Ирина Рудакова
Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Знакомство со звуком [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дошкольного образования
«Дворец детского юношеского творчества»
Дошкольное отделение №1
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
компенсирующей направленности для детей с ТНР
по теме:
«Знакомство со звуком Ш»
Разработала:
Учитель-логопед: Рудакова Ирина Виталиевна
г. Всеволожск
ЗАНЯТИЕ 1
Лексическая тема: ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКОМ [Ш].
Публикация «Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР „Знакомство со звуком [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Познакомить со звуком [Ш] и буквой Ш.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• закрепить правильное произношение звука [Ш];
• упражнять в определении наличия звука [Ш] в словах,
• упражнять в определении позиции звука [Ш] в слове (в начале, в середине, в конце);
• совершенствовать навыки звукослогового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие:
• развивать слуховое внимание,
• развивать память,
• развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
• воспитывать мотивацию на активное участие в занятии,
• воспитывать самостоятельность.
Оборудование:
• мультимедийный проектор,
• экран,
• магнитная доска,
• демонстрационный материал (куклы) из серии «Профессии»
• фланелеграф,
• магнитная дидактическая игра «Паровозик-звуковозик» (для определения местоположения звука в слове : начало, середина, конец).
• счетные палочки.
Предварительная работа:
• знакомство со специалистами детского сада в рамках работы над лексической темой «Профессии»,
• чтение и беседа по произведению Д. Родари «Чем пахнут ремесла»,
• рассматривание иллюстраций «Фабрика профессий»,
• ознакомление со схемой описания профессии.
Методы и приемы:
• Словесные (беседа);
• Наглядные (рассматривание иллюстраций, слайд-шоу);
• Практические (ориентировка в пространстве, пространственные предлоги);
• Игровые.
Тема «Знакомство со звуком Ш»
1. Приветствие: Педагог здоровается с детьми, приглашает их в круг. (дети ритмично шагают на месте)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях и в игре
Верно, чётко говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Организационный момент:
Посмотрите внимательно на доску. В детском саду работает множество сотрудников, и у каждого из них свой круг обязанностей.
Мы знакомы с логопедом. Что делает логопед? Ответы: логопед учит детей красиво и правильно говорить.
Мы знакомы с медсестрой. Что делает медсестра? Ответы: медсестра делает детям прививки, следит за их здоровьем, измеряет их рост и вес.
Мы знакомы с поваром. Что делает повар? Ответы: повар готовит для ребят вкусную и здоровую пищу.
Давайте подберем предметы, необходимые в работе этих специалистов. (дети находят картинки с изображением зеркала, шпателя, шприца, кастрюли, ваты и шумовки. Далее распределяют по специалистам.)
Педагог просит детей закрыть глаза, убирает картинки и оставляет только те, в названиях которых есть звук Ш. Просит детей произнести слова и обратить внимание какой звук есть во всех этих словах.
3. Характеристика звука Ш.
Дети садятся перед зеркалами, произносят звук Ш и характеризуют звук : имеет преграду при произнесении, не поется, если подставить руку под подбородок, то подбородок не выталкивает кисть руки. Дети делают вывод, что это согласный звук.
4. Дыхательная гимнастика.
Педагог предлагает детям послушать шум ветра и произносит «шшшш».
Затем, просит ребят повторить, но так, чтобы ветер стал сильнее. Обращает внимание, что вдох надо делать носом, а на выдохе произносить «шшшшш».
5. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы язычку было легче произносить звук Ш в словах, язычок надо потренировать. Дети делают артикуляционные упражнения: чашечка, