Ольга Мамонова
«Животные жарких стран. Зебра». Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
расширить знания детей о животных Африки, о зебре.
Задачи:
знакомить детей с животным миром саванны;
воспитывать бережное отношение к живой природе;
развивать художественные способности детей посредством аппликации и рисования.
Материалы и оборудование:
иллюстрации животных Африки (зебра, жираф, носорог, слон); для аппликации: листы бумаги с контурами зебр без полос, цветная бумага черного цвета, клей-карандаши, цветные карандаши; для рисования: цветного картона, вырезанная из белой бумаги голова зебры, акварель, кисточки, стаканы-непроливайки с водой.
Ход занятия
Педагог: Ребята, отгадайте загадку.
В тельняшке в обтяжку
По Африке скачет.
Хоть жарко бедняжке,
Не может иначе.
Чужды ей лесные дебри.
По саванне мчится (зебра).
31 января отмечается Международный день зебр. И сегодня мы поговорим об этом символе дикой природы Африки.
Педагог демонстрирует изображение зебры.
Вот несколько интересных фактов о зебрах:
1. Зебры водятся только в Африке и нигде больше, кроме Африки. Различают три вида зебр: равнинная (саванная) зебра, она же бурчеллова зебра; горная зебра и зебра Греви.
2. Яростные споры вызывает вопрос, какого все таки цвета полоски у зебры: черные на белом или белые на черном. Технически полоски черные на белой подложке, но цвет кожи у зебр черный.
3. Зебра может развивать скорость до 65 км/ч и убегает от преследования хищниками зигзагами. Обычно зебра делает таким образом полукруг и, если хищнику удалось приблизиться на критическое расстояние, зебра может атаковать его, укусить или лягнуть. Также зебры защищают раненных членов своего клана (семьи, образуя кольцо вокруг него.
4. Не существует на свете двух зебр с одинаковым узором с одинаковым узором. Замечательно причудливая комбинация черного и белого индивидуальна для каждой особи и неповторима, как отпечатки пальцев.
Педагог: Ребята, а как вы думаете, зачем зебре полоски? (Ответы детей.)
Учета предполагаю два возможных ответа. Первый звучит довольно убедительно: с помощью своего полосатого платья зебра практически растворяется в воздухе. Правда, такой фокус проходит только в жаркой Африке, где воздух, накаляясь в течение дня, начинает буквально струиться. Можно воочию наблюдать, как жар поднимается от земли отдельными трепещущими струйками. И в этих струйках зебра как бы растворяется, контуры ее тела размываются - первоклассный оптический обман, защищающий зебру от львов и гиен, пока они не чуют ноздрями ее приближения.
Согласно другой теории, зебры так разрисовали свою шкуру, чтобы найти спасение от кусачих насекомых. И в самом деле: муха цеце гораздо реже нападает на зебр, чем на других зверей, может быть, потому что фасеточные мушиные глаза хуже распознают полосы, и зебра воспринимается не как единый объект, а как скопище отдельных фрагментов, не представляющих интереса для опасных мух.
А сейчас мы узнаем о некоторых соседях зебры. Зебры относятся к травоядным животным, которые питаются только растениями. Многие из самых крупных травоядных обитают в Африке, где огромные пространства покрыты травой и кое-где деревьями. Они кочуют по саванне небольшими группами (жирафы, слоны) или стадами (антилопы гну, зебры).
Африканский слон - самое крупное из ныне живущих сухопутных животных. Масса взрослого самца в среднем около 5 т, а высота в холке 4 м.
Слоны обычно живут небольшой группой со старой, мудрой слонихой во главе. Животные помогают друг другу, сообща воспитывают слонят и защищают от хищников. Врагов у слонов почти нет: к сожалению, браконьеры охотятся на слонов ради бивней (слоновой кости).
Жираф - самое высокое животное на свете. Взрослые самцы в высоту достигают 6 м. Они обитают только на равнинах Африки. Благодаря длинной шее жираф может доставать до самых высоких веток на деревьях, листьями которых питается. А вот на водопое жирафу приходится сложновато. Он широко расставляет ноги, чтобы дотянутся до воды.
Носороги - крупные, могучие животные, с которыми хищники предпочитают не связываться. В Африке обитают два вида носорогов: черный и белый носорог. Сейчас носороги находятся на грани исчезновения, так как люди безжалостно истребляют их из-за рогов, обладающих якобы лечебной целью.
Педагог предлагает детям перейти к практической части занятия.
Вариант 1. Рисование «Зебры».
1. Приклеиваем мордочку зебры к цветному картону.
2. Прорисовываем мордочку, рисуем гриву и полоски на голове и шеи зебры.
Вариант 2. Аппликация с элементами рисования «Чего не хватает?»
1. Рвем цветную черную бумагу на короткие полоски.
2. Приклеиваем полоски на мордочку и туловище зебры.
3. Дорисовываем фон (траву, солнце).
Педагог: Молодцы, вы хорошо поработали. Что нового и интересного вы узнали о зебрах? (Ответы детей.)
О какие животные, которые живут рядом с зебрами, мы говорили? (Жираф, носорог, слон. )
Как называется эта группа животных, объединенных по типу питания? (Травоядные.)