Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришла
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Продолжать формировать понятие «слово», «звук».
• Закреплять, уточнять произношение звука [у] изолированно, в слогах, словах, коротких фразах.
• Продолжать учить выделять звук [у] на слух из ряда гласных звуков, на фоне слова, интонационно выделять его при произношении.
• Познакомить с буквой «У», формировать умение узнавать её среди других букв, воспроизводить её начертание с помощью взрослого.
• Продолжать учить изменению числа существительных (именит. и родит. падежи.).
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект логопедического занятия в средней группе „Звук [У], Буква „У“ Совушка в гости пришла» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Сова, совушка, совенок, совята
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
• Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, воображение, графические умения.
• Способствовать развитию общей и пальчиковой моторики, координации речи с движениями.
Воспитательные:
• Воспитывать умение внимательно слушать логопеда и друг друга, взаимодействовать в группе.
Материал:
Игрушка сова, красочная коробка («сказочный лифт», символы звука [у], предметные картинки, имеющие в названии [у], иллюстрации к логосказке, осенние листья из картона, картинный материал к игре «Один-много», таблица из пособия «Весёлая азбука», картинки с предметами, имеющими сходство с буквой «У»; камни Марблс, карточки с пунктирным изображением буквы «У» по количеству детей, красные карандаши, карточки с буквами, компьютер (для прослушивания аудиозаписи «Волк» (из пособия «Логопедические распевки» Овчинниковой Т. С.).
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1). Игра «Менялки». Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.
Дети стоят в круге. Логопед предлагает поменяться местами детей, которых назовёт по имени, например, «Меняются местами Аня и Глеб, Таня и Катя, Дима и Оля». Затем логопед раздаёт детям разноцветные шарик и просит поменяться местами детей по названным цветам: «Красный и синий, голубой и оранжевый, зелёный и жёлтый» и т. д.
2). Игра «Подскажи словечко». Постановка цели занятия.
Дети договаривают по одному слову в предложении логопеда с опорой на предметные картинки:
- По траве гуляет … (утка).
- У Вани болит … (ухо).
- У зайца длинные … (уши).
- Коля завязал крепкий … (узел).
- Пчёлы живут в … (улье).
- Лена пошла на … (улицу).
Логопед: «Кто какое слово назвал?» (каждый ребёнок вспоминает своё слово). Затем обращается к каждому ребёнку: «Сколько слов ты назвал (а?». Каждый ребёнок отвечает: «Одно».
Логопед: «А кто заметил, чем похожи все слова?» (ответы детей). «В каждом слове мы слышим [у] – песенку нашей гостьи, которая прилетала к нам в прошлый раз. Кто её помнит? Конечно же, это Совушка. А вот и она!» Логопед достаёт из яркой коробки игрушку-сову: «Сегодня вместе с Совушкой будем продолжать произносить и слушать её любимый звук».
II. Характеристика звука [у] по артикуляционно-акустическим признакам.
Фонетическая логосказка «Про звук «У».
Логопед: «Совушка-сова принесла нам сказку «Про звук «У».
Она сообщила мне, что рассказывать её мы будем все вместе». Логопед вынимает из красивой коробки иллюстрации к сказке. Рассказывание сказки сопровождается демонстрацией картинок:
«В сказочной Стране Звуков жил да был звук «У». Когда он пел свою песенку, то вытягивал губы трубочкой – вот так (логопед показывает иллюстрацию с артикуляцией звука и предлагает детям сделать «трубочку»):
«Губы трубочкой потянем
И нисколько не устанем!»
Звук «У» очень любил петь, играть и дружить! Хотите узнать, как? Были у звука «У» друзья. Вместе они пели и играли. Вместе с волком они пели протяжно и высоко: «Ууууууууууу». Давайте вспомним песенку волка (логопед включает аудиозапись «Песню волка»). Покажите, как волк пел свою песенку. А вместе с Совушкой звук «У» любил кричать кратко, и низким голосом: «У. У. У». Покажите, как звук «у» кричал вместе с Совушкой. Звук «У» очень любил играть с ветерком. Ветер-ветерок умел петь по-разному, особенно осенью и зимой: то низко, то высоко, то тихо, то громко: «УУУУуууууууУУУУУУуууууу». А теперь вы покажите, как ветерок поёт свою песенку.
Иногда звук «У» говорит очень тихо. Знаете, когда? Когда боится. Однажды, он шёл по лесу и услышал, как кто-то шуршит в кустах и пыхтит: «Ух-ух-ух». «У» очень испугался и тихо сказал: «у». Покажите, как «У» боялся? Отгадайте, кто же это был? Он маленький, серый, колючий! Правильно, это был ёжик! Как только звук «У» увидел его, то сразу перестал бояться. А как пыхтел ёжик? Вместе с ёжиком они пошли по тропинке и вдруг увидели, как к ним навстречу ползёт Улитка. Тогда звук «У» очень обрадовался и громко закричал: «УУУУУ!» Покажите, как закричал звук «У». А ёжик тоже обрадовался и запыхтел: «Ух! Ух!». Как пыхтел ёжик? А Улитка тоже обрадовалась и запела по-своему: «Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!». Они стали вместе играть и гулять по лесу. Вдруг друзья услышали, как кто-то издалека зовёт их вот так: «Ку-кууу, ку-куууу». Кто это, ребятки? Оказывается, Кукушка звала друзей к себе в гости. Покажите, как. Друзья обрадовались и побежали к кукушке в гости. По дороге они увидели… улей. Кто живёт в улье? Пчёлы угостили друзей мёдом. Друзья поблагодарили пчёл и пошли дальше. Все вместе у Кукушки они пили чай с мёдом. Вот какие друзья у звука «У»! Вам понравилась сказка, которую нам принесла Совушка?
