Лена Гурулева
Конспект логопедического занятия «Звук и буква «Ч»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе.
«Звук и буква Ч»
Цель: познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч.
Коррекционно-образовательные задачи:
- научить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам;
- упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);
- упражнять детей в образовании существительных с суффиксам ч;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звук и буква „Ч“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
-закреплять правильный графический образ буквы.
Коррекционно-развивающие:
-развивать общую, мелкую моторику;
-упражнять в делении слов на слоги;
-развивать фонематический слух;
- совершенствовать звуковой анализ слов;
-развивать внимание, память;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать умение работать в паре, выслушивать ответы товарищей.
Оборудование: дидактическое пособие «Поезд»; дидактическое пособие «Чашка», предметные картинки, в названии которых есть звук Ч; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; магнитная доска; индивидуальные зеркала.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Отгадайте, кто пришел к нам в гости:
Он коричневого цвета, Его любят все за это.
Знает каждая дворняжка Друга Гены … (Чебурашку)
Логопед : С какой буквы начинается имя нашего гостя? (с буквы Ч)
Значит мы будем говорить о букве Ч.
Чтобы чётко говорить мы сделаем артикуляционную гимнастику.
1. «Улыбка – хоботок»
2. «Качели»
3. «Барабанщик»
Молодцы!
2. Введение в тему:
Логопед : Чебурашка хочет узнать про свою букву Ч и звук (ч)
Характеристика звука
Произнесите звук Ч, в каком положении губы, зубы, язык? Работает ли горлышко?
Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд
Зубы не смыкаются
Кончик языка за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам.
Звук ч можно пропеть? (Звук ч нельзя пропеть. Он согласный.)
Логопед : А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук ч. Наше горлышко спит или работает? (Горлышко спит, значит звук ч - глухой)
Логопед : Молодцы, все правильно. Звук Ч – согласный, всегда мягкий, глухой.
Давайте поиграем со звуком Ч. Попробуйте изобразить с помощью Ч, как стрекочет кузнечик: ч-ч-ч-ч-ч-ч, а как говорят и показывают, когда просят помолчать? (палец к губам и ччччч).
А знаете ли вы слова, которые начинаются со звука Ч? (Дети называют слова)
Ребята, давайте немного отдохнём и попьём чай, но чай горячий.
Дыхательная гимнастика: «Подуй на чай». Вдох носом - пауза - длинный выдох.
Основная часть:
Захотелось нам ласковых слов,
Кто из звуков помочь нам готов?
Ч – он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже, без его услуг.
1. Игра с мячом «Назовите слово в уменьшенном размере».
Например: ложка – ложечка, вилка – вилочка. (яблоко, черепаха, жук, ключ, собака, чемодан, белка, чашка, мяч).
2. Игра. «Определите место звука в слове».
Раздать картинки, в названии которых есть звук ч. Ребята разложите картинки по вагончикам. (чемодан, девочка, мальчик, мяч, грач, чёрный, черемуха, чум, череда, черника, врач, вечер, калачи, меч, черешня, зайчик, чиж, синичка).
Логопед : Давайте вместе чётко проговорим чистоговорки.
Ча – ча – ча – сидит зайчик у врача
Чо-чо-чо- у него болит плечо
Чу-чу-чу- мы идём к врачу.
3. Звуковой разбор слов : Девочка, чайка, Чебурашка.
4. Физминутка
Чебурашка потянулся
Влево, вправо повернулся.
Руки вытянул, согнул,
И тихонечко уснул.
Логопед : Ребята, что такое слог? (Слог – это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)
5. Игра: «Лото» Разложите картинки, сколько слогов, столько окон в вагончике. Дети делятся на пары и выполняют задания. (Картинки со звуком ч)
6. Буква Ч.
На что похожа буква Ч?
Ч – вы правильно решили,
пишут так же, как 4.
Только с цифрами, друзья,
Путать буквы нам нельзя!
7. Развитие мелкой моторики.
Сделайте букву Ч. (Дети используют цветные палочки, камушки, фасоль, нитки).
8. Составление предложений.
Составьте предложение с заданным словом. Слова: Чай, чашка, черепаха, Чебурашка.
Например: Мама налила чай в чашку. Мне подарили черепаху.
9. Итог: С каким звуком мы познакомились? Дайте характеристику звуку. На что похожа буква Ч?
Ответы детей.