Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.
• Продолжать восстанавливать смысл деформированной фразы.
• Уточнять, активизировать словарный запас по темам «Домашние и дикие животные», «Насекомые».
• Продолжать учить последовательному, подробному пересказу текста с опорой на сюжетную картину.
Корекционно-развивающие:
• Развивать общую и пальчиковую моторику, координацию речи с движениями.
• Развивать зрительное, слуховое, восприятие, внимание и память; пространственные представления, мышление.
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе „Предлог „из-под“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Предлоги. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Воспитательные:
• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать педагога и друг друга.
Материал:
Разноцветные массажные шарики с резиновыми иголочками, графические схемы предлогов, предметы и игрушки (ёлка, цветок, стул, стол, машинка, коробка, банка, заяц, камень, бабочка, книга, шнурок, предметные картинки; мяч; схемы предложений.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Развитие пальчиковой моторики. Повторение изученного материала.
Логопед предлагает каждому ребёнку повторить и запомнить предложение и взять шарик из коробочки:
Чашка стоит на столе.
Собака сидит в будке.
Котёнок бежит к дому.
Мышка выбежала из норки.
Заяц спрятался за пенёк.
Цыплёнок выглянул из-за крыльца.
Логопед предлагает детям поиграть с шариками: спрятать их в правой, затем в левой ладошке; покатать в ладошках в разных направлениях; погладить шариком каждый пальчик на правой, затем на левой руке.
Логопед: «Ребята, а кто заметил, чем были похожи все предложения? Правильно, в каждом предложении встречалось «маленькое слово». Положите шарик в коробочку и назовите только то «маленькое слово», которое встречалось в вашем предложении».
Дети выполняют задание, называя предлоги («на», «в», «к», «из», «за», «из-за», а логопед помещает на доске их графические схемы.
II. Знакомство с новым материалом.
Перед детьми находятся предметы, расположенные таким образом: заяц под ёлкой, бабочка под цветком, камень под машинкой, книга под коробкой, шнурок под банкой, кошка под стулом, мяч под столом.
Логопед демонстрирует действия с предметами, привлекая детей, давая при этом образец высказываний:
Заяц выскочил из-под ёлки.
Бабочка вылетела из-под цветка.
Кошка вышла из-под стула.
Аня достала книгу из-под коробки.
Дима вытащил шнурок из-под банки.
Глеб достал камень из-под машинки.
Оля взяла мяч из-под стола.
Логопед: «Ребята, вы заметили, какое слово встречалось в каждом предложении? Да, это слово «из-под». Его используют, когда предмет сначала находился под другим предметом, а потом стал виден: его могли достать, например. А если это животное или насекомое, то оно могло выйти, выскочить или выползти из-под чего-то». Логопед показывает детям графическую схему предлога «из-под».
III. Закрепление материала
1). Логопед возвращает все предметы в первоначальное положение и предлагает детям самостоятельно составить (вспомнить) предложения с «маленьким словом» «из-под». При этом детям по каждой паре предметов задаются вопросы:
- Из-под чего ещё может выскочить заяц?
- Из-под чего ещё может вылететь бабочка?
- Из-под чего ещё может выйти кошка? и т. д.
После этого проводится анализ одного предложения («Заяц выскочил из-под ёлки»):
- Какое первое слово в этом предложении? («заяц»).
- Какое второе слово в предложении? («выскочил»).
- Какое третье слов в этом предложении? («из-под»).
- Есть ли ещё слова в этом предложении? Какое это слово? («ёлки»).
- Сколько всего слов в этом предложении? («четыре»).
В процессе анализа перед детьми вкладывается схема предложения. Логопед объясняет, что «из-под» – это слово, заменяя полоску напечатанным словом.
2). Логопед проводит игру «Составь предложение».
На доске помещаются две картинки и схема предлога «из-под». Дети составляют предложения с опорой на предложенные изображения, например:
Жук выполз из-под машины.
Кот вылез из-под кресла.
Улитка выползла из-под ёлки.
Таня достала расчёску из-под шкафа.
Оля взяла платок из-под подушки.
Коля достал мяч из-под стола.
IV. Развитие общей моторики, координации речи с движениями
Игра «Зарядка»
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку!
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали,
За спину их спрятали,
На пояс поставили!
Дружно присели,
Пяточки задели.
На носочки поднялись –
Руки вверх, потянись!
Опустили руки вниз.
V. Составление предложений с предлогом «из-под»
Игра с мячом «Предложение рассыпалось».
Логопед бросает ребёнку мяч и называет 4 слова. Ребёнок составляет предложение из этих слов, восстанавливая их последовательность.
- Ёжик, выбраться, листья, из-под.
- Выскочить, из-под, заяц, куст.
- Из-под, бабочка, лист, вылететь.
- Крыльцо, из-под, вылезти, щенок.
- Кот, выглядывать, стул, из-под.
- Из-под, змея, камень, выползти.
- Вылететь, ласточка, из-под, крыша.
VI. Закрепление нового материала в связной речи
Пересказ рассказа «Жмурки» с опорой на сюжетную картинку. Логопед читает детям рассказ два раза, после чего проводится беседа по тексту.
Мише шесть лет. Жене три года. Дружно живут малыши.
– Миша, давай играть в жмурки, – сказал Женя.
– Давай, – сказал Миша. Я буду ловить.
Он завязал глаза платком. Долго Миша ловил Женю, но так и не поймал. А Женя тихо сидел под столом.
Пришла мама. Женя вылез из-под стола и закричал:
– Мама! Мама! А Миша не нашёл меня!
(Дидактический материал для уроков обучения грамоте (с изм.)
Вопросы по тексту:
- Как называется рассказ?
- Сколько лет Мише? А Жене?
- Как живут малыши?
- Что однажды предложил Женя?
- Что ответил Миша?
- Как ребята играли в жмурки?
- Почему Миша не нашёл Женю?
- Откуда вылез Женя, когда пришла мама?
- Что он закричал?
- А вы бы хотели поиграть в жмурки?
- Куда бы вы спрятались?
После беседы логопед читает рассказ ещё раз, предлагая детям подсказывать слова. После этого несколько детей пересказывают рассказ самостоятельно.
VII. Подведение итогов занятия
Логопед: «Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? В какие игры мы играли? Какое «маленькое слово» чаще всего встречалось в наших играх? Какой рассказ мы пересказывали? Кому вы можете его рассказать? (родителям, бабушке, дедушке, друзьям)». Логопед даёт дифференцированную оценку деятельности детей: отмечает тех, кто хорошо отвечал на вопросы, составлял предложения со словом «из-под», кому удалось хорошо запомнить и пересказать рассказ.