Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [й]. Буква Й»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Уточнять, закреплять произношение звука [й] изолированно, в слогах, словах, предложениях.
• Развивать навыки звукового, звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза.
• Познакомить с буквой «Й».
• Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Овощи и фрукты».
• Упражнять в изменении числа глагола.
• Продолжать учить составлять сложносочинённое предложение с союзом «а».
Корекционно-развивающие:
• Развивать общую, пальчиковую, мимическую моторику.
• Развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие, внимание, память, мышление.
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе „Звук [й], Буква Й“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Воспитательные:
• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать логопеда и друг друга.
Материал:
Игрушка - зайчик, символы звука [й] (картинка с изображением юлы, зелёный домик с колокольчиком, схема-алгоритм описания изучаемого звука, игра «Звуковая мозаика», цветные волчки, сюжетная картина, карточки с буквами, материалы на отдельных тарелочках для выкладывания буквы (фасоль, камешки, счётные палочки, помпоны, песочный стол, муляжи овощей и фруктов в мешочке. материал «Схема слова», кассы с буквами, карточка с ребусом.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Психогимнастика.
1). Логопед предлагает детям послушать стихотворение и изобразить выражения лиц его героев:
- Ой-ой-ой! – сказал Ой-ой.
Я, мой друг, совсем больной!
- Ты пойди-ка, погуляй!
Всё пройдёт! – сказал Ай-ай.
(Г. Виеру)
Логопед: «Ребята, как звали первого друга? (Ой). А второго? (Ай). Вы заметили, какой звук часто встречается в этом стихотворении? (Ответы детей). Кто догадался, чем мы с вами сегодня будем заниматься?» Постановка цели занятия детьми.
2). Логопед: «Итак, мы будем продолжать слушать, и конечно же, правильно произносить звук «й» и познакомимся с буквой, которая обозначает этот звук. Сегодня снова у нас в гостях наш новый друг – Зайка (показывает игрушку). Вы уже знаете, что зайчик очень боязливый, и часто произносит такие короткие слова: «Ой, Ай!» Но нас он не боится и хочет вместе с вами поучиться!»
II. Характеристика звука [й] по артикуляционно-акустическим признакам.
На доске – символ звука «й» (юла, профиль артикуляции, схема-алгоритм описания. Дети вспоминают артикуляцию звука «й», дают его характеристику: «Когда мы произносим звук «й», губы улыбаются, кончик языка находится за нижними зубами, а средняя часть языка поднимается к нёбу; голосовые связки работают Звук «й» - согласный, звонкий, мягкий».
III. Выделение звука из ряда других звуков. Игра «Заведи волчок».
Логопед: «Ребята, посмотрите, что зайка принёс вам в подарок! Что это? (открывает коробочку) Это маленькие разноцветные волчки!»
Каждый ребёнок получает волчок и пробует его запустить у себя на столе. После этого проводится игра. Логопед произносит ряд звуков, а дети запускают волчок, когда слышат «й»: «п, к, м, й, т, д, в, й, б, й, т, к, м, й, х, п, н…».
IV. Выделение звука на фоне слова. Игра «Звуковая мозаика».
Логопед: «Ребята, давайте научим нашего гостя играть в «Звуковую мозаику»! Мы будем играть и слушать звук [й] в словах. Итак, когда услышите слово со звуком [й], положите зелёный квадрат в клеточку и в конце игры у нас получится узор. Интересно, на что он будет похож? Не забывайте, что квадраты мы выкладываем в направлении слева направо и сверху вниз. Иначе узор не получится. Начинаем игру: змей, дом, майка, кот, йод, мука, попугай, машина, гайка.
После окончания игры дети рассматривают получившиеся узоры, сравнивают их с образцом. Логопед от имени зайки задаёт вопросы:
- На что похож узор? (на цветок, на снежинку, на насекомое).
- Какие слова со звуком «й» вы запомнили?
В случае затруднений можно задать уточняющие вопросы:
- Какой предмет одежды встречался в игре? (майка)
- Что запускают в небо? (змея)
- Какая птица встречалась в игре? (попугай) и т. д.
