Марина Меньшикова
«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте
Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической группе. Учитель-логопед: Меньшикова М. И.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 138 «Дюймовочка» г. Курган
Лексическая тема: «Спасаем лето!»
Публикация «„Спасаем лето!“ Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Цель: формирование лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте.
Задачи:
«Речевое развитие»
- развивать связную речь (исправление деформированных предложений);
- формирование практических умений и навыков пользоваться фонетически чистой, грамматически правильной речью;
- совершенствование слогового анализа слова;
- совершенствовать навык составления и чтения слов, предложений, навык их анализа и синтеза;
- формирование грамматического строя речи;
- упражнять в подборе родственных слов, слов–действий, признаков;
- формировать навыки самоконтроля связного высказывания при ответах на вопросы;
«Познавательное развитие»
- уточнение и закрепление словарного запаса по теме «Лето (цветы, насекомые)»;
- развитие произвольного внимания, наблюдательности, мыслительных операций (классификация, логические операции);
«Социально-коммуникативное развитие»
- формировать умение соблюдать элементарные нормы и правила поведения в процессе занятия;
- поддерживать желание доводить начатое дело до конца, вызывать положительный, эмоциональный отклик на результат совместной деятельности (в парах).
«Художественно-эстетическое развитие»
- вводить в мир художественного слова;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальное сопровождение.
«Физическое развитие»
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать речевое дыхание;
- прививать навыки здорового образа жизни (осанка, физкультминутка, дых. гимнастика).
Оборудование: - мультимедиа; - круги с буквами; - магнитная доска; - письмо; - ромашка с лепестками, на которых части слов; - наборы для составления схемы предложения; - музыкальное оформление; - слоговые карточки; - картинки разрезные и целые; - солнышки-призы.
Ход занятия
I. Организационный момент. Слайд 2 (пустой)
Дети входят в зал, здороваются с гостями.
Послушайте и отгадайте мою загадку:
Солнце печёт,
Липа цветёт
Рожь поспевает
Когда это бывает? (летом)
Составим и прочитаем все вместе слово «Лето» (круги с буквами, магнитная доска).
- Все с нетерпением ждут это время года. А, почему?
- Лето, какое? (звонкое, красивое, яркое, тёплое, весёлое)
- Посмотрите, что это? (это письмо).
Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите нам спасти лето. Его захватила злая колдунья и не хочет, чтобы оно к нам пришло. Нужно выполнить её задания, но без вас мы не справимся.
Жители леса.
Поможем жителям леса?
А чтобы вы красиво говорили, выполним гимнастику для язычка.
II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика «Лето» - стоя у больших зеркал.
Жарко солнышко пылало, («Окошечко»)
Млела знойная земля. («Лопаточка»)
Ночью туча набежала, («Часики»)
Ждали дождика поля. («Качели»)
Рады, рады все травинки,
И колосья и цветы, («Грибок»)
Что веселые дождинки
Звонко льются с высоты. («Лошадка»)
2. Отправляемся в лес спасать лето.
Слайд 3 - звучит фонограмма (щелчок по значку) «Пение птиц» - тихо!
Мы пойдём лесной тропинкой,
А куда – не знаем сами.
Светит солнце золотое
Сквозь зелёные оконца.
Может мы пойдём за солнцем?
Что же?
Может и за солнцем!
Может, бабочка нам попадётся,
Может, ёжик ждёт нас где – то…
Мы пойдём гурьбой весёлой
Ясным утром
Спасать лето!
Слайд 4
- Ребята, а какие летние месяцы вы знаете?
3. - А вот и первое задание (из конверта на карточке-круге с буквой) – нужно отгадать загадку:
Стоят в поле сестрички
Жёлтые глаза, белые реснички (ромашки).
После отгадки - Слайд 5
- А с нашей ромашкой случилось беда. Ветер сорвал лепестки. В середине ромашки часть слова и на лепестках – его части. Нужно лепестки вернуть ромашке. Но не все лепестки подойдут, берём лепестки, где есть буква «Р» (дети читают, подбирают нужные слова, выкладывают).
На середине цветка написано – ать. На лепестках: прыг-, дав-, рыд-, рисов-, дум-, крич-, скак-, чит-, загор-, срыв-, работ-, убир-, собир-, прилет-, рассказыв-, оберег-, согрев-.
