Любовь Синицына
Инновационный проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам мордовской культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Структура описания обобщенного педагогического опыта:
1. Актуальность опыта
2. Условия формирования опыта
3. Теоретическая база опыта
4. Технология опыта
5. Анализ результативности опыта
6. Трудоемкость опыта
7. Адресность опыта
Приложения
1. Актуальность:
Актуальным направлением воспитания в настоящее время, является формирование у детей этнического самосознания, интерес национальной культуре и традициям, к языку.
Интерес и внимание к мордовской народной культуре в последнее время в нашей республике обращает на себя большое внимание. Все чаще мы слышим о том, что необходимо приобщать и детей к истокам мордовской культуры, знакомить их с обычаями и традициями мордовского народа. К большому сожалению, мы успели растерять связь поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, те, что годами копили наши бабушки и дедушки.
В условиях глубоких социокультурных изменений, проблема приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа приобретает особую значимость. Знакомя детей с родной культурой с самого раннего детства, развивать умения понять её, желание приобщиться к её дальнейшему развитию, могут стать основой активной творческой деятельности человека,
Основная идея моего опыта - приобщения детей к культуре, сохранению национальных традиций.

2. Условия формирования опыта.
И поэтому проблема «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам мордовской культуры» является актуальной. Что натолкнуло меня работать над этой проблемой? Родилась я в мордовской семье, где с раннего детства изучала мокшанский язык, знакомилась с культурой, традициями, обычаями мокшанского народа. Родители с детства мне привили любовь к Родине, к своему языку, где до сегодняшнего соблюдаются традиции, быт, культура мокшанского народа. Мне близки мокшанский национальный фольклор, национальные праздники, потому что выросла на этих традициях.
Мне близки язык, песни, потешки, сказки мордовского народа.
Проводя опрос, в каких семьях есть мордовские корни и общаются на мокшанском языке, результаты выявили не только актуальность, но и противоречивость данной проблемы: с одной стороны – рост национального самосознания и заинтересованность в углублении знаний о культуре своего народа, а с другой – незнание своей истории, традиций, культуры, но даже и равнодушие некоторых родителей к своим предкам. Это натолкнуло познакомить детей с красивым мокшанским языком, богатыми традициями и обрядами, чтобы дети нынешнего поколения знали особенности мордовской культуры, культуру своих предков, так как мы живем в Мордовии.
3. Теоретическая база опыта
Период дошкольного возраста наиболее благоприятен для воспитания национальной культуры, так как дети эмоционально отзывчивы, отвечают доверием взрослому, им присуща искренность чувств, подражательность, внушаемость. Впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

В работе с детьми использую методическую литературу и программы и по приобщению дошкольников к истокам национальной культуре:
1. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» изд. О. В. Бурляева и др.
2. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа» О. П. Князева, М. Д. Маханёва
3. Мордовские народные сказки. В обработке К. Т. Самородов.
4. Устно-поэтическое творчество мордовского народа, Т. 8. Детский фольклор/сост. Э. Н. Таракина. -Саранск:Мордов. кн. изд-во,1978.-300с
5. Хрестоматия к программе «Валдоня» Автор сост. Е. Н. Киркина
6. Хрестоматия к примерному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём»
Цель моего проекта – приобщение детей дошкольного возраста к истокам мордовской культуры, сохранение национальных традиций, формирование у детей знаний об истории родного края, воспитание чувств любви к своей малой родине
Задачи:
- развитие национального самосознания;
- развитие интереса к различным жанрам: устного народного творчество, декоративно-прикладного, музыкального искусства, изобразительного, детской художественной литературы национальных авторов.
- обеспечение связи культуры народа с детской художественно- практической деятельностью
- развитие способности ребенка к самовыражению через различные формы творчества
Объект исследования:
Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста с погружением в языковую культуру.
4. Технология опыта.
Работу по приобщение детей дошкольного возраста к истокам мордовской культуры начала с опроса родителей. Проведённый опрос родителей показал, что большинство родители стараются возложить работу над этой проблемой на педагогов «как вам нужно, так и делайте, мы согласны». И от педагогов ждут результатов.
Начальным этапом с родителями, были проведены консультации, круглые столы, выставки совместных работ.
Вместе с родителями дополнили материалом предметно-развивающую среду: организовали мини-музей национального быта, где собраны предметы национального быта, дидактические игры, куклы в национальных костюмах, мордовская вышивка, костюмы для детей.
.Детей знакомлю с мокшанской литературой и фольклором. Мокшанская литература и фольклор показывая в сказках, несут черты национальных традиций, знания о родном крае, развивают выразительную речь ребенка. Читая детям сказки мордовского народа, необходимо обращать внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. С интересом рассматриваем журнал «Якстерь тяштеня», учим на мокшанском языке стихотворения. На занятиях с детьми рассматриваем мокшанские костюмы, вышитые узоры, орнамент. Традицией стали в нашем детском саду фольклорные праздники Рождество, Масленица – дети очень любят друг друга угощать блинами, Пасха, Троица, яблочный спас. Слушаем с детьми мордовскую музыку, разучиваем танцы и песни на праздники, играем в народные подвижные игры. Я вижу, как радуются дети, когда надевают мокшанские костюмы, когда играют в игры.
Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат информации культуре народа, родном крае, верованиях,Детей знакомлю с, праздниками, мордовскими сказками, обычаями и традициями мордовского народа.
Знакомя детей с языком, лаконичным и звучным, с мордовскими обычаями и традициями, с праздниками, с малыми формами фольклора мордовского народа, должно сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, национальной одежды. Фольклорные праздники дают возможность детям проявить свои творческие способности без лишних физических и психологических нагрузок, положительно действуя на эмоциональную сферу ребенка. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для детей.
В пословицах восхваляется любовь к родной земле, трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. Они имеют большую значимость для нравственного воспитания детей.
Именно обращение к фольклорному искусству мордовского народа дает неоценимый материал для речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его речи.
Произведения мордовского декоративно-прикладного и изобразительного искусства развивают творческие способности детей.
Я надеюсь, что наша совместная работа с родителями в воспитании детей в среде с национальным колоритом даст хорошие, положительные результаты.
Планирование работы с детьми
Сентябрь
1. Анкетирование родителей «Народные традиции в семье»
2. Рассматривание иллюстраций с изображением природы Мордовского края. Беседа: «Мой край родной»
3. Просмотр слайд – фильма «Как жили наши предки».
Октябрь
1. 1. Рассматривание мордовской избы и утвари
(Фатун – ухват, цюгуння- чугунок, пешефта – прихват).
2. Презентация «Мордовский костюм». Знакомство с национальным костюмом. (Мокша). Женская одежда (Авань панар – женское платье)
3. Мужская одежда (Алянь панар – мужская рубаха)
4. Презентация «Основные элементы мордовского орнамента». Рисование мордовского орнамента
5. Аппликация «Украшение салфетки мордовским узором».
Ноябрь
1. Знакомство с национальной обувью.
2. Рисование «Мордовские валенки»
3. Чтение художественных произведений мордовских писателей
4. Чтение мордовской сказки «Как собака друга искала».
Декабрь
1. Прослушивание мордовских песен
2. Мордовские народные игры
3. «Мокшень крайняй», «Луганяса келунясь», «Вай Ваняня, Ваняня»
4. Знакомство с берестой: предметы из бересты
5. Аппликация с берестой: «Подкова»
Январь
2. Развлечение «Рождество Христово - Роштува»
3. Знакомство с берестой: предметы из бересты
4. Аппликация с берестой: «Подкова»
Февраль
1. Беседа о мордовских народных умельцах.
2. Гончарное мастерство мордовского народа.
3. «Мордовская народная культура: мордовские народные игрушки».
4. Раскрашивание мордовской игрушки «Матрешка».
Март
1. Беседа «Национальные праздники и традиции мордовского народа
2. Тройца –Акша келу, Покров-Покрав»
3. Развлечение «Масленица»
4. Аппликация «Украшение полотенца - рушник мордовским орнаментом»
Апрель
1. Презентация «Мордовский заповедник». «Животные и растения нашей Республики» Красная книга Мордовии.
2. Презентация «Моя республика - символика». Рисование «Цвет – язык народа» (рисование мордовского флага)
3. Беседа. Рассматривание фото (готовые головные уборы: повязки, кокошники, картуз); украшение головного убора (повязки) бусинками, пуговицами, блестками, тесьмой.
4. Развлечение «Светлое воскресение – Пасха»
Май
1. Отгадывание загадок мордовского фольклора
2. Разучивание стихотворений на мокшанском языке И. Кудашкин «Шачем крайняй»
5. Анализ результативности опыта.
Проанализировав все полученные результаты, можно сделать вывод, что, работая над темой «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам мордовской культуры», мне удалось реализовать поставленные задачи. У детей появилось новые представления о жизни и традициях своих предков, положительный настрой по отношению к национальной культуре. Они лучше узнали и полюбили культуру мокшанского народа, научились петь мокшанские песни, рассказывать стихи, с интересом и удовольствием выполняют задания по рисованию, аппликации, ручному труду. Видя результаты родители воспитанников стали сотрудничать.
6. Трудоёмкость опыта.
Трудоёмкость в использовании о опыта работы состоит в том, что в настоящее время недостаточно методической литературы по приобщению детей к мордовской культуре. Представленный опыт накладывает на педагога определённые обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае.
7. Адресность опыта.
Опытом своей работы я делюсь с коллегами на педсоветах, на ме-тодических объединениях, где выступала с темами: «Край мордовский –Родина моя», Мастер – класс «Герб группы» с коллегами; «Сувенир из бересты», «Птица –Россия» .
Провела мероприятие «Светлый праздник –Рождество Христово», «Масленица»
Данный опыт работы могут использовать воспитатели детей старшего дошкольного возраста, которые работают по проблеме приобщение детей к мордовской национальной культуре.