V. Развитие фонематических представлений. Знакомство с буквой «Й».
Логопед показывает детям плакат с сюжетной картинкой и буквой «Й»: «Ребята, в названии каких предметов на этой картине мы слышим звук «й»? Помогите зайке найти». (Ответы детей: зайка, шайба, змей.).
Логопед: «Молодцы! А вот буква, которая обозначает звук «й».
Организация рассматривания буквы:
- Из каких элементов состоит буква?
- Как они расположены?
- На что похожа буква? (ответы детей).
Чтение стихотворений о букве «Й»:
Букву «Й» зовут «И кратким».
«Й», как «И» в твоей тетрадке.
Чтобы «Й» не путать с «И»,
Сверху галочку пиши!
В. Степанов
И не в кепке, и не в шапке
Буква Й гуляет в шляпке!
Шляпка почему на ней?
Потому, что так – модней!
Н. Манжос
- Поиск карточек с буквой «Й» среди других (дети находят буквы и дарят их зайке).
- Выкладывание буквы «Й» на столе из фасоли, камешков, помпонов, палочек (выбор материалов происходит по желанию детей); рисование буквы пальчиком на песочном столе.
VI. Развитие общей моторики, грамматического строя речи. Игра с зайкой «Сделай и скажи»
Произношение звука [й] в словах-действиях.
Логопед: «Сначала зайка будет вам давать задания, а вы выполнять и говорить, что делаете, а потом наоборот:
Зайка: «Дети, хлопайте!» Дети: «Мы хлопаем!» и т. д.
Дети, топайте!
Дети, прыгайте!
Дети, приседайте!
Дети, рисуйте!
Дети, плавайте!
Дети, копайте!
Дети, танцуйте! (дети имитируют движения и отвечают зайке).
Логопед: «А теперь пусть зайка вам отвечает!» Дети по очереди дают задания зайке, четко проговаривая звук «й», выполняют движения вместе с ним. Зайка иногда «ошибается» - выполняет неправильное действие или неправильно отвечает. Дети исправляют ошибки.
Ребёнок: «Зайка, топай!» Зайка: «Я топаю!» и т. д.
Зайка, хлопай!
Зайка, прыгай!
Зайка, бегай!
Зайка, плавай!
Зайка, танцуй! и т. д.
VII. Развитие грамматического строя речи. Произношение звука в предложении.
Игровое упражнение «Сравни предметы»
Логопед: «Вот какое стихотворение знает наш гость зайка:
Слов на «Й» совсем немного:
«Йогурт», «йод» и слово «йога».
«Й» в конце обычно пишем:
«Чай», «случайный», «тайный», «лишний».
Р. Горенбургова
Итак, звук «й» часто встречается в середине и в конце слов-признаков. Давайте убедимся в этом и расскажем нашему зайке об овощах и фруктах. Нужно достать из мешка два предмета и сравнить их по любому признаку (размеру, форме, цвету, вкусу, весу).
Дети выполняют задание. Примерные варианты ответов:
Апельсин оранжевый, а помидор красный.
Огурец вытянутый, а яблоко круглое.
Банан сладкий, а лимон кислый. и т. д.
VIII. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
1). Логопед: «Ребята, кто запомнил, какие слова говорит зайчик, когда боится? Да, это короткие слова «ОЙ» и «АЙ».
Какой первый звук в слове «ОЙ»?
Какой второй звук в этом слове?
Сколько всего звуков? (дети выкладывают схему)
Сколько гласных звуков в этом слове?
А сколько согласных?
Сколько слогов в этом слове? Почему?
А теперь давайте выложим это слово из букв (дети выкладывают слово в кассах)
А теперь давайте подумаем: что нужно сделать, чтобы слово «ОЙ» превратилось в слово «АЙ»? (дети выполняют, задание, читают новое слово, объясняют, как выполнили задание).
2). Решение ребуса (МАК – МАЙ)
IX. Подведение итогов занятия.
Логопед: «Зайке пора домой. Чему он научился вместе с нами? В какие игры он с нами играл? Что нового вы сегодня узнали? Что у вас хорошо получилось? А что было сложным?» Дети отвечают на вопросы. Логопед от имени гостя отмечает успехи детей и прощается с ними.