Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Закреплять, уточнять произношение звука [ж].
• Продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза, фонематические представления.
• Активизировать словарный запас по теме «животные».
• Упражнять в изменении числа существительных, в согласовании числительных с прилагательным и существительным, в образовании сложных прилагательных.
• Продолжать учить пониманию и употреблению предлога «между» в составе предложения.
Корекционно-развивающие:
• Развивать общую, пальчиковую, моторику; координацию речи с движениями.
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе „Звук [Ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
• Способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, внимания; памяти, воображения, ориентировки на плоскости.
Воспитательные:
• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать педагога и друг друга.
Материал:
Игровой персонаж – жёлтая ворона, игрушки, предметы жёлтого цвета (кит, кубики, шары, лимоны, банан, лопатка, стакан, предметные картинки, имеющие звук [ж] в названии; схема-профиль артикуляции звука [ж]; схема описания звуков, символы изучаемого звука; жёлтые звёздочки, графическая схема предлога «между»; дидактические игры «Звуковая мозаика», «Домино «Один-много»»; мяч; карточки с графическим заданием.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Развитие мышления, грамматического строя речи.
Дети сидят за столами. Логопед загадывает загадку:
Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он… (жираф).
- Какой первый звук в слове «жираф»? (ответы детей).
- В названии какого цвета мы слышим звук «ж»? (ответы детей).
Логопед достаёт из коробки предметы жёлтого цвета и предлагает детям составить словосочетания, ответив на вопрос: «Сколько каких предметов жёлтого цвета. ?»
Дети составляют словосочетания (один жёлтый кит, три жёлтых лимона, одна жёлтая лопатка и т. д.).
Логопед: «Ребята, а вы хотите узнать, для кого я приготовила все эти жёлтые предметы?»
Появляется игровой персонаж – жёлтая ворона Жуня из сказочной жаркой страны, знакомится с детьми (ворона надевается на руку логопеда и при нажатии изнутри на клюв издаёт звуки).
Логопед: «Ребята, вы, конечно же, догадались, какой звук мы будем изучать вместе с нашей гостьей – вороной Жуней? Конечно, это звук [ж], её любимый звук!» Мы будем учиться слушать, и, конечно же, правильно произносить звук [ж]. Вы согласны?
II. Характеристика звука [ж] по артикуляционно-акустическим признакам.
Логопед предлагает детям произнести звук [ж]: «Ребята, что вам напоминает вам этот звук?» Дети высказывают свои мнения о сходстве звука [ж] со звуками окружающего мира. Логопед помещает на доску символ – картинку с изображением жука и предлагает детям понаблюдать за артикуляцией звука, используя зеркала. Дети самостоятельно рассказывают об артикуляции звука, характеризуют его, выбирают символ – изображение синего домика с колокольчиком: «Звук [ж] - согласный, звонкий, твёрдый».
III. Выделение звука из ряда согласных.
Игра «Жёлтые звёзды».
Логопед: «Ребята, давайте поиграем со звёздочками и научим Жуню слушать звук [з], и заодно поможем ей стать очень внимательной!
Итак, сейчас я буду произносить разные звуки, а вы, как только услышите [ж], сразу же поднимите вверх звёздочку – покажите её Жуне. Логопед предлагает детям на слух звуковой ряд: «п, к, ж, л, т, н, ж, т, н, б, т, к, ж, п, к, ж, ж, н, д, н, к, ж, в»».
IV. Выделение звука на фоне слова. Развитие ориентировки на плоскости.
Игра «Звуковая мозаика».
Логопед: «Ребята, Жуня хочет научиться играть в нашу любимую игру «Звуковая мозаика»! Мы будем играть и слушать звук [ж] в словах. Итак, когда услышите слово со звуком [ж], положите жёлтый квадратик в клеточку и в конце игры у нас получится узор. Интересно, что же это будет? Я хочу напомнить вам, что квадраты мы выкладываем в направлении слева направо и сверху вниз. Итак, начинаем: жаба, жираф, кот, волк, белка, жаворонок, попугай, ужонок, ворона, жук, медвежонок, ежонок, медведь, журавль, кабан, моржонок.
После окончания игры дети рассматривают получившиеся узоры, сравнивают их с образцом. Логопед предлагает детям найти ошибки, исправить их, если они имеются, и задаёт вопросы:
- Что или кого напоминает изображение?
- Встречалось ли в игре насекомое?
- А каких птиц вы запомнили?
- Какие ещё животные встречались в игре?
- Названия детёнышей каких животных вы услышали?
V. Развитие фонематических представлений, формирование навыков позиционного анализа, активизация словаря.
Игра «Друзья Жуни».
Логопед: «Ребята, Жуня рассказала мне, что у неё в сказочной стране есть друзья – животные, в названиях которых есть звук «Ж». Они на картинках. Давайте рассмотрим животных и найдём среди них друзей Жуни». Дети рассматривают картинки, выбирают нужные, определяют место изучаемого звука в каждом слове, составляют предложения. Все картинки размещаются на доске: жаба, жук, ёжик, жираф, медвежонок.
Игра «Какой? Какая?».
Логопед: «Вороне Жуне в лесной школе учитель дал задание: подобрать слова-признаки со звуком «Ж» к названию каждого животного. Нашей гостье очень трудно с ним справиться, давайте попробуем ей помочь!» Дети выполняют задание – подбирают слова-признаки со звуком «ж», составляют словосочетания:
важный жираф,
неуклюжий медвежонок,
жадная жаба,
обиженный жук,
осторожный ёжик.
Логопед: «Ребята, чтобы наша гостья не грустила, давайте и про неё придумаем слова. Подскажите их! Если у нашей птицы жёлтый хвост, то она какая? (желтохвостая). Если у неё жёлтые крылья, то она (желтокрылая). Если у неё жёлтый клюв, то она. (желтоклювая). Если у Жуни жёлтая голова, то она (желтоголовая). Молодцы!»
VI. Развитие общей моторики, координации речи с движениями
Подвижная игра «Медвежата» (игра выполняет роль физкультминутки).
Логопед предлагает детям научить Жуню играть в игру, в которой встречаются животные, имеющие в названии звук «ж». Это игра «Медвежата». Дети выполняют движения, соответствующие тексту.
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так,
Головой своей крутили.
(круговые движения головой)
Медвежата мед искали –
Дружно дерево качали
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.
(вытянуть руки вперёд и делать повороты вправо и влево)
Вперевалочку ходили,
(перекаты с одной ноги на другую)
И из речки воду пили.
(наклон туловища вперед)
А потом они плясали
Дружно лапы поднимали
Вот так, вот так,
Дружно лапы поднимали!
(подскоки на месте)
VII. Развитие грамматического строя речи.
1. Игра «Домино»
Логопед сообщает, что ворона Жуня принесла детям новую игру и хочет с ними поиграть. Это домино «Один-много», в котором все картинки имеют в своём названии звук «Ж». Дети играют в домино, чётко проговаривая существительные в форме единственного и множественного числа.
2. Игровое упражнение «Кто где находится?»
Логопед просит детей вспомнить, в названии какого «маленького слова» есть звук «Ж». (Это слово-предлог «между»). Затем организуется игра, в которой животные – друзья вороны Жуни «меняются местами», а дети рассказывают, кто где: «Жираф стоит между ёжиком и медвежонком». «Жаба сидит между жуком и жирафом» и т. д.
VIII. Развитие навыков звукового анализа, мышления.
1. Игра «Замени звук»
Логопед проводит игру от имени вороны Жуни, надев её на руку. Дети получают от вороны задание – заменить в каждом слове первый звук на звук «Ж» и назвать новое слово:
лук – жук
зал – жал
дать – жать и т. д.
баба –
печь –
мир –
месть –
пакет –
бетон –
билет –
пучок –
вилка –
2. Игра «Живые звуки»
Логопед от имени вороны Жуни называет детям звуки по отдельности и бросает им
мяч, а дети составляют слоги и слова, произносят их и возвращают мяч:
ж, а – жа
ж, о – жо
ж, у – жу
ж, у, к – жук
ж, а, б, а – жаба
ж, а, р, а – жара
к, о, ж, а – кожа
л, у, ж, а – лужа
IX. Подведение итогов занятия.
Логопед: «Ребята, Жуне уже пора домой. Что нового мы вместе с ней узнали? В какие игры вам понравилось играть вместе с Жуней?» Дети отвечают на вопросы. Логопед от имени персонажа отмечает успехи каждого из воспитанника, и сообщает, что Жуня прилетит к ним в гости ещё раз. Гостья «дарит» каждому ребёнку карточку с заданием, которое дети выполнят в вечернее время (нужно выбрать для Жуни предметы-картинки, имеющие в названии звук «ж» и «положить» их в жёлтую коробку; определить, какой по счёту этот звук в слове).