Ирина Гурова
Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме (названия города, его жителей, некоторых улиц и площадей, озера, протекающих рек; существительные, обозначающие объекты, достопримечательности города).
• Закреплять умение подбирать, правильно употреблять существительные множественного числа в родительном падеже.
• Продолжать формировать умение подбора родственных (однокоренных) слов, находить в группе родственных слов лишнее, отличающееся по смыслу от остальных.
Корекционно-развивающие:
• Развивать навыки слогового анализа и синтеза.
Публикация «Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе „Наш город Петрозаводск“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Республика Карелия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
• Развивать зрительное, слуховое внимание, восприятие и память, общую моторику, координацию речи с движениями, мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к истории, достопримечательностям родного города.
• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать друг друга.
Материал:
Альбомы, буклеты о Петрозаводске, предметные и сюжетные картинки по теме, мяч, материал к игре «Достопримечательности Петрозаводска. Подбери пару», картинки-раскраски с изображениями нашего города.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Чтение детям стихотворения А. Бугмырина «Петрозаводску»:
Над древним Онего
В суровые дни
У речки бурливой и дикой
По воле Петра
Этот город возник
Во славу России великой.
Минули столетья.
Свободный народ
Счастливую жизнь созидает.
Со всею страною,
Мужая, живет
Столица Карельского края.
Пройди вдоль кварталов
Высотных домов,
Окинь проницательным взором
Бульвары и парки,
Гирлянды мостов.
Прекрасен наш северный город!
Мы рады приезду
В столицу друзей,
Гостей городов-побратимов.
Великая дружба
Российских людей
Крепка и вовек нерушима.
Мой город родной!
Хорошей и расти,
Вздымай этажи и заводы.
На благо Отчизны
Любимой цвети,
Любуясь собой, год от года!
- О чём это стихотворение?
- Как называется наш город?
- Давайте произнесём это длинное слово «Петрозаводск» по слогам.
Проводится игровое упражнение «Живые слоги». Дети получают части слова и выкладывают его на доске. Упражнение проводится два раза.
II. Активизация лексического запаса. Краткая беседа о Петрозаводске.
Логопед: «Итак, наш город называется Петрозаводск.
- А как же называют жителей Петрозаводска? (Петрозаводчане)
- В честь кого назван наш город?
- Около какого озера находится Петрозаводск?
- Какие реки протекают через наш город?
Петрозаводск – это город. Давайте подберём к слову «город» слова-родственники (городок, городки, городской, городище, городишко, загородный, пригород, городничий)». (Подбор однокоренных слов в случае затруднения идёт с помощью вопросов логопеда с объяснением лексического значения каждого слова).
Логопед: «Мы с вами знаем, что слова-родственники похожи, имеют общую часть и похожее значение. Поиграем в игру с такими словами. Называется она «Какое слово не подходит?»:
- город, городской, горох, горожанин;
- река, рука, речка, речной;
- дом, домашний, дым, домик;
- улица, переулок, уличный, улитка;
- кинотеатр, кино, кинуть, кинооператор;
- пассажир, пастух, пассажирский, пассажиры;
- магазин, Магадан, магазинчик, магазинный.
III. Развитие грамматического строя речи. Употребление существительных множественного числа в родительном падеже. Игра с мячом «Чего много в нашем городе?»
Логопед бросает детям мяч. Дети, возвращая мяч, называют объекты города, отвечая на вопрос игры (домов, зданий, магазинов, музеев, школ, рынков, витрин, улиц, площадей, дорог, парков, скверов, тротуаров, фонтанов, фонарей, светофоров, парикмахерских, банков, кафе, кинотеатров, газонов, дворов, скамеек)
IV. Развитие общей моторики, координации речи с движениями. Игра «Город» (автор текста – Г. А. Османова). Названию каждого объекта соответствует движение, изображающее его.
Город – это улицы,
(Вытянуть руки вперёд)
Проспекты
(Развести руки шире)
И дома,
(Соединить руки над головой)
Площади,
(Развести руки в стороны)
Музеи,
(«Приглашающее» движение раками)
Парков тишина,
(Закрыть уши ладошками)
Блеск огромных стёкол,
(«Нарисовать» руками большой круг)
Праздничных витрин
(«Нарисовать» руками большой квадрат)
Быстрое движение
(Руки со сжатыми кулачками выпрямить и согнуть)
Прохожих
(Потопать на месте)
И машин
(«Покрутить руль»).
V. Развитие словаря, грамматического строя речи. Работа над составлением предложений разных типов.
1). Логопед: «Ребята, знакомо ли вам слово «достопримечательность»? Кто знает, что оно обозначает? (ответы детей). Достопримечательность – это место, достойное внимания, примечательное чем-то. В нашем городе много таких мест! Какие достопримечательности известны вам? (ответы детей).
Предлагаю вам поиграть в игру «Достопримечательности Петрозаводска». (Примечание: игра изготовлена из старого календаря). Но сначала я покажу вам фотографии известных мест нашего города. Попробуйте их узнать и составить предложения, например, «Фонтан «Молекула» находится на проспекте Ленина около университета». Мы будем помогать друг другу». Логопед показывает детям фотографии с изображением известных мест Петрозаводска. После составления предложений фотографии размещаются на доске.
Логопед: «А теперь начинаем нашу игру! Сейчас все вы получите такие же фотографии, как на доске, только маленького размера. Нужно найти пару вашим маленьким картинкам и расположить их рядышком с большими. Итак, начинаем! Не забывайте вспоминать предложения».
2). Логопед: «Я приготовила для вас ещё одну интересную игру. Называется она «Здания Петрозаводска». Все они тоже являются достопримечательностями. Художник нарисовал их, но не раскрасил. Сможете их узнать? Давайте попробуем вместе, заодно снова придумаем интересные предложения». Логопед показывает чёрно-белые контурные изображения известных зданий Петрозаводска (университет, вокзал, главный почтамт, собор Александра Невского, музыкальный театр, национальный (кукольный) театр, загс. Дети узнают их и составляют предложения, например, «Мы с сестрой любим ходить на спектакли в кукольный театр».
VI. Итог занятия.
Логопед: «Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? В какие игры играли? Что вы запомнили об интересных местах Петрозаводска?» (Ответы детей). Логопед даёт дифференцированную оценку деятельности воспитанников: отмечает тех, кто хорошо отвечал на вопросы, кому удалось узнать достопримечательности на фотографиях, здания на картинках; тех, кто самостоятельно придумал интересные предложения и т. д. Все дети в подарок получают картинки-раскраски с изображениями зданий города.