Ала Кожухарь
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [Ш] и буква «Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
интегрированного логопедического занятия
по ознакомление со звуком [ш] и буквой Шш
в подготовительной логопедической группе
Тема: Звук [ш]. Буква Ш.
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе „Звук [Ш] и буква „Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Образовательные задачи. Ознакомление со звуком [ш] и буквой Шш. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Шш. Профилактика нарушений письменной речи.
Развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Оборудование. Предметные картинки сноп, зонт, магнитные буквы, пособие «домик», звуковые фишки, мяч; на каждого ребенка: букварь, рабочая тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, счетные палочки.
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие фонематического восприятия, навыков звуко-буквенного анализа. Объявление темы занятия.
Логопед. Сегодня мы познакомимся с новой буквой, почитаем и поиграем. А для начала покажем вашим родителям, какие вы умницы. Рассмотрите картинки на доске и определите первый звук в названии каждой картинки. (Сноп – [с], зонт - [з]). Правильно. А теперь Витя и Миша «подпишут» эти картинки. Возьмите со стола нужные буквы.
Дети выполняют задание. Логопед убирает картинки и буквы.
Логопед. Послушайте двустишие и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.
Шура шубку надевала,
Шарф и шапку потеряла.
(Звук [ш]). Давайте произнесем звук [ш] все вместе.
Логопед. Когда произносим этот звук, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, губы «окошком». Значит, есть преграда. Как вы думаете, звук [ш] – гласный или согласный? (Согласный). Твердый или мягкий? (Твердый). Приложите ладошку к горлу, произнесите этот звук и определите, он звонкий или глухой. (Глухой). Верно. Это согласный твердый глухой звук. Он всегда твердый.
Дидактическая игра «Хлопни в ладоши».
Логопед. Давайте поиграем с новым звуком. Вы будете хлопать, как только услышите звук [ш].
Ш С З Д Ж С Т Ш; ША ЖУ ШО СУ ШИ ЗО; САНКИ ШАРИК КОСЫ ЖАРА ШИТЬ СТОЯТЬ ШИРОКИЙ.
Давайте проведем соревнование. Я читаю стихотворение, вы внимательно слушаете и откладываете по одной палочке, когда услышите слово со звуком [ш].
Кошка за мышкой бежала.
Кошка устала, и мышка устала.
Рядышком тихо сели зверюшки –
Острые ушки и круглые ушки.
Определяем победителей. Сосчитайте свои палочки. (Ответы детей). Кошка, мышкой, кошка, мышка, рядышком, зверюшки, ушки, ушки – восемь слов. У кого восемь палочек – молодцы.
Дидактическая игра «Что получится!»
Логопед. А теперь поиграем в игру «Что получится!», если произнести слитно Ш А. (Ша).
Ш О, Ш У, Ш А Р, Д У Ш, К А Ш А.
2. Работа по букварю. Знакомство с буквой Шш. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.
Воспитатель раздает детям открытые буквари.
Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я еще раз прочитаю стихотворение к ней.
Шура шубку надевала,
Шарф и шапку потеряла.
В каких словах этого стихотворения есть звук [ш]? (Шура, шубку, шарф, шапку).
Слева от картинки большая и маленькая буквы Шш. Под ними синий кружок. Это значит, что буква Шш обозначает только твердый звук [ш].
А теперь родители помогут вам назвать картинки, которые начинаются с этого звука. (Шмель, шиповник).
Назовите картинки, в которых этот звук в середине. (Каштан, ромашки).
И картинки, названия которых заканчиваются звуком [ш]. (Камыш, ерш).
Логопед отмечает место звука в «домиках».
А теперь переверните страницу. Давайте почитаем.
Дети по цепочке читают слоги и слова.
Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы! Можете закрыть буквари.
3. Физминутка. Игра с мячом «Парочки». Развитие фонематических представлений. Проводит воспитатель.
Воспитатель приглашает детей на ковер и берет в руки мяч.
Воспитатель. Давайте сыграем в игру с мячом. Я буду произносить слог со звуком [с] и бросать вам мяч, вы будете ловить, произносить слог уже со звуком [ш] не меняя гласного и возвращать мяч.
Са–ша, су – шу, сы – ши, со – шо.
А теперь поиграем со словами. Меняйте в моих словах звук [с] на звук [ш].
Каска – кашка, маска – Машка, миска – мишка, ириска – Иришка.
Это было не просто. Молодцы!
Дети садятся за столики.
4. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.
Воспитатель. Откройте тетради на странице 27, два, семь. Что вы видите в ее верхней части? (Шапку, шары, большую и маленькую буквы Шш). Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется? (Синий, потому что буква Ш согласная). Дети выполняют задание.
А теперь раскрасьте шапку и шары.
Логопед. На что похожа буква Ш. (Ответы детей). Пальчиком на столе напишите букву Ш.
Теперь возьмите простые карандаши, будем писать букву Шш
В тетради. Посмотрите, как я делаю это на доске. Я пишу сверху вниз три палочки, а потом слева направо пишу «донышко». Напишите по точкам четыре больших и три маленьких буквы.
Дети выполняют задание.
Слова и предложения будете писать завтра. Закройте тетради.
Итог занятия. Ребята, что мы сегодня делали на занятии? (Играли, читали, раскрашивали, писали). Что нового вы узнали? (Что звук Ш согласный, всегда твердый).