Антонова Ляна
«Что мы знаем о зиме». Конспект познавательного занятия с использованием ИКТ для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия с использованием ИКТ
«Что мы знаем о зиме?»
(для детей 6-7 лет)
Антонова Л. В.
воспитатель
Цель: формирование обобщенных представлений детей о зиме, о состоянии живой и неживой природы
Задачи:
-продолжать расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.
-продолжать знакомить с особенностями приспособления животных к
среде обитания в зимний период
-развивать умение устанавливать причинно-следственные связи
-воспитывать бережное отношение к природе, закрепить правила поведения в зимнем лесу
Материалы и оборудование: интерактивная доска, интерактивный гость-Незнайка, аудиозапись его голоса, презентация «Жизнь в лесу зимой», карточки с изображением лиственных и хвойных деревьев, зимующих птиц, диких животных, дидактическая игра «Хвойные и лиственные деревья», раздаточные карточки к игре
Предварительная работа: чтение художественной литературы о животных Е. Чарушина, В. Бианки, Сладкова, Скребицкого, чтение стихотворений, пословиц о зиме, рассматривание энциклопедий, иллюстраций с изображением птиц, животных, зимних пейзажей, наблюдения в природе, зарисовки в календаре природы, изготовление материала к дидактическим играм, изготовление кормушек, беседы, игровые ситуации, отгадывание и составление загадок, художественно-творческая деятельность на зимнюю тематику.
Ход занятия
Этап привлечения внимания, актуализации знаний
Воспитатель включает видеоролик «Картина зимы» (зимний лес, замёрзшая река, зима в городе, люди в зимней одежде и т. д.)
Вопросы к детям: ребята, кто догадается о чём сегодня мы будем говорить? (ответы детей) Да, конечно, это фильм о зиме. И поговорим мы сегодня о зиме, одном из четырёх времён года.
Этап становления детской цели
-Мы с вами читали много рассказов о том, как растения и животные готовятся к зиме, какая погода бывает зимой. А что же мы знаем о зиме, какое это время года, что происходит зимой с растениями и животными, как им живётся зимой, как человек к зиме готовится и т. д. (дети высказывают свои размышления)
Предлагаю продолжить наш разговор. Согласны?
Воспитатель загадывает загадку:
Кто знает верную примету:
Высоко солнце, значит… (лето)
А если холод, вьюга, тьма
И солнце низко, то. (Зима). (дети отгадывают)
(На экране появляется Незнайка в летней одежде, здоровается с детьми)
Здравствуй, Незнайка, ты пришёл вовремя. Я предлагаю детям отправиться в лес на прогулку, чтобы посмотреть, что там происходит, как звери и птицы зимуют.
Незнайка: Ну, вот, я пришёл в гости, а вы куда-то уходите.
(Воспитатель приглашает Незнайку присоединиться и включает презентацию «Жизнь в лесу зимой»)
Незнайка: Вот здорово! Так и я хочу прогуляться. Можно?
Воспитатель: Можно, только ты одет не по погоде, на тебе шорты и майка, а зимой на улице холодно. Надо тебе переодеться.
(меняется картинка и появляется Незнайка в зимней одежде)
Незнайка: Да, так теплее конечно. А я не знаю, почему зимой холодно, а летом тепло?
Воспитатель: Солнце зимой находится низко над землёй, поэтому
день становится коротким, земля не успевает прогреваться и становится
холодно. Люди, чтобы не замёрзнуть, одевают тёплую одежду.
Незнайка: Теперь понятно.
Воспитатель. Ну что же, тогда давайте отправляться в зимний лес. Значит, как мы оденемся? (Дети перечисляют, обобщая зимнюю одежду). Удобно ли идти в лес пешком по снегу? Почему? Что можно придумать? (Ответ детей: «Чтобы удобно было идти по снегу, нужно надеть лыжи»).
Воспитатель. Давайте представим, что мы надели лыжи и отправились в лес. (Дети скользящим шагом идут по группе, останавливаются возле панорамы зимнего леса, изображенной на мультимедийной доске).
Физминутка.
Мы пришли в зимний лес. (Дети шагают на месте).
