Боцулко Оксана
Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий «Лес. Грибы. Ягоды» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей группе
ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи.
ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:
- учить детей различать съедобные и несъедобные грибы;
- выучить названия некоторых ягод и грибов;
-тренировать детей в образовании и употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа;
- закрепить употребление предлога В;
- упражнять детей в подборе обобщающих слов;
Публикация «Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий „Лес, Грибы, Ягоды“ в старшей группе» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесные ягоды
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
- развивать и активизировать словарный запас по данной теме;
- воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.
ОБОРУДОВАНИЕ:
• Картинки с изображением грибов, ягод, деревьев, веток лиственного и хвойного деревьев,
• Корзинка.
Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Социально-коммуникативное развитие
Слайд 1
Речевое развитие
Слайд 2-3-4 Игровая деятельность Речевая деятельность 1. Организационный момент
ИГРА «Назови одним словом».
Логопед: Рассмотрите картинки. Послушайте ряд слов. Как можно назвать их одним словом?
ПОДОСИНОВИК, ПОДБЕРЕЗОВИК, МАСЛЯТА, МУХОМОР (грибы)
МАЛИНА, КЛЮКВА, ЗЕМЛЯНИКА, ЧЕРНИКА (ягоды)
СОСНА, ЕЛЬ, БЕРЕЗА, ДУБ (деревья)
Речевое развитие
Слайд 5 Речевая деятельность 2. Объявление темы.
Логопед: Сегодня я предлагаю вам превратиться в туристов и отправиться на прогулку в лес, чтобы лучше рассмотреть грибы, ягоды и деревья, которые там растут. Вы согласны? (ответы детей)
А как должны вести себя туристы в лесу? (ответы детей)
Речевое развитие
Слайд 6-7 Речевая деятельность 3. Рассказ логопеда о лесе и деревьях.
- Наше путешествие началось. Первыми в лесу нас встречают деревья. Сейчас я вам о них расскажу.
ДЕРЕВЬЯ.
Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Одни деревья сбрасывают листья осенью, а покрываются новыми весной. Это лиственные деревья.
У других, вечнозеленых, листья растут круглый год. К ним относятся хвойные деревья. У хвойных деревьев узкие листья, которые называются иголками. Им холод не страшен.
В кронах деревьев живут птицы и белки. Барсуки и лисы роют норы под корнями деревьев. Олени и кабаны прячутся в зарослях из деревьев.
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Слайд 8 Игровая деятельность Речевая деятельность 4. ИГРА «Лиственное- хвойное».
На доске появляются ветки лиственных и хвойных деревьев. Дети по одному выходят к доске и подбирают к каждой веточке картинку с изображением дерева (береза, ель, осина, сосна) и объясняют свой ответ:
- У БЕРЕЗЫ НА ВЕТКАХ ЛИСТЬЯ – ЭТО ЛИСТВЕННОЕ ДЕРЕВО.
- У ЕЛИ НА ВЕТКАХ ИГОЛКИ - ЭТО ХВОЙНОЕ ДЕРЕВО.
И т. д.
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Слайд 9 Игровая деятельность Речевая деятельность 5. ИГРА «ЧАСТИ ДЕРЕВА»
Посмотрите внимательно и расскажите, какие части дерева вы знаете.
На рассмотрение детей – картинки РЯБИНЫ И СОСНЫ.
- У СОСНЫ ЕСТЬ СТВОЛ, ВЕТКИ, КОРНИ, ШИШКИ, ИГОЛКИ.
- У РЯБИНЫ ЕСТЬ СТВОЛ, ВЕТКИ, КОРНИ, ЛИСТЬЯ, ЯГОДЫ.
Можно задать вопрос, чем эти деревья похожи, а чем отличаются.
Физическое развитие
Слайд 10 Двигательная деятельность 6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы шли-шли-шли
Землянику нашли.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем искать опять.
Мы шли-шли-шли,
Грибочки нашли.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем искать опять.
Дети идут по кругу друг за другом, наклоняются и собирают.
Речевое развитие
Слайд 11-12 Речевая деятельность 7. Рассказ логопеда о грибах.
Ребята! С собой в лес мы взяли корзинки, а собирать в нее мы что будем? (ответы детей).
Да, конечно же, грибочки. А настоящие грибники знают о грибах очень много. Вот послушайте, какой рассказ о грибах я приготовила.
ГРИБЫ.
Грибы – это растения, у которых нет цветков. Вместо семян у них споры. У грибов есть шляпка и ножка, но нет ни листьев, ни стебля, ни корней. Чтобы питаться, грибы выпускают в гниющие растения или навоз тоненькие волоски – нити грибницы. Нужно быть очень осторожным при сборе грибов – ведь они бывают съедобные и ядовитые.
Социально-коммуникативное развитие
Слайд 13
Речевое развитие Игровая деятельность Речевая деятельность 8. ИГРА «Собери грибы в корзинку»
Сейчас мы будем собирать грибы, которые вы видите, но будьте осторожны, среди них есть один ядовитый гриб – его класть в корзинку нельзя!
Совместно с логопедом дети называют грибы. Затем по очереди выходят, берут картинку с изображением грибов и кладут ее в корзинку, проговаривая:
Я СОБРАЛ МНОГО МАСЛЯТ.
Я СОБРАЛ МНОГО БЕЛЫХ ГРИБОВ.
Я СОБРАЛ МНОГО МАСЛЯТ.
Я СОБРАЛ МНОГО РЫЖИКОВ.
Я СОБРАЛ МНОГО ПОДБЕРЕЗОВИКОВ.
- Ребята, Почему мухомор никто из вас не положил в корзинку? (потому что это ядовитый гриб)
Речевое развитие
Слайд 14 Речевая деятельность 9. Рассказ логопеда о ягодах.
- С полной корзинкой грибов мы отправляемся за ягодами. А почему люди так любят ягоды? Ответ на этот вопрос в моем рассказе.
ЯГОДЫ.
Ягоды имеют самую разнообразную окраску. Это – богатый источник необходимых витаминов. Ягоды многих растений (клюква, брусника, черника и др.) используют в пищу, а некоторые их них (например, черника) – в медицине.
Растут ягоды в лесах, на полянах, на болотах и в садах.
Ягодные растения имеют различную форму: это кустарники (крыжовник, малина, лианы (ежевика, травы (земляника, клубника).
Речевое развитие,
Социально-коммуникативное развитие
Слайд 15-16 Игровая деятельность Речевая деятельность 10. ИГРА «Чего не стало?»
Посмотрите внимательно, какие ягоды растут в лесу. Назовите их. (ЗЕМЛЯНИКА, ЧЕРНИКА, БРУСНИКА, ЕЖЕВИКА, КЛЮКВА, МАЛИНА, КЛУБНИКА)
Дети закрывают глаза, логопед убирает одну картинку. Затем дети открывают глаза и называют ягоду, которой не стало:
НЕ СТАЛО ЕЖЕВИКИ.
Ит. д.
Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность, Изо-деятельность 11. Домашнее задание - составить с мамой рассказ о своем любимом дереве по таблице – плану, записать его и выучить. Нарисовать деревья.
Речевое развитие
Слайд 17 Речевая деятельность 12. ИТОГ ЗАНЯТИЯ - Кем вы были сегодня на занятии? (туристами)
- Какие деревья можно встретить в лесу? (хвойные и лиственные)
- Что мы собирали в корзинку? (ягоды и грибы)
Материал для закрепления темы для воспитателя, родителей или на индивидуальных занятиях.
- Игра «Назови ласково». Малина – малинка, черника - черничка и т. д.
- Игра «Сосчитай». Одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек. (сыроежка, грузь, подберезовик)
- Игра «Почему так называется?» Объяснить значение слов – подберезовик, подосиновик.
- Игра «Иголочка-листик» - на дифференциацию хвойных и лиственных растений. (разложи картинки на 2 группы)