Логопед: «Мы с вами договорились в прошлый раз, что звук «У» будем обозначать красным кружком» (красный кружок – символ звука помещается на доске).
III. Развитие фонематических процессов. Игры Совушки-совы.
Логопед: «А сейчас наша гостья хочет с нами поиграть и заодно поучиться слушать свой любимый звук. Смотрите, какие красивые осенние листья она принесла вам из своего леса» (все дети получают по одному листу).
1) Угадывание звука по беззвучной артикуляции.
Логопед: «Сейчас я буду произносить звук очень-очень тихо: так, что его никому будет не слышно, но видно. А вы покажите Совушке осенний листок, когда заметите, что я сказала: «У».
2) Различение звука в ряду гласных.
Логопед: «Продолжаем игру: теперь будет слышно, но не видно. Помашите Совушке листочками, когда услышите «У»: А, У, И, У, Э, Ы, У, А, У, У»… После игры логопед собирает у детей листья.
3) Выделение звука на фоне слова.
Логопед: «А теперь вы услышите слова. Повторяйте за мной только слова со звуком «У»: улей, утка, мак, узел, Аля, дым, угол, Маша, умница, улица».
4) Выбор картинок, имеющих в названии звук «У».
Логопед: «Ребятки, а я приготовила для Совушки подарок – это картинки для игры. Но оказывается, ей нужны только те, в названии которых есть звук «У». Давайте найдём для неё эти картинки», и назовём их так, чтобы этот звук очень хорошо был слышен». Дети подходят к столу по одному, выбирают картинку и называют её, интонационно выделяя «У», приносят Совушке.
IV. Развитие общей моторики, координации речи с движениями. Игра «Совушка-сова».
Совушка-сова – большая голова,
(Положить руки на голову)
На пеньке сидит,
(Поставить руки на пояс)
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
(Повороты головой вправо-влево)
Да каааак полетит!
(Имитация взмахов крыльями)
V. Развитие грамматического строя речи. Игра «Один-много».
Логопед: «А теперь я предлагаю Вам поиграть с картинками Совушки в игру «Один-много. Подбери пару». Совушка даёт каждому ребёнку картинку (на каждой картинке изображен один предмет, имеющий в названии «у»). Логопед предлагает назвать её и найти на подносе вторую (парную) картинку, на которой изображено несколько таких предметов и назвать их: улица – улицы, узел – узлы, удочка – удочки, утюг – утюги, утка – утки, улитка – улитки. Далее проводится игра «Один-много» с мячом. Используются те же слова:
улица – много улиц,
узел – много …
удочка – много…
утюг – много…
утка – много…
улитка – много…
Логопед: «Молодцы, ребята, я думаю, что Совушке очень понравилось с вами играть»!
VI. Знакомство с буквой «У».
Логопед: «А теперь я хочу Совушке и вам показать букву, с которой дружит звук «У». Это буква «У». Вот она. Давайте рассмотрим букву. Из каких элементов она состоит? (ответы детей). Буква «У» из двух палочек: длинная палочка справа, а короткая – слева. На что похожа буква «У»? (ответы детей)» Логопед показывает картинки, имеющие сходство с буквой «У» (сучок, кактус, вешалка) и читает стихотворения:
«У» – сучок.
В любом лесу
Ты увидишь
Букву «У».
Кактус рос, как буква «У», -
Подарил нам красоту!
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто!
Дети садятся за столы. Проводится работа по развитию буквенного гнозиса. На столе у каждого ребёнка контурные изображения буквы «У».
1) Дети обводят по просьбе логопеда буквы «У» пальчиком: сначала длинную палочку, а затем короткую.
2) Игровое упражнение «Стеклянная буква». Логопед ставит перед каждым ребёнком тарелочку с камешками Марблс и предлагает выложить букву из камешков по её контуру и показать Совушке. После выполнения задания Совушка «хвалит» детей.
3) Обвести букву «У» карандашом на карточке по пунктирным линиям и подарить Совушке.
4) Найти карточку с буквой «У» среди других букв и подарить её Совушке.
Совушка благодарит детей за подарки.
VII. Подведение итогов занятия.
Логопед: «Ну вот, ребята, нашей гостье уже пора домой. Какие подарки она покажет своим друзьям? (буквы «У»). А Совушка тоже приготовила нам подарки: это картинки-раскраски (каждый ребёнок получает подарок от Совушки). Совушка хвалит детей и прощается с ними.