Елена Глушакова
Логопедическое мультимедийное занятие «Дифференциация звуков [л] — [р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект медиазанятия по теме : «Дифференциация звуков [Л] - [Р].
Наши друзья Лосяш и Крош».
Предмет – логопедическое занятие.
Группа – подготовительная.
Тема – Дифференциация звуков [Л] – [Р].
Учебно-методическое обеспечение:
Публикация «Логопедическое мультимедийное занятие „Дифференциация звуков [л] — [р]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Косинова Е. М., Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М. :ЭКСМО-ОЛИСС, 2011. Время реализации занятия –20 - 25 минут. Авторский медиапродукт. Вид медиапродукта – наглядная презентация 23 слайда (переход по щелчку мыши).
Целесообразность использования медиапродукта на занятии :
1. Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей.
2. Эффективность индивидуального подхода к работе с детьми.
3. Использование ИКТ повышает качество обучения, дети дольше собранны и внимательны на занятии, работоспособность их ощутимо повышается.
4. Актуальность внедрения информационных технологий в коррекционо – развивающий процесс.
Краткое описание содержания учебных кадров-экранов:
1. Организационный момент. Отгадывание загадок.
2. Целевая установка в виде заданий для сказочных героев. Артикуляционная гимнастика.
3. Активизация словаря.
4. Дыхательная гимнастика.
5. Характеристика звуков Л-Р.
6. Пальчиковая гимнастика.
7. Динамическая пауза «Кто внимательней».
8. Игра «Угостим наших друзей».
9. Игра «Найди лишний овощ».
10. Рассказ «Крош и Лосяш собирают урожай».
11. Игра «Доскажи словечко».
12. Рефлексия. Цели занятия :
Коррекционно - образовательные:
Закрепление правильного произношения звуков [Л], [Р] в речи детей.
Уточнение артикуляции; дифференциация данных звуков на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях.
Коррекционно-развивающие:
Активизация словаря по теме «Овощи».
Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления.
Развитие мелкой и общей моторики. Развитие зрительного восприятия.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать желание, стремление произносить звуки [Л] и [Р] правильно. Воспитывать навыки доброжелательности, активности, сотрудничества.
Необходимое оборудование и материалы для занятия :
1. Компьютер, мультимедийный проектор.
2. Настольные зеркала.
3. Мяч.
Ход занятия:
Слайд 2, 3
1. Орг. Момент. Отгадывание загадок.
- Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы? Сегодня к нам в гости пришли герои из мультфильма «Смешарики». Но кто именно, я вам не скажу. Попробуйте отгадать загадку: «Хоть он и ушастик, собою хорош. Вы догадались? Конечно же это…» (Крош). «Рогатый ученый, забавный типаж. Вы догадались? Это…» (Лосяш).
Молодцы! Вы знаете героев вашего любимого мультфильма.
Сообщение темы занятия. - Сегодня Крош и Лосяш приглашают нас в гости. Вместе с ними будем повторять звуки [Р] и [Л].
Слайд 4 – 9.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Давайте с нашими друзьями сделаем веселую гимнастику для язычка.
Дети перед зеркалом выполняют упражнения «Заборчик», «Лопаточка», Парус», «Лошадка», «Грибок», «Барабан».
Слайд 10.
3. Активизация словаря по теме «Овощи».
- Ребята, Крош целый день бегает на улице и кушает одни сладости, а Лосяш- он ученый, он то знает, чтобы быть здоровым нужно кушать какие продукты?
Дети. Огурцы, помидоры, капусту.
- Правильно, дети. А что это? Как одним словом назвать?
Дети. Овощи.
- Правильно, молодцы! Давайте поможем Лосяшу познакомить Кроша с овощами.
Слайд 11.
4. Дыхательная гимнастика. Дыхательное упражнение «Горошинка».
- Ребята, посмотрите, мы с вами оказались на огороде. Весь урожай собрали, осталась одна?. (Горошина.) Помогите долгой плавной воздушной струёй отправить горошину в воротики Кроша и Лосяша. Сделали язык «лопаточкой», вдох носиком, выдыхаем на «лопаточку». Молодцы, ребята!