- Ребята, что это за слова, на какой вопрос они отвечают? (слова-действия)
- Почему не взяли эти лепестки (дав-, дум-, скак-, чит-? (там нет буквы «Р»)
4. Второе задание:
- Какие лесные цветы вы ещё знаете?
- Какие бывают цветы? (слова-признаки)
- А эта загадка, про какой цветок?
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (одуванчик)
После отгадки - Слайд 6
5. Д/у «Одуванчики» - мыльные пузыри
- С помощью мыльных пузырей покажем, как разлетелись семена одуванчика. Вдох – носом, выдох – ртом, щеки не раздувать.
Слайд 7
Желтая головушка,
Розовая ножка.
Одуванчик-солнышко
Подержу в ладошке.
Жаль, недолго солнышко
Будет золотым,
Побелеет солнышко —
И расстанусь с ним.
6. - А в третьем задании злая колдунья перепутала слова в предложениях и я не могу ничего понять. Давайте все вместе разберемся (деформированные предложения) - сидя.
Слайд 8 – щелчки после выполнения задания для проверки!
Васильки, поляна, много, на, расцвело!
На поляне расцвело много васильков!
Цветком, над, бабочка, порхает?
Над цветком порхает бабочка?
Составьте схемы предложений:
Слайд 9 – щелчки после выполнения задания для проверки!
На поляне расцвело много васильков!
/__ ___ ___ ___ !
Над цветком порхает бабочка?
/__ ___ ___ ___?
- Как надо произнести предложение? (знак препинания).
- Сколько слов в предложении? Назовите 1-е, 2-е… слово.
Слайд 10
7. «Родственные слова»
В четвертом задании необходимо подобрать слова одной семейки со словом "лето"
(лет, летнее, летний, летняя, летонько, летушко, по-летнему и т. д.)
8. Д/п «Зеленый луг» - Слайд 11
Расцветает луг зеленый, (руки в стороны – потянулись)
Раскудрявились леса. (руки вверх)
Держат радугу в ладонях
Голубые небеса. (руки перед собой, ладони кверху)
Теплым солнышком согреты
Загорелые ветра. (наклоны туловища влево-вправо, руки на поясе)
Здравствуй, лето, здравствуй, лето! (прыжки на месте)
Нашей радости пора. (хлопки в ладоши).
9. Ритмико-интонационное упражнение «Грибы» - сидя.
А пятое задание с загадкой:
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки.
Встала шапка из травы –
Нет под шляпкой головы. (Гриб).
- Какие вы знаете грибы?
После отгадки - Слайд 12
- На экране много чего? (грибов).
- Здесь расположен ряд грибов.
Сколько грибов, столько хлопков.
Расстояние между грибами –
Это пауза между хлопками.
Дети отхлопывают в ладоши нужный ритм.
III-I-II- I-II
I-III-III-II-II
I-II-II-II-I
III-II-III-III-I
Шестое задание. Слайд 13
- Назовите насекомых. Разделите слова на слоги, показав слоговые карточки.
Названные слова дети делят на слоги и поднимают слоговую карточку, обозначающую количество слогов.
Прежде чем выполнить седьмое задание, мы разомнем пальчики.
П/г «Пчела» Слайд 14
Прилетела к нам вчера машут ладошками
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек на каждое название
И веселый мотылек, насекомого загибают
Два жука и стрекоза, один пальчик.
Как фонарики глаза. делают кружки из пальчиков и подносят к глазам. Пожужжали, полетали, машут ладошками
От усталости упали. роняют ладони на стол
10. Седьмое задание.
Составь разрезную картинку – музыка – щелчок по значку на Слайде 14
- Подберите слова-действия, слова-признаки к собранной картинке.
- Вот и кончились задания злой колдуньи. Развеялись её чары (картинка лета на слайде). Слайд 15 Освободили мы лето!
- Посмотрите, какое слово у нас получилось? (спасибо)
- Как вы думаете, кто его нам прислал? (жители леса).
- Как вы думаете, кто еще мог поблагодарить вас?
- А может быть, и колдунья исправилась и за это благодарна вам?
- За помощь, жители леса дарят вам картинку солнышка. Слайд 16
Дети получают картинки смеющегося солнышка.
III. Подведение итогов занятия.
- Ребята, где же мы с вами сегодня побывали?
- Чем занимались?
- Кто просил нас о помощи?
- Вам было сложно выполнять задания колдуньи? А почему?
- Вы молодцы, спасибо вам большое!