Екатерина Козгова
Дидактическое пособие «Назови какой» для автоматизации звуков и развития лексико-грамматических категорий
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 4 «Дюймовочка» комбинированного вида» Красноярский край, город Минусинск
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«Назови какой»
Автор методического пособия - учитель-логопед МДОБУ «Детский сад № 4» Козгова Екатерина Борисовна
г. Минусинск 2022 г.
Актуальность
Публикация «Дидактическое пособие „Назови какой“ для автоматизации звуков и развития лексико-грамматических категорий» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2022
За последнее время возросло количество детей с речевыми нарушениями, и это требует от учителя-логопеда поиска эффективных форм и методов работы по их исправлению. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по коррекции звукопроизношения. Такой формой может быть только игра – как ведущая деятельность и естественная среда ребенка дошкольного возраста. Это побуждает в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции звукопроизношения.
Аннотация
Данная игра состоит из набора черно-белых картинок и цветных квадратов. Картинки могут быть со звуками С, Сь, З, Зь, Ц, Ч, Щ, Ш, Ж, Л, Ль, Р, Рь, и использоваться для автоматизации звуков, или призвольно подобраны для закрепления грамматических категорий. Количество игроков: 1-2 человека. Данная игра может быть использована в индивидуальной коррекционной деятельности (как элемент) с детьми 5-7 лет. Можно использовать картинки как с одной группой звуков, так и с разными.
Коррекционные задачи:
Автоматизировать поставленные звуки.
Формировать фонетико-фонематические представления и слоговую структуру слова.
Развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.
Стимулировать развитие психических и познавательных процессов.
Поддерживать эмоционально-положительный комфорт.
Способствовать развитию общения детей, коммуникативных навыков.
Ожидаемый результат
Использование данного дидактического пособия позволит детям в интересной игровой форме успешно автоматизировать звуки в слове, правильно составлять словосочетания, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, различать одушевленные и неодушевленные предметы, развивать связную речь.
Руководство игрой:
1. Игры для автоматизации поставленных звуков.
Коррекционная задача: автоматизировать поставленные звуки (в слове, предложении (чистоговорке).
Скажи правильно.
Ребенок берёт цветной квадрат и накладывает его на черно-белую картинку. Называет, каким цветом стала картинка (желтая, красная, синяя, зеленая). Далее, он передаёт ход следующему игроку. За правильный ответ ребёнок получает фишку.
Скажи чистоговорку.
Ребенок кладет цветной квадрат на картинку, называет что получилось, правильно произнося поставленный звук в слове. Затем повторяет за логопедом чистоговорку. За каждое правильно выполненное задание получает фишку. Далее, он передаёт ход следующему игроку.
3. Игры для развития лексико-грамматического строя речи.
Коррекционная задача: Развивать лексико-грамматический строй речи.
( закреплять умение: образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовывать существительные с прилагательными и числительными; составлять предложения с заданным словом.
Один-много.
Дети по очереди кладут цветной квадрат на картинку, называют её. Затем называют слово во множественном числе именительного падежа. За каждое правильно выполненное задание получают фишку.
Какой? Какая? Какое?
Ребенок кладет цветной квадрат на картинку, называет её, затем подбирает признаки в соответствии с тем, к какому роду относится предмет (мужскому, женскому или среднему). За каждое правильно выполненное задание получает фишку. Далее, он передаёт ход следующему игроку.
Скажи ласково.
Ребенок кладет цветной квадрат на картинку, называет её, а затем преобразует слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. За каждое правильно выполненное задание получает фишку и передаёт ход следующему игроку. (красная скамейка – красненькая скамеечка)
Посчитай.
Ребенок кладет цветной квадрат на картинку, называет картинку, затем, он считает предмет от одного до пяти, согласуя окончания. За каждое правильно выполненное задание получает фишку и передаёт ход следующему игроку.
4 .Игры для развития связной речи.
Коррекционная задача: Развивать связную речь.
Составь предложение с данным словом.
Ребенок кладет цветной квадрат на картинку, называет картинку и составляет предложение любой сложности. За каждое правильно выполненное задание получает фишку и передаёт ход следующему игроку.
Придумай загадку.
Ребенок кладет цветной квадрат на картинку, но ее не называет. Другой игрок отворачивается или закрывает глаза. Затем он описывает характерные признаки изображё нного предмета: форму, цвет, вкус, действия, которые может совершать сам предмет, и действия, которые можно совершать с ним. Другой игрок пытается угадать, о каком предмете идет речь. Затем к заданию приступает другой ребенок.