Ирина Назаренко
Занятие по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков Ч — Щ. Звуковой анализ слова [дом]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- упражнять в правильном произношении звуков Ч - Щ;
- формировать умение дифференцировать звуки Ч – Щ : слышать и различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, подбирать слова на заданный звук;
- упражнять в употреблении увеличительных суффиксов;
- развивать слуховое внимание и память
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Дифференциация звуков Ч — Щ, Звуковой анализ слова [дом]“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1. Мотивация к познавательной деятельности:
- Ребята, мы с вами течение года НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ учимся правильно произносить звуки, красиво строить предложения, составлять интересные рассказы, выполнять звуковой анализ слов и многое другое.
Вспомним наше правило:
Говорим всегда красиво.
Правильно, неторопливо,
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.
-И сегодня мы будем говорить о звуках и словах. А для чего это вам нужно?
2. Сообщение темы через проблемную ситуацию:
-Выделите часто встречающиеся звуки в словах :
Догадайтесь, с какими звуками будем знакомиться? Какие звуки встречаются в этих словах?
Щетка, щука, ищу, мощный (- Щ)
Чайка, чудо, дачка, плач (- Ч)
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика. Дифференциация звуков.
- Звук – Ч (едет поезд) – согласный, глухой, мягкий; при произношении звука – Ч губы выдвигаются вперед, язык вверху, голосок «спит»;
- Попробуйте произнести этот звук.
- Придумайте слово со звуком Ч (в начале слова).
- Звук – Щ (щеткой чистим одежду) – согласный, глухой, мягкий; при произношении звука – Щ губы вытягиваются вперед, язык у верхних зубов, голосок «спит».
- Попробуйте произнести этот звук.
- Придумайте слово со звуком Щ (в начале слова).
- Ребята, эти звуки по своему произношению очень схожи между собой, но кроме этого, у них есть еще один общий СЕКРЕТ: эти согласные звуки никогда не бывают твердыми, они всегда только мягкие и обозначаются зеленым цветом!
- Давайте поупражняемся в правильном произношении этих звуков.
Игра «Эхо». Послушайте внимательно и скажите как я:
Ча – ща –ща ща – щу –чи
Чи – щи –чи ащ – ущ - ча
Ач – ач – щу чу – ча – щи.
(Каждый ребенок произносит индивидуально).
- А сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный.
Игра «Слушай внимательно» :
- Ребята, у вас на столах картинки с изображением поезда и щетки.
Показываете «поезд», услышав звук – Ч, и щетку, услышав звук – Щ : ч, щ, щ, ч, щ, ч, ч, щ, ач, уч, ощ, ищ, ач, ча, щи, ща, че, ночь, плащ, щука, дочь, щавель, угощение, очки, печенье. Далее воспитатель цитирует отрывок из сказки К. Чуковского «Федорино горе» :
Я Федорушку прощаю
Сладким угощаю…
- Кто и за что прощает Федорушку? Кто автор этого произведения? Какие еще произведения этого писателя вы можете назвать?
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «В стране великанов и гномиков»
- Представьте, что эти согласные и всегда мягкие звуки Ч и Щ очутились в стране великанов и гномиков. А каждый предмет, попадая в эту страну, превращается в очень маленький или в очень большой. Посмотрите на части тела гномика и великана. У гномика - ручка, а великана – ручища, нога - ножища и т. д.
ФМ
- Про что была ФМ?
- А дом для звуков знаете как называется? (слово)
- Давайте разберём слово “Дом” по звукам. Не забывайте, в каждом домике (клеточке) живёт свой звук.
Какой 1 звук? “Д”.
Какой 2 звук? “О”.
Какой 3 звук? “М”.
6. Поиграем в игру “Живые звуки”. Дети по желанию выбирают звуки “Д”, “О”, “М”, воспитатель раздаёт серые фишки, играют три человека. Под музыку дети выполняют движения, по окончании музыки должны встать в определённом порядке слева направо, чтобы можно было прочитать слово “Дом”, а остальные проверяют всё ли в игре правильно.
Задания детям:
Звук “О” – назови себя громко.
Звук “Д” – назови своего младшего братца.
Звук “М” – назови слово со своим звуком
Итог занятия.
Вот подошло к концу наше путешествие. С какими звуками мы познакомились сегодня? Какой у них есть один общий секрет?
- Меня сегодня на занятии своими успехами порадовали ….