Сколько здесь вокруг чудес! (дети разводят руками).
Справа – берёзка в шубке стоит, (руки отводят вправо).
Слева-ёлка на нас глядит (то же влево).
Снежинки в небе кружатся (движения «фонарики»).
На землю красиво ложатся (кружась, приседают).
Воспитатель. (Обращает внимание детей на красоту пейзажа).
Дети, посмотрите, как красиво в лесу и тихо, как сверкает на солнце снег.
Незнайка. Сколько здесь различных деревьев, кустарников. А почему все деревья без листьев, как выдумаете?
Незнайка: Их наверно кто-то съел.
(ответы детей: зимой лиственные деревья стоят голые, потому что осенью все листья осыпались)
Незнайка: Жаль. Было бы лучше, если бы на деревьях остались жёлтые листья, красиво было бы в лесу зимой!
Дети: Нет! Деревья сами сбрасывают листья. Если листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.
Незнайка: Так. Значит, деревья сбросили листья, и все погибли?
Дети объясняют Незнайке, что кусты и деревья зимой спят, отдыхают
Незнайка: А деревья не замёрзнут?
Воспитатель. Дети, а как вы думаете, что защищает деревья от мороза?
(Рассуждения детей: опавшие листья оберегают корни деревьев, от мороза ветки защищает пушистое снежное покрывало).
Воспитатель. А как мы на участке оберегаем наши деревья от мороза?
Дети. Засыпаем снегом или опавшей листвой корни деревьев.
Незнайка. А почему же листья не на всех деревьях опадают? Почему же
на ели иголки остаются? Может, ель зимой не спит?
Воспитатель. Ели тоже спят зимой. А иголки – хвоинки для них то же самое, что для других деревьев листья. Все деревья, у которых вместо листьев хвоя, называются хвойными. Какие хвойные деревья вы ещё знаете?
Дети. Сосна, можжевельник.
Незнайка. Неужели эти деревья никогда свой наряд не меняют?
Воспитатель. Меняют! Но не сразу, а постепенно.
Дидактическая игра «Хвойные и лиственные деревья».
(Воспитатель показывает иллюстрации хвойных и лиственных деревьев, а дети определяют принадлежность дерева к хвойным или лиственным и показывают карточки с символическим изображением).
Воспитатель. А еще хвойные деревья лесным жителям зимой помогают выжить.
Незнайка. Каким таким лесным жителям? Я думал, в лесу никого нет?
Дети: В лесу живут животные, птицы. Это их дом. Называют, кого знают.
(на слайде по очереди появляются лесные птицы: клёст, дятел, сорока, филин, глухарь, тетерев. Воспитатель даёт краткую характеристику)
Воспитатель. А вот и первый обитатель леса. Птицы клесты-еловики очень ель уважают. Тут им и дом, и столовая. Здесь же с ними и дятлы кормятся, и белки, и соболь свою добычу выслеживает. Мыши тоже ель уважают, под ней же и селятся.
Незнайка. Какая смешная птица.
Посмотрите, посмотрите, какой у него клюв кривой! Лучше бы у него клюв
ровненький был бы, над ним же все смеются.
Воспитатель. Незнайка, клесты своих птенцов кашей из еловых шишек кормят. А шишки еловые как раз к зиме и созревают. Вот они птенцов в феврале, в самые трескучие морозы и выводят. Строят гнездо в густых еловых ветвях, шерстью, пухом его выстилают, чтобы птенцам потеплее было. Мама-клестиха усаживается, греет-высиживает птенцов, как печка, а самец клёст весь в трудах: еловые шишки своим изогнутым клювом шелушит, в кашу превращает, и весь
день маму-клестиху кормит. А когда птенцы появятся, тогда он и маму-клестиху кормит, и всех своих птенцов выкармливает. Так что клюв клесту необходим именно такой, так он приспособился к жизни в лесу.
Незнайка. Вот это да! Клюв изогнутый, птенцы в самый лютый мороз! Не
птица, а очевидное – невероятное!
Воспитатель. Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете?
Дети. Сойка, воробей, синица, дятел, снегирь.
Воспитатель. Почему они остаются зимовать, а не улетают в тёплые края?
