Ирина Альпатова
Индивидуальное коррекционное занятие со старшим дошкольником с ОНР III уровня «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Закреплять навыки различения и правильного артикуляторного произношения звуков [с]-[ш] в речи.
Задачи. 1. Коррекционно-образовательные.
Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [с]-[ш] изолированно, в словах, словосочетаниях, предложениях.
Учить звуковому анализу слов со звуками [с] и [ш].
Закреплять умение называть предметы, объединённые по определённому признаку, обобщающим словом.
Упражнять в согласовании числительных со словосочетанием (прилагательное + существительное).
Публикация «Индивидуальное коррекционное занятие со старшим дошкольником с ОНР III уровня „Дифференциация звуков [с]-[ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
2. Коррекционно-развивающие.
Способствовать развитию фонематического слуха и восприятия.
Развивать речевое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику.
Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление.
Развивать умение контролировать свою речь.
3. Коррекционно-воспитательные.
Воспитывать коммуникативные умения и навыки.
Воспитывать самоконтроль за правильным произношением звуков.
Создавать ситуацию успеха.
Формировать положительную мотивацию к учению.
Материалы и оборудование: кусочек ватки, карточка со стрелками, карточки с изображением предметных картинок для игры «4-ый лишний», картинка с изображением разбитых кувшинов.
Ход коррекционного занятия
I. Организационный момент.
Психогимнастика. Настал новый день, давай встретим его с улыбкой. Я улыбнусь тебе, а ты улыбнёшься мне в ответ. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы. Сделай глубокий вдох через нос и вдохни в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохни через рот все обиды, злобу, огорчения.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия. Сегодня мы с тобой закрепим наши знания о правильном произношении звуков [с] и [ш], но сначала мы сделаем небольшую гимнастику для язычка.
Артикуляционная гимнастика.
Наказать непослушный язык
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.
Вкусное варенье
Слегка приоткрыть рот и кончиком языка слизать с верхней губы «прилипшую каплю варенья», делая движение языком сверху вниз, пряча его в глубине рта.
Кто дальше загонит мяч?
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
2. Сравнение звуков [с] и [ш] по артикуляции.
Логопед. Давай сравним наши звуки. Где прячется твой язычок, когда произносишь [с] и [ш]?
• Представь, что из крана бежит вода: “с-с-с-с-с”. Где находится кончик языка, когда мы произносим звук [с]? (внизу, за нижними зубами).
• А теперь пошипи как змея: "Ш-ш-ш-ш-ш". Где находится язычок, когда мы произносим звук [ш]? (вверху, за верхними зубами).
• Какие органы артикуляции нам помогают в образовании этих звуков?
Вывод ребенка: В образовании этих звуков участвуют зубы, губы, язычок и воздушная струя (ветерок).
3. Попеременное произнесение звуков [с] и [ш].
Логопед. У меня есть карточка со стрелками. Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз – звук [с].
4. Физкультминутка.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А сейчас их разведём
И к себе скорей прижмём. Руки поднять вверх,
опустить вниз.
Руки в стороны.
Руки вниз, прижать к бёдрам.
Вправо – влево, поворот,
А потом наоборот. Наклоны вправо-влево, поворот.
Затем повернуться в другую сторону.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим… Остановиться.
Плавно отвести руки назад.
Голову поднять выше и спокойно начинаем дышать.
5. Дидактическая игра «4-ый лишний».
Логопед. Я дам тебе карточки с изображением различных предметов на них. Тебе нужно назвать все предметы обобщающим словом и определить лишний.
Шапка, шарф, сарафан, шуба.
Слива, апельсин, абрикос, груша.
Шкаф, стул, стол, кресло.
Собака, кошка, лиса, барсук.
Астра, ромашка, ландыш, кувшинка.
6. Дидактическая игра «Кувшины». Согласование числительного со словосочетанием.
Посмотри внимательно на картинку. Здесь изображены разбитые кувшины, к которым нужно подобрать недостающие части.
А теперь давай посчитаем, сколько же кувшинов получилось? Но считать будем так: один красный кувшин, два красных кувшина и т. д.
Ребёнок считает, правильно проговаривая звуки [с], [ш].
7. Пальчиковая гимнастика “Семья”.
Вот и встретилась семья.
Рад тебя увидеть я.
Всех мы в гости пригласили,
Всех здороваться учили.
В знак приветствия кивать
Может пальчик номер 5.
Безымянный может ниже.
Средний – силой не обижен,
Этот – знает всё на свете.
А вот этот любят дети!
(Поочерёдно сгибаем пальцы на двух руках навстречу, начиная с мизинца, а заканчивая большими пальцами).
8. Дидактическое упражнение «Исправь предложение».
А теперь послушай, какое предложение составил незадачливый поэт. Исправь в нём ошибки. Какие звуки перепутал поэт?
На глазах у детворы крысу красят маляры.
Начерти схему предложения в тетради.
Итог занятия, рефлексия.