Слайд 12 - 15.
5. Характеристика звуков [Л] и [Р].
- Ребята, в именах Смешариков есть два похожих звука. Но сейчас в огороде был такой переполох и эти звуки поменялись. Теперь их зовут Клош и Росяш. Вы догадались какие звуки поменялись?
Дети. Звуки [р] и [л].
- Правильно, это звуки [р] и [л]. Чтобы нам их больше не путать, давайте расскажем как образуются эти звуки?
Дети по очереди по схеме рассказывают о звуках.
Слайд 12. Схема «Артикуляция звуков».
Слайд 13. Схема «Характеристика звуков».
Слайд 14. «Связь звука и буквы Л».
- Ребята, какая буква подходит Лосяшу?
Слайд 15. «Связь звука и буквы Р».
- Ребята, какая буква подходит Крошу?
6. Пальчиковая гимнастика «Обведи контур овоща и произнеси звук [Л], [Р]».
- Ребята, Крош и Лосяш принесли овощи и предлагают вам обвести их пальчиком по контуру и длительно произнести звук [Л] и звук [Р].
Дети выполняют задание со звуками, затем меняются карточками.
7. Динамическая пауза с мячом «Кто внимательней». Дифференциация звуков [Л] и [Р] в слогах.
- Ребята, поиграем в игру «Кто внимательней».
Будь внимателен, смотри,
Слоги верно произнеси!
- Я бросаю вам мяч и произношу слог со звуком [Л], а вы верните мне мяч со звуком [Р] и наоборот : ла-ра, ро-ло, ол-ор, ар-ал, плу-пру, про-пло.
Слайд 16.
8. Дифференциация звуков [Л]-[Р] в словах. Игра «Угостим наших друзей».
- Ребята, у меня есть очень много овощей. Давайте угостим наших друзей. Какие овощи мы дадим Крошу, а какие Лосяшу?
Дети по очереди называют картинки и «угощают» Кроша овощами со звуком [Р], а Лосяша со звуком [Л].
Слайд 17, 18.
9. Дифференциация звуков [Л]-[Р] в словах. Игра «Найди лишний овощ».
- Ребята, Крош и Лосяш приготовили нам загадки. Посмотрите внимательно и скажите какой овощ лишний и почему?
Дети по очереди находят и называют лишний овощ и объясняют почему?
Горох, лук, помидор, кукуруза. Лишний овощ – лук. Потому что есть звук [Л], а в остальных словах звук [Р].
Баклажан, свекла, морковь, салат. Лишний овощ – морковь. В этом слове звук [Р], а в других звук [Л].
- Молодцы, ребята, справились с заданием!
Слайд 19 – 22.
10. Дифференциация звуков [Л]-[Р] в предложениях. Рассказ «Крош и Лосяш собирают урожай»».
- Послушайте, пожалуйста, рассказ о том, как Крош и Лосяш собирали урожай. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.
Слайд 19.
- Крош и Лосяш собирали урожай.
Слайд 20
- Лосяш сорвал баклажан, горох, помидор, кукурузу.
Слайд 21.
- Крош выкопал картофель, морковь, лук, свеклу.
Слайд 22.
- Будет чем угощать друзей.
Слайд 19 – 22.
11. Дифференциация звуков [Л]–[Р] в предложениях. Составление предложений
по опорным словам. Игра «Доскажи словечко».
- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко».
Я начинаю предложение, вы смотрите на картинку и заканчиваете его.
«Крош и ….» (Лосяш собирали урожай).
«Лосяш сорвал…» (баклажан, горох, помидор, кукурузу).
«Крош выкопал….» (картофель, морковь, лук, свеклу).
«Будет чем….» (угощать друзей).
- Молодцы, ребята!
Слайд 23.
12. Рефлексия.
- Ребята, у кого мы сегодня были в гостях? Какие звуки есть в именах наших друзей?
Крошу и Лосяшу очень понравилось с вами играть. Я думаю, что мы научили Кроша любить и узнавать овощи, а еще мы и их научили отличать звуки [Л] и [Р].