Дети. Они никуда не улетают потому, что питаются семенами, ягодами,
зернышками, которые находят на растениях.
Воспитатель. А какие птицы живут рядом с нами? Как мы помогаем птицам в зимние холода?
Дети. Мы делаем и развешиваем кормушки, насыпаем в них зёрнышки, хлебные крошки. Птицы постоянно прилетают к нам подкрепляться. Для синичек вывешиваем кусочки сала, потому что они любят это лакомство.
Воспитатель. Не зря в народе говорится: «Сытой птице и мороз не страшен, а голодную и мороз убьет».
(слайд с изображением мыши).
Воспитатель. Посмотрите на этого маленького зверька. Кто это?
Дети. Это мышь. Она питается семенами разных растений, орешка
Воспитатель. А вы знаете, что если клёст уронит шишку вниз с дерева, то никогда её не поднимает. Вот серая мышь найдёт шишку и будет из неё всю ночь зернышки выгрызать. Ей зимой не страшен ни холод, ни голод,
а опасаться ей нужно только хищников.
(слайд с лесными животными)
Незнайка. А кто такие хищники и как они зимуют?
Дети. (Дети рассказывают, а воспитатель, если нужно, дополняет
ответы детей). Хищники – это лиса, волк, куница. Они не мёрзнут зимой,
потому что у них осенью шерсть выросла густая, тёплая. Они днём спят,
а в сумерках выходят на охоту. Волк может даже на снегу спать и не замёрзнуть. Ему страшен больше голод, чем холод.
Незнайка. Ой, я вспомнил, что в лесу живёт медведь, как бы он не появился здесь, я его боюсь.
Дети. Медведь на зиму впадает в спячку и спит до самой весны.
Незнайка. И ничего не ест, и не пьёт?
Дети. Медведи любят есть ягоды, грибы, вкусные корни, а где зимой в
лесу он найдёт такую еду?
Незнайка. Ну да, зимой в лесу только снег, никаких тут ягод нет.
Воспитатель. Поэтому медведь так приспособился к зиме. Дети, а какие животные тоже впадают в спячку?
(слайд с животными, впадающими в спячку: барсук, ёж, змеи, лягушки)
(слайд с изображением зайца-беляка)
Незнайка. Какая у зайца некрасивая шубка, вот если бы она у него была красная или синяя, или зелёная, вот это было бы красиво.
Дети. Ты что, Незнайка, зимой зайцы летнюю серую шубку на шубку белую, пушистую и теплую меняют. Зайчик – белый, снег – белый! Никакой хищник его не видит! Очень быстро он может скакать, так что поймать его трудно.
Незнайка. (Смотрит вверх на дерево). Ура, я нашёл грибы, только они почему-то на деревьях растут и как-то странно.
(Слайд с изображением белки)
Дети. Это белка грибы развесила на ветках ещё осенью, заготовила орехи, грибы и все свои запасы припомнила, а теперь, зимой, питается. Шерсть у белки зимой серая, густая, защищает от холодов и помогает маскироваться от хищников.
Воспитатель. Дети, скажите, а если белочка забудет, куда она спрятала орех или он ей не понадобится?
Незнайка. Он так и будет лежать. Или его кто-то другой найдет.
Дети. Он весной прорастёт и через время превратится в дерево, приносящее орехи.
Воспитатель. Правильно, так белка и другие животные и птицы помогают
растениям распространяться и расти в лесу и в других местах.
Незнайка. Вот это да! А я думал, зимой в лесу нет никакой жизни. А ведь есть! Зимой лес живет, только тихо, незаметно.
Воспитатель. Ребята, так много ещё в лесу интересного. Об этом поговорим в следующий раз, а сейчас нам пора возвращаться домой. Давайте «наденем лыжи» и в путь. (Под музыку скользящим шагом «возвращаемся» в группу). Рефлексия: Скажите, что вы узнали о жизни зимой в лесу? (Ответы детей).
Молодцы! Все были внимательны, поэтому и запомнили всё.
Незнайка. А я тоже много-много узнал. Спасибо, что вы меня взяли с собой. Пригласите меня ещё с собой на прогулку.