Елена Терещенко
Мастер-класс «Использование дидактических игр как эффективный способ коррекции звукопроизношения у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры, как эффективный способ коррекции звукопроизношения.
(Мастер-класс по использованию различных игр для автоматизации и дифференциации звуков).
Подготовил: Учитель-логопед ДОУ №119 г. Липецка
Терещенко Елена Сергеевна
Дидактическая игра это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи обучения и воспитания через доступную и увлекательную для детей форму деятельности.
Работа над коррекцией звукопроизношения включает в себя несколько этапов:
1. Подготовительный
2. Постановка звуков
3. Автоматизация: закрепление звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях;
4. Дифференциация оппозиционных звуков
5. Автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной речи).
Поскольку в коррекции звукопроизношения процесс автоматизации и дифференциации звука достаточно трудоемкий процесс, именно на этом этапе используется большое количество разнообразных дидактических игр.
Хочу рассказать вам и показать игры которые пользуются популярностью в моей работе. Многие из них можно использовать как с одним ребенком, так и с группой детей.
Игра «Раз, два, три - слоги и слово назови». В данной игре автоматизация звуков происходит одновременно с развитием межполушарного взаимодействия. Кладем перед ребенком поле с рядами цветных кругов, в которых написаны слоги и слово с автоматизируемым звуком и ставим рядом звоночки с такими же цветами. Проговариваем и отзваниваем каждый слог, а в конце слово (одна рука показывает на круг, другая одновременно нажимает на подходящий звоночек). СО-СО-СО-СОМ.
Вместо звоночков можно использовать цветные колокольчики, цветные яйца шейкеры или надевать на пальцы цветные резинки.
«Логопедическое домино». Каждая группа карточек объединена одним звуком.
Дети выстраивают цепочку из карточек и проговаривают: пловец, птенец, кольцо, циркуль и т. д.
«Игры с фонариком».
Помогают автоматизировать звук во фразе. На фото представлена игра «Что у дракона в ведре?». Чтобы увидеть, что у дракона в ведре, необходимо посветить на ведро с фонариком сзади.
У дракона в ведре сердце.
У дракона в ведре дрозд.
У дракона в ведре квадрат. У дракона в ведре цедра и т. д.
Игра «У кого что?». Автоматизация звука на основе формы слова в единственном и множественном числе.
Мы выбираем двух героев, девочку и мальчика и придумываем им имена с автоматизируемым звуком (в данном случае звук С). Ставим задачу: Света собирает карточки с одним предметом, а Степан с несколькими. Раскладываем карточки и проговариваем:
У Светы поднос, а у Степана подносы.
У Светы кекс, а у Степана кексы.
У Светы куст, а у Степана кусты. И т. д.
Игры «Дубль». Разные варианты этой игры позволяют оптимизировать процесс автоматизации или дифференциации звуков за счет своей вариативности, не надоедает и может использоваться на каждом занятии, вызывая постоянный интерес у играющих.
Педагог может играть как с одним ребенком, так и дети могут играть между собой, а педагог контролировать правильное произношение звука.
На любых двух карточках может совпадать лишь одно изображение, но изображение может менять свое местоположение и удаленность от нас. Например, на этих двух карточках совпадает рубашка.
Самый простой вариант игры. На кону лежит открытая карточка. Ребенок выбирает из колоды любую карточку и ищет изображение, которое у него совпадает. Проговаривает (У меня совпадает вертолет.) и кладет свою карточку сверху.
Следующий открывает другую карточку и уже ищет совпадение с той карточкой, которая лежит сверху.
Игра продолжается до тех пор, пока дети не используют все карточки.
«Цветные лупы». С помощью прозрачных цветных луп можно «раскрашивать» черно-белые изображения, накладывая их сверху на картинку и автоматизировать или дифференцировать звук в словосочетаниях или предложениях.
Зеленый подарок.
Желтый шарф.
Желтая труба. Зеленая картина и т. д.
«Логопедический домик». Вставляем в домик карточку с изображениями на определенный звук.
- закрываем окошки с картинками фишками с цифрами. Открываем окошки проговаривая изображение в окошке столько раз, сколько указано на фишке.
- закрываем окошки цветными фишками. Цветные фишки помогают составить словосочетания такие, как: синие пуговицы, желтый цыпленок и др.
- фишки с квадратами используются для определения место звука в слове.
«Многослойные пазлы-вкладыши». На фото представлен многослойный пазл-вкладыш «Домик».
В нем представлены разные виды комнат, гараж и чердак с мебелью и различными предметами, а также герои, которые могут там проживать.
Его можно использовать, как для поиска предметов на определенный звук, так и для составления словосочетаний или рассказов.