идут по группе, останавливаются возле панорамы зимнего леса, изображенной на мультимедийной доске).

Физминутка.

Мы пришли в зимний лес. (Дети шагают на месте).

Сколько здесь вокруг чудес! (дети разводят руками).

Справа – берёзка в шубке стоит, (руки отводят вправо).

Слева-ёлка на нас глядит (то же влево).

Снежинки в небе кружатся (движения «фонарики»).

На землю красиво ложатся (кружась, приседают).

Воспитатель. (Обращает внимание детей на красоту пейзажа).

Дети, посмотрите, как красиво в лесу и тихо, как сверкает на солнце снег.

Незнайка. Сколько здесь различных деревьев, кустарников. А почему все деревья без листьев, как выдумаете?

Незнайка: Их наверно кто-то съел.

(ответы детей: зимой лиственные деревья стоят голые, потому что осенью все листья осыпались)

Незнайка: Жаль. Было бы лучше, если бы на деревьях остались жёлтые листья, красиво было бы в лесу зимой!

Дети: Нет! Деревья сами сбрасывают листья. Если листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.

Незнайка: Так. Значит, деревья сбросили листья, и все погибли?

Дети объясняют Незнайке, что кусты и деревья зимой спят, отдыхают

Незнайка: А деревья не замёрзнут?

Воспитатель. Дети, а как вы думаете, что защищает деревья от мороза?

(Рассуждения детей: опавшие листья оберегают корни деревьев, от мороза ветки защищает пушистое снежное покрывало).

Воспитатель. А как мы на участке оберегаем наши деревья от мороза?

Дети. Засыпаем снегом или опавшей листвой корни деревьев.

Незнайка. А почему же листья не на всех деревьях опадают? Почему же

на ели иголки остаются? Может, ель зимой не спит?

Воспитатель. Ели тоже спят зимой. А иголки – хвоинки для них то же самое, что для других деревьев листья. Все деревья, у которых вместо листьев хвоя, называются хвойными. Какие хвойные деревья вы ещё знаете?

Дети. Сосна, можжевельник.

Незнайка. Неужели эти деревья никогда свой наряд не меняют?

Воспитатель. Меняют! Но не сразу, а постепенно.

Дидактическая игра «Хвойные и лиственные деревья».

(Воспитатель показывает иллюстрации хвойных и лиственных деревьев, а дети определяют принадлежность дерева к хвойным или лиственным и показывают карточки с символическим изображением).

Воспитатель. А еще хвойные деревья лесным жителям зимой помогают выжить.

Незнайка. Каким таким лесным жителям? Я думал, в лесу никого нет?

Дети: В лесу живут животные, птицы. Это их дом. Называют, кого знают.

(на слайде по очереди появляются лесные птицы: клёст, дятел, сорока, филин, глухарь, тетерев. Воспитатель даёт краткую характеристику)

Воспитатель. А вот и первый обитатель леса. Птицы клесты-еловики очень ель уважают. Тут им и дом, и столовая. Здесь же с ними и дятлы кормятся, и белки, и соболь свою добычу выслеживает. Мыши тоже ель уважают, под ней же и селятся.

Незнайка. Какая смешная птица.

Посмотрите, посмотрите, какой у него клюв кривой! Лучше бы у него клюв

ровненький был бы, над ним же все смеются.

Воспитатель. Незнайка, клесты своих птенцов кашей из еловых шишек кормят. А шишки еловые как раз к зиме и созревают. Вот они птенцов в феврале, в самые трескучие морозы и выводят. Строят гнездо в густых еловых ветвях, шерстью, пухом его выстилают, чтобы птенцам потеплее было. Мама-клестиха усаживается, греет-высиживает птенцов, как печка, а самец клёст весь в трудах: еловые шишки своим изогнутым клювом шелушит, в кашу превращает, и весь

день маму-клестиху кормит. А когда птенцы появятся, тогда он и маму-клестиху кормит, и всех своих птенцов выкармливает. Так что клюв клесту необходим именно такой, так он приспособился к жизни в лесу.

Незнайка. Вот это да! Клюв изогнутый, птенцы в самый лютый мороз! Не

птица, а очевидное – невероятное!

Воспитатель. Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете?

Дети. Сойка, воробей, синица, дятел, снегирь.

Воспитатель. Почему они остаются зимовать, а не улетают в тёплые края?

Дети. Они никуда не улетают потому, что питаются семенами, ягодами,

зернышками, которые находят на растениях.

Воспитатель. А какие птицы живут рядом с нами? Как мы помогаем птицам в зимние холода?

Дети. Мы делаем и развешиваем кормушки, насыпаем в них зёрнышки, хлебные крошки. Птицы постоянно прилетают к нам подкрепляться. Для синичек вывешиваем кусочки сала, потому что они любят это лакомство.

