ольга дунаева
Занятие в старшей группе «Дифференциация звуков [х]-[х’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дифференциация звуков Х-Хь.
Цель занятия : Дифференциация звуков Х и Хь.
Задачи:
1. Учить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении.
Определять наличие или отсутствие звука в слове, его позицию (начало, середина, конец).
2. Закреплять умение делить слова на слоги и составлять предложения по опорным –картинкам.
3. Развивать фонематический слух, внимание, мышление.
Публикация «Занятие в старшей группе „Дифференциация звуков [х]-[х’]“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
4. Формировать положительную оценку своей деятельности у каждого ребенка, умение работать в коллективе.
Оборудование: раздаточный – индивидуальные зеркала, перфокарты «позиция звука в слове»синие и зеленые карандаши, материал для анализа и синтеза слов и предложений.
Демонстрационные картинки: профили артикуляции звуков Х-Хь, звуковичок, хлеб, подсолнух, петух, муха, белка, карта острова Сокровища.
Ход занятия:
Организационный момент.
Мы сегодня будем путешествовать по необычному острову, нам надо пройти очень сложный маршрут и в конце пути мы должны найти клад. Давайте с вами представим, что мы стоим на вершине заснеженной горы. Снега здесь много и сейчас мы поиграем в снежки. Лепите снежки, подбрасывайте, ловите, кидайте их сугроб. Замерзли? Теперь погреем рук. Дышите на них легко-легко: Х-Х-Х. Давайте спустимся с горы и сядем на свои места.
2. Характеристика звуков Х,Хь
Островок средь моря есть,
По маршруту вы идете
Выше голову держите
Пять заданий на пути
Их нам никак не обойти
Какой звук мы произносили когда грели руки? (звук Х). Посмотрите в зеркала. Произнесите звук Х зубы у нас при этом разомкнуты, кончик языка опущен и немного отодвинут от нижних зубов. Задняя часть спинки поднимается к небу и создает щель, через которую проходит воздушная струя.
Можно ли петь этот звук (Нет) Если препятствие для воздуха
(Да) Какое (Язык)Значит этот звук согласный или гласный?
(согласный). А теперь рукой дотронься до горлышка вибрируют ли голосовые связки? (НЕТ) Значит звук какой?
(глухой)
А теперь ребята обратите внимание на карту на нашем пути мы встречаем обезьянку. А зовут ее Хохотушка. В названии имени Хохотушка какой звук (твердый). Дайте характеристику звуку Х. Наша обезьянка умеет весело смеяться: Хи –Хи –Хи.
Какой звук вы слышите? Хь. Посмотрите в зеркала. Произнесите звук Хь, губы у нас в улыбке, кончик языка продвигается вперед, касается нижних зубов. Спинка образует щель с небом, через которую проходит воздушная струя, голос молчит.
Звук какой? Дайте характеристику звуку (согласный, мягкий, глухой). Чем отличается произношение этих звуков (логопед показывает профили артикуляции звуков Х Хь, и дети находят различие в произношении.
- При произношении звука Х, кончик языка опущен и немного отодвинут от нижних зубов, при произношении звука Хь, кончик языка продвигается вперед, касается нижних зубов.
3. Различие звука Х И Хь на слух.
Наша обезьянка хотела бы с вами поиграть: когда вы услышите звук Х, вы поднимите руки вверх, если услышите звук Хь, то разведите руки в стороны (сначала называются звуки, потом слоги).
Игра «Сигнальщики» (определение Х и Хь в словах).
Кошка Коньки Хомяк
Петух Лапша Машина
Мох Духи Подсолнухи
Подушка Кактус
4. «Вставь пропущенный звук».
Ребята, мы идем с вами дальше и пришли мы с вами ко льву -
Звукоеду. Лев проглотил звук Х из начало слов, вставьте этот звук, назовите слова целиком.
Логопед называет слова не произнося звука Х :. леб, …обот,. олод…орек, …рам, а из этих слов лев съел звук Хь, в конце слова: оре, ду., стра, шоро,запа,
5. Задание на определение место звука в слове.
Мы добрались до глубокого и очень опасного озера.
Мы его не переплываем, если не выполним задание.
Нам нужны лодки, у вас на столах есть лодки: в них нарисованы схемы и картинки. Определите места звука Х и Хь в словах.
6. Физкультминутка (по музыку Чунга-Чанга выполнять действия за педагогом)
7. Звукобуквенный анализ
Обезьянка Хохотушка, зашифровала слова давайте мы их отгадаем. (муха и духи)
Выделите первый звук в словах- в картинках, по первым звукам составьте слово.
8. Составление предложения по опорным картинкам.
Будьте внимательны сейчас обезьянка будет загадывать загадки, а из отгадок вам нужно составить предложение
1. Раньше нас он встает
Громко голос подает (петух)
2 .Золотое решето
Черных домиков полно (подсолнух)
3. Рыжая, пушистая
На елочке живет
Крепкими зубами
Орешки жует (белка)
4. На кусте родились
Под куст скатились
На зубах очутились (орехи)
9. Итог занятия Ну вот мы и прошли весь маршрут, и здесь нас встречает пират Джо. Ребята, чтобы открыть сундук нам надо ответить на его вопросы.
Какие звуки мы изучали?
Расскажите об этих звуках?
Придумайте слова Х и Хь?
Какое задание было самым трудным?
Какое задание было самым трудным?