Светлана Анатольевна Стадник
Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 1.
Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности.
Слайд № 2.
Нарушение лексико-грамматического строя речи является ведущим дефектом в структуре ОНР, так как у детей позже формируется речь, беден словарный запас, присутствуют аграмматизмы в речи, правильное употребление глаголов, предлогов, союзов нарушается, также дети неправильно согласуют слова в роде и числе. Всё это влияет на общение с окружающими и дальнейшее нормальное развитие речи ребёнка.
Публикация «Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
По мнению многих авторов (Р. И. Лалаева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др., преодоление ОНР происходит с помощью применения поэтапной системы развития речи.
Так, Лалаева Р. И выделяет следующие этапы формирования словаря :
1. Увеличение объёма словаря;
2. Конкретизация и уточнение значений слов;
3. Формирование структуры значения слов;
4. Развитие лексической системности и семантических полей;
5. Распространение связей между словами в своём лексиконе.
Слайд № 3.
Структуру логопедической работы предложила Л. Н. Ефименкова, она нацелена на формирование лексико-грамматического строя речи и ведётся по трём направлениям (увеличение словаря, развитие фразы и использование её в связной речи). Сначала происходит работа над словом, где увеличивается, конкретизируется и активизируется словарный запас. Дети сталкиваются с такими понятиями, как словоизменение и словообразование. Обучаются делить слова на слоги. Также расширяется активный и пассивный словарь. Увеличение словаря происходит не только на специальных занятиях, но и во время экскурсий, прогулок.
Слайд № 4.
Н. В. Серебрякова и Р. И. Лалаева считают, что логопеду важно проводить работу по увеличению словаря одновременно с распространением представлений ребёнка об окружающем мире, так же требуется учитывать развитие познавательной сферы ребёнка, а именно мышления, памяти, внимания и т. д. Логопед в процессе работы должен конкретизировать значения слов, которые не знакомы ребёнку.
Помимо увеличения словаря, необходимо формировать фразовую речь. Работа по развитию фразовой речи включает в себя работу над структурой фразы, над интонационным и грамматическим оформлением. Для этого применяются специальные упражнения, их основой является постепенный переход от простого предложения к сложному и распространённому. Расширение простого предложения происходит постепенно. Для начала в предложение включается дополнение (слов в винительном, творительном, дательном падежах, затем присоединятся определение. И только в конце в предложение включается косвенное дополнение родительного, творительного, винительного, дательного падежей, а также обстоятельство.
Одновременно с работой над фразовой речью, идёт работа по формированию интонации у детей.
Слайд № 5.
Представляю методики, которые использую в своей работе по формированию лексико-грамматических категорий речевой деятельности у дошкольников.
Развивающая игра «Фразовый конструктор». Авторы Е. А. Алифанова, Н. Е. Егорова.
Слайд № 6.
Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи. Авторы М. А Панова, О. А. Гусева.
Слайд № 7.
Игры на образование сложных слов. Авторы М. А Панова, О. А. Гусева.
Слайд № 8.
Предлоги С, ИЗ, У, ЗА, НАД. Предлоги В, НА, ПОД, К, ОТ. Авторы Каширина И. И., Парамонова Т. М.
Развивающие игры для дошкольников "Предлоги" поможет понять значение и правила употребления предлогов; развить речь, внимание и память ребенка.
Слайд № 9.
Круги или кольца Луллия. В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.
Слайд № 10.
Рассмотрим подробнее данные методики. Предлагается принять участие педагогам.
Развивающая игра «Фразовый конструктор».
В игре могут принимать участие от 1 ребенка до группы детей. Дети научатся составлять предложения различного типа:
• из 2-х слов, в которых подлежащим является существительное единственного и множественного числа именительного падежа, а сказуемым – глагол единственного или множественного числа прошедшего, настоящего или будущего времени;
• из 3-х слов, где дополнением является существительное единственного числа винительного падежа без предлогов;
• из 4-х слов, где определением является прилагательное, согласованное с дополнением.
При составлении предложений дети используют существительные, относящиеся к различным лексическим темам. Некоторые картинки подобраны так, чтобы одно и то же изображение могло быть названо по-разному.
Предложите свои варианты (участники предлагают существительные).
Слайд № 11.
Особое внимание следует уделять символическим изображениям глаголов. Перед началом игр, детей необходимо познакомить с символами.
Предложите свои варианты глаголов.
Слайд № 12.
При составлении предложений из 4-х слов дети учатся согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Для этой цели предназначены карточки основных и оттеночных цветов и предметные картинки с изображением фруктов, ягод, овощей, которыми можно воспользоваться для обозначения относительных прилагательных (яблочный, клубничный, морковный и т. д.).
Кроме того, в игровом материале содержатся карточки, позволяющие ввести в речь детей такие прилагательные, как полосатый, клетчатый, разноцветный (пёстрый, пятнистый.
Ведущим игр является взрослый.
Слайд № 13.
Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи «Слова-иностранцы» (1 и 2 части)
Игры предназначены для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями; используются как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе.
Игровой материал представлен в виде цветных картинок и карточек, составленных по принципу «домино», с контурным изображением предметов, обозначающих несклоняемые существительные.
Слайд № 14.
Задачи:
• учить употреблять несклоняемые существительные в ед. и мн. числе;
• закреплять родовую принадлежность слов-иностранцев;
• согласовывать с количественными числительными;
• развивать слухоречевую память;
• формировать языковой анализ и синтез;
• развивать зрительное восприятие;
• развивать практический опыт узнавания предметов в разных модальностях;
• обучать сличать контурные, силуэтные изображения и соотносить их с реальными предметами;
• закреплять навыки счета.
Слайд № 15.
Игры «Сложные слова» - образование сложных слов.
Игры предназначены для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями, используются как в индивидуальной работе, так и на подгрупповых занятиях.
Игры помогают развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение; облегчают усвоение семантического значения и понимание морфемного состава сложных слов. Развивают речемыслительные процессы.
Игровой материал представлен в виде карточек-схем, цветных больших картинок и маленьких цветных карточек с контрастным изображением предметов, что позволяет работать с детьми, имеющими нарушение зрения.
Суть игры заключается в следующем: на каждую часть сложного слова придумана картинка (изображение). Таким образом, всё слово зарисовано схематически, а ребенок, используя графическое изображение, воспроизводит его целиком. Каждая большая картинка объединяет слова с одним большим корнем, а вторую часть слова ребенок должен договорить сам, опираясь на картинки-подсказки, изображенные на маленьких карточках.
Названия предметов и значение слов следует проговорить заранее. Эта предварительная работа способствует обогащению словарного запаса, формированию понятийной основы и усвоению значения слова, развитию связной речи.
С пособием ребенок должен работать вместе со взрослым. В ходе таких упражнений должны многократно проигрываться способы образования сложных слов с достаточно большим количеством примеров на конкретный корень, чтобы дети понимали их значение и на практике овладели общим принципом их образования. Важно следить за отчетливостью произношения сложных слов и не оставлять без внимания ошибки.
Для читающих детей составляющие сложных слов написаны в пустых квадратиках. Перед выбором маленькой карточки ребенок может прочитать слово, что способствует закреплению навыка чтения, развитию языкового анализа и синтеза.
Слайд № 16.
Я представила те методики, которые мною апробированы и которые использую в коррекционной работе. Желаю всем творческих успехов.