Воспитатель. Не зря в народе говорится: «Сытой птице и мороз не страшен, а голодную и мороз убьет».

(слайд с изображением мыши).

Воспитатель. Посмотрите на этого маленького зверька. Кто это?

Дети. Это мышь. Она питается семенами разных растений, орешка

Воспитатель. А вы знаете, что если клёст уронит шишку вниз с дерева, то никогда её не поднимает. Вот серая мышь найдёт шишку и будет из неё всю ночь зернышки выгрызать. Ей зимой не страшен ни холод, ни голод,

а опасаться ей нужно только хищников.

(слайд с лесными животными)

Незнайка. А кто такие хищники и как они зимуют?

Дети. (Дети рассказывают, а воспитатель, если нужно, дополняет

ответы детей). Хищники – это лиса, волк, куница. Они не мёрзнут зимой,

потому что у них осенью шерсть выросла густая, тёплая. Они днём спят,

а в сумерках выходят на охоту. Волк может даже на снегу спать и не замёрзнуть. Ему страшен больше голод, чем холод.

Незнайка. Ой, я вспомнил, что в лесу живёт медведь, как бы он не появился здесь, я его боюсь.

Дети. Медведь на зиму впадает в спячку и спит до самой весны.

Незнайка. И ничего не ест, и не пьёт?

Дети. Медведи любят есть ягоды, грибы, вкусные корни, а где зимой в

лесу он найдёт такую еду?

Незнайка. Ну да, зимой в лесу только снег, никаких тут ягод нет.

Воспитатель. Поэтому медведь так приспособился к зиме. Дети, а какие животные тоже впадают в спячку?

(слайд с животными, впадающими в спячку: барсук, ёж, змеи, лягушки)

(слайд с изображением зайца-беляка)

Незнайка. Какая у зайца некрасивая шубка, вот если бы она у него была красная или синяя, или зелёная, вот это было бы красиво.

Дети. Ты что, Незнайка, зимой зайцы летнюю серую шубку на шубку белую, пушистую и теплую меняют. Зайчик – белый, снег – белый! Никакой хищник его не видит! Очень быстро он может скакать, так что поймать его трудно.

Незнайка. (Смотрит вверх на дерево). Ура, я нашёл грибы, только они почему-то на деревьях растут и как-то странно.

(Слайд с изображением белки)

Дети. Это белка грибы развесила на ветках ещё осенью, заготовила орехи, грибы и все свои запасы припомнила, а теперь, зимой, питается. Шерсть у белки зимой серая, густая, защищает от холодов и помогает маскироваться от хищников.

Воспитатель. Дети, скажите, а если белочка забудет, куда она спрятала орех или он ей не понадобится?

Незнайка. Он так и будет лежать. Или его кто-то другой найдет.

Дети. Он весной прорастёт и через время превратится в дерево, приносящее орехи.

Воспитатель. Правильно, так белка и другие животные и птицы помогают

растениям распространяться и расти в лесу и в других местах.

Незнайка. Вот это да! А я думал, зимой в лесу нет никакой жизни. А ведь есть! Зимой лес живет, только тихо, незаметно.

Воспитатель. Ребята, так много ещё в лесу интересного. Об этом поговорим в следующий раз, а сейчас нам пора возвращаться домой. Давайте «наденем лыжи» и в путь. (Под музыку скользящим шагом «возвращаемся» в группу). Рефлексия: Скажите, что вы узнали о жизни зимой в лесу? (Ответы детей).

Молодцы! Все были внимательны, поэтому и запомнили всё.

Незнайка. А я тоже много-много узнал. Спасибо, что вы меня взяли с собой. Пригласите меня ещё с собой на прогулку.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Цель занятия: создать комплекс условий, способствующих.

«Что мы знаем об одежде?» Конспект обобщающего занятия по ФЦКМ для детей второй младшей группы«Что мы знаем об одежде?» Конспект обобщающего занятия по ФЦКМ для детей второй младшей группы "Что мы знаем об одежде?". Конспект обобщающего занятия по ФЦКМ для детей второй младшей группы. Цель: обобщить знания об одежде. Задачи:.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Что мы знаем о зиме» Цель: расширение и уточнение представлений о зиме, изменениях в природе и жизни людей зимой. Ход НОД Воспитатель может начать занятие с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Что мы знаем о зиме». Конспект познавательного занятия с использованием ИКТ для детей 6–7 лет
Опубликовано: 22 февраля 2025 в 00:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Что мы знаем о зиме». Конспект познавательного занятия с использованием ИКТ для детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Антонова Ляна (УИ 3536923) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД