Светлана Лютова
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [ж]-[ш] и букв Ж-Ш в слогах, словах, предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели обучающие: закрепить у детей знания о звуках и буквах «Ж – Ш»; дифференцировать буквы «Ж – Ш» в словах, предложениях.
Цели коррекционно – развивающие: развивать у детей пространственные и кинетические представления; развивать слуховое внимание, память; развивать и обогащать словарный запас; развивать фонематические представления.
Публикация «Логопедическое занятие „Дифференциация звуков [ж]-[ш] и букв Ж-Ш в слогах, словах, предложениях“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Цели воспитывающие: формировать положительную мотивацию к занятиям; воспитывать навыки самоконтроля.
I. Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся.
Повернитесь ко мне.
Вы готовы глазки?
Да! (Смотрят в «бинокль»)
Вы готовы, ушки?
Да! (прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)
Вы готовы, ножки?
Да! (Поглаживают ноги, притоптывают)
Вы готовы?
Да! (Разводят руки в стороны и обнимают себя)
- Прикоснитесь ладошками друг к другу. Улыбнитесь, мысленно пожелайте соседу успеха на занятии.
- Присаживайтесь.
Основная часть
II. Введение в тему
1. Упражнение на выделение общего согласного звука в словах.
- Назовите общий согласный звук в словах «лыжи» «жаба» «кружок»
- Назовите общий согласный звук в словах «уши» «шалаш» «каша»
- А теперь посмотрите на экран, и скажите, какие буквы СЛАЙД 3
спрятались в картинках? (Буква Жэ и буква Ша)
Сообщение темы и цели занятия
- Ребята, а теперь попробуйте догадаться, какие звуки и буквы мы будем различать сегодня на занятии.
- Правильно. Тема нашего занятия «Звуки «Ж» - «Ш». Мы будем учиться различать эти звуки в слогах, словах.
2. Дыхательная гимнастика.
- Ребята, как жужжит жук? (Жжжжж). Какой звук вы слышите? Ж. (Глубокий вдох через нос и произносим на выдохе)
А как шипит змея? (Шшшш). Какой звук вы слышите? Ш. (Глубокий вдох через нос и произносим на выдохе).
3. Характеристика звуков. СЛАЙД 4
- Ребята, а кто мне даст характеристику звука Ж? Звук Ж, какой он? (согласный, звонкий, всегда твердый, на письме обозначается буквой Жэ).
- Как мы можем проверить звонкий звук или глухой. (Прислоняем ладошку к гортани и произносим звук, чувствуется вибрация голосовых связок)
-А звук Ш он какой? (согласный, глухой, всегда твердый; на письме обозначается буквой Ша).
А когда мы произносим звук Ш голосовые связки работают. Положить ладошку на гортань. Голосовые связки не дрожат, голоса нет).
Звуки Ш – Ж парные, всегда твердые.
4. Чистописание.
-Ребята возьмите счётные палочки и выложите букву Жэ, Ша. Какие буквы получились, прописные или печатные? (Печатные). На сегодняшнем занятии мы будем писать прописные буквы Жэ, Ша. Для этого сделаем небольшую разминку для наших рук.
5. Подготовка руки к письму. Упражнение с эспандером.
(Возьмите эспандер в ведущую руку)
Я в друзьях души не чаю,
Я друзей своих встречаю.
Каждый руку мне пожмёт,
Каждый мне привет пошлёт!
6. Работа в тетрадях. СЛАЙД 5
- Ребята, сейчас мы будем работать в тетрадях.
Напомнить детям правила правильной посадки при письме.
- сидеть прямо;
- опираться спиной на спинку стула;
- не опираться грудью на стол;
- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
- туловище, голову, плечи держать ровно;
- положить обе руки на стол, чтобы они опирались о край стола, а локти выступали за край стола;
- придерживать тетрадь левой рукой (если ты правша) и правой рукой (если ты пишешь левой рукой);
- писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.
- Заштрихуйте буквы Ж, Ш, так как показано стрелками. Букву Ж – вертикальными линиями, букву Ш – горизонтальными. Затем напишите прописные буквы Жэ, Ша.
III. Дифференциация букв ш-ж в слогах. СЛАЙД 6
1. Составь и запиши прямые и обратные слоги.
Колокольчик зачёркнут, значит звук Ш, не зачёркнут Ж. (Записать в тетрадь)
2. Игра «Угадай, где буквы?» СЛАЙД 7
На слайде имеется изображение одной буквы «И», остальных буквы закрыты предметами. Детям дается задание с помощью подсказки отгадать, где находятся заданные буквы.
- Буква «_Ж_» находится выше и правее буквы «И». Найдите букву Ж
- Буква «__Ш__» находится ниже и левее буквы «И». Скажите за каким предметом спряталась буква «Ш»
Прочитайте получившиеся слоги. Закрепление правила написания ЖИ, ШИ
IV. Дифференциация звуков Ш-Ж в словах
1. «Развесь одежду по вешалкам». СЛАЙД 8
Определи наличие звуков Ш, Ж в словах, раздели их на группы.
2. Физкультминутка.
Корректирующая гимнастика для глаз
1. «Зоркие глазки» : глазами нарисуйте 2 круга по часовой стрелке и 2 круга против часовой стрелки.
2. «Стрельба глазками» : двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз.
3. «Письмо носом» снижает напряжение в области глаз: закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите, или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко приоткрыты.
3. Какая картинка в каждом ряду лишняя? СЛАЙД 9
Определи место звука Ж, Ш в слове.
4. Раздели на слоги. СЛАЙД 10
Каждый ребёнок получает карточку со словом, необходимо прочитать слово, разбить по слогам, определить место звука ш или ж в каком слоге.
Машина, пружина, шахматы, кожа, пушок, дружба, ладошка, баржа.
5. Игра «Вставь правильную букву». СЛАЙД 11
Чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо изменить это слово или подобрать к нему такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стояла бы гласная либо согласная н:
Ло__ка, ватру__ка, кру__ка, бука__ка, рыбё__ка, ладо__ка, но_ка, кро__ка.
6. Кроссворд. СЛАЙД 12
Впиши в кроссворд слова, которые начинаются на звук Ш, Ж.
7. Физкультминутка.
Учитель
- Вы наверное устали.
А поэтому все встали.
Нам пора передохнуть.
Потянуться и вздохнуть.
Ученик (выходит)
- начинается разминка.
Выровняли спинки.
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Сели – встали, сели – встали,
Ноги хорошо размяли.
И попрыгать нам пора.
Мы не прыгали с утра.
Переходим все на шаг.
Дружно ходим мы на месте,
Мы за парты сядем вместе.
Вновь возьмёмся за дела.
V. Дифференциация букв Ш - Ж на уровне предложений СЛАЙД 13
и текста.
Раздаются на парту по карточке с одним предложением. Дети работают в парах, вставляют пропущенные буквы и зачитывают. Затем из предложений составляют текст.
После до…дя были большие лу…и. …еня и Са…а …алили. Они …лёпали по лу…ам. У …ени фла…ёк упал в лу…у.
VI. Подведение итога:
-Какие звуки сегодня повторяли?
-Как мы это делали?
- Для чего мы это делали?
VII. Пароль на выход: СЛАЙД 14
-Ребята предлагаю вам последнее задание под названием «Пароль на выход». Правильно ответив на мой вопрос вы можете покинуть класс и идти на перемену.
1. Животное в названии которого есть звук Ж
2. Насекомое в названии которого есть звук Ж.
3. Одежда в названии которой есть Ш.
4. Лакомство в названии которого есть звук Ж.
5. Игрушка в названии которой есть звук Ш.
6. Обувь в названии которой есть звук Ж.
7. Школьная принадлежность в названии которой есть звук Ш.
8. Посуда в названии которой есть звук Ж.