Ольга Мамонова
«Воздух, которым мы дышим». Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха; о значении чистого воздуха для всего живого и для здоровья человека в частности.
Задачи:
• способствовать закреплению и обогащению знаний детей о свойствах воздуха;
• расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных растений;
• развивать наблюдательность, аналитическое мышление;
• устанавливать причинно-следственные посредством опытно-экспериментальной деятельности; делать обобщения и выводы;
• воспитывать у детей любовь к природе; прививать детям экологическую и моральную ответственность перед каждым живым существам.
Материалы и оборудование:
иллюстрации «Строение листа растение», «Образование кислорода зелеными растениями»; распечатки с заданиями, цветные карандаши
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Послушайте загадку.
Он - прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем -
Он ведь нам необходим!
Вы, конечно, догадались, что речь идет о воздухе, которым мы дышим. Воздух нужен не только людям, птицам, зверям, но и растениям.
2. Основная часть.
Педагог: Какими свойствами обладает воздух? (Ответы детей.)
Верно! Он бесцветный прозрачный, у него нет запаха. В его состав входят разные газы: азот, кислород, углекислый газ. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. Каждому человеку ежедневно необходимо для дыхания не менее 600 л кислорода! Представляете?
А вот растения, наоборот, в своей жизнедеятельности используют углекислый газ, а атмосферу насыщают кислородом.
Представьте себе зеленый листочек. Его нижняя поверхность покрыта прозрачной пленкой и усеяна очень мелкими отверстиями - устьицами. Хорошенько разглядеть их можно в микроскоп или через крупное увеличительное стекло. Эти устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ. Днем с помощью воды, которая поднимается от корней по стеблям растений, из углекислого газа в зеленых листьях образуются сахар, крахмал и выделяется кислород. Так что не зря растения называют зелеными легкими планеты!
Практическая работа
«Схема образования кислорода зелеными растениями»
Педагог дает детям задания дорисовать недостающие детали схемы (листву деревьев и солнце, как необходимые условия для образования растениями кислорода).
Как вы думаете, где воздух чище и лучше - в лесу или в городе?
Дети: В лесу.
Педагог: Конечно, в лесу! Приятно вдыхать смолистый запах хвойных деревьев, чувствовать аромат березы, дуба, цветов, пахнущих медом. Лесной воздух не только чистый, но и целебный. Хвойные деревья выделяют особые летучие вещества - фитонциды, которые убивают вредные бактерии.
В городах воздух совсем другой: он пахнет бензином и выхлопными газами автомобилей, загрязнен частицами пыли и копоти из выбросов промышленных предприятий. Такой воздух вреден как для человека, так и для растений
Воздух в городе становится свежее и чище после дождя или сильного снегопада. Дождевые капельки или снежинки словно промывают воздух, заставляя пыль и копоть осесть вниз.
Как вы думаете, что делают люди, чтобы очистить городской воздух? (Ответы детей.)
Совершенно верно. Люди сажают в городе деревья. Заметили ли вы, что часто вдоль городских улиц и в скверах растут тополя? Это высокие стройные деревья выделяют в атмосферу большое количество кислорода. Один тополь может заменить три липы, четыре сосны или семь елей. Кроме того, тополя прекрасно очищают загрязненный воздух. Благодаря длинному тонкому черешку листья тополя очень подвижны, они хорошо улавливают пыль, которая затем легко смывается дождем или слетает с гладкой поверхности листа.
В большинстве крупных городов работают фабрики и заводы, из труб которых в атмосферу выбрасываются ядовитые газы, сажа и пыль.
Как же очистить такой воздух?
На многих предприятиях устанавливают особые фильтры, проходя через которые воздух очищается. Частицы копоти, пыли и сажи осаждаются на фильтре, а ядовитые газы улавливаются специальными установками.
Кроме того, ученые успешно разрабатывают конструкции новых автомобилей, не загрязняющих воздух.
У воздуха есть еще одно интересное свойство - он хорошо держит тепло. Растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между ледяными частичками содержится много воздуха, а снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающее стебли и кони растений.
Осенью многие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний, а, следовательно, между густыми волосками задерживается больше воздуха. Он хорошо сохраняет тепло тела, и животным в заснеженном зимнем лесу никакой мороз не страшен!
3. Рефлексия.
Вопросы:
• Из каких газов состоит воздух?
• Какими свойствами он обладает?
• Почему растения называют зелеными легкими планеты?
• Почему в городах воздух загрязненный?
• Почему дождь и снегопад очищают воздух?
• Как люди стараются очистить воздух городов?
• Как воздух защищает растения и животных от холода?