Папки-передвижки

Занятие по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков Ч — Щ. Звуковой анализ слова [дом]»

Ирина Назаренко
Занятие по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков Ч — Щ. Звуковой анализ слова [дом]»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

- упражнять в правильном произношении звуков Ч - Щ;

- формировать умение дифференцировать звуки Ч – Щ : слышать и различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, подбирать слова на заданный звук;

- упражнять в употреблении увеличительных суффиксов;

- развивать слуховое внимание и память

Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Дифференциация звуков Ч — Щ, Звуковой анализ слова [дом]“» размещена в разделах

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1. Мотивация к познавательной деятельности:

- Ребята, мы с вами течение года НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ учимся правильно произносить звуки, красиво строить предложения, составлять интересные рассказы, выполнять звуковой анализ слов и многое другое.

Вспомним наше правило:

Говорим всегда красиво.

Правильно, неторопливо,

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно.

-И сегодня мы будем говорить о звуках и словах. А для чего это вам нужно?

2. Сообщение темы через проблемную ситуацию:

-Выделите часто встречающиеся звуки в словах :

Догадайтесь, с какими звуками будем знакомиться? Какие звуки встречаются в этих словах?

Щетка, щука, ищу, мощный (- Щ)

Чайка, чудо, дачка, плач (- Ч)

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика. Дифференциация звуков.

- Звук – Ч (едет поезд) – согласный, глухой, мягкий; при произношении звука – Ч губы выдвигаются вперед, язык вверху, голосок «спит»;

- Попробуйте произнести этот звук.

- Придумайте слово со звуком Ч (в начале слова).

- Звук – Щ (щеткой чистим одежду) – согласный, глухой, мягкий; при произношении звука – Щ губы вытягиваются вперед, язык у верхних зубов, голосок «спит».

- Попробуйте произнести этот звук.

- Придумайте слово со звуком Щ (в начале слова).

- Ребята, эти звуки по своему произношению очень схожи между собой, но кроме этого, у них есть еще один общий СЕКРЕТ: эти согласные звуки никогда не бывают твердыми, они всегда только мягкие и обозначаются зеленым цветом!

- Давайте поупражняемся в правильном произношении этих звуков.

Игра «Эхо». Послушайте внимательно и скажите как я:

Ча – ща –ща ща – щу –чи

Чи – щи –чи ащ – ущ - ча

Ач – ач – щу чу – ча – щи.

(Каждый ребенок произносит индивидуально).

- А сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный.

Игра «Слушай внимательно» :

- Ребята, у вас на столах картинки с изображением поезда и щетки.

Показываете «поезд», услышав звук – Ч, и щетку, услышав звук – Щ : ч, щ, щ, ч, щ, ч, ч, щ, ач, уч, ощ, ищ, ач, ча, щи, ща, че, ночь, плащ, щука, дочь, щавель, угощение, очки, печенье. Далее воспитатель цитирует отрывок из сказки К. Чуковского «Федорино горе» :

Я Федорушку прощаю

Сладким угощаю…

- Кто и за что прощает Федорушку? Кто автор этого произведения? Какие еще произведения этого писателя вы можете назвать?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «В стране великанов и гномиков»

- Представьте, что эти согласные и всегда мягкие звуки Ч и Щ очутились в стране великанов и гномиков. А каждый предмет, попадая в эту страну, превращается в очень маленький или в очень большой. Посмотрите на части тела гномика и великана. У гномика - ручка, а великана – ручища, нога - ножища и т. д.

ФМ

- Про что была ФМ?

- А дом для звуков знаете как называется? (слово)

- Давайте разберём слово “Дом” по звукам. Не забывайте, в каждом домике (клеточке) живёт свой звук.

Какой 1 звук? “Д”.

Какой 2 звук? “О”.

Какой 3 звук? “М”.

6. Поиграем в игру “Живые звуки”. Дети по желанию выбирают звуки “Д”, “О”, “М”, воспитатель раздаёт серые фишки, играют три человека. Под музыку дети выполняют движения, по окончании музыки должны встать в определённом порядке слева направо, чтобы можно было прочитать слово “Дом”, а остальные проверяют всё ли в игре правильно.

Задания детям:

Звук “О” – назови себя громко.

Звук “Д” – назови своего младшего братца.

Звук “М” – назови слово со своим звуком

Итог занятия.

Вот подошло к концу наше путешествие. С какими звуками мы познакомились сегодня? Какой у них есть один общий секрет?

- Меня сегодня на занятии своими успехами порадовали ….

Публикации по теме:

«Дифференциация звуков [с] и [ш]». Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в подготовительной группе Тема: «Дифференциация звуков [С] и [Ш]» Программные задачи: • Учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш]. • Закреплять.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [c]-[ш]» Тема : "Дифференциация звуков [c]-[ш]".Цели :1. Закрепить правильное произношение звуков [c],[ш]. 2. Учить детей различать эти звуки на слух.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков Ч — Щ. Звуковой анализ слова [дом]»
Опубликовано: 17 мая 2015 в 05:31
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков Ч — Щ. Звуковой анализ слова [дом]»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Назаренко (УИ 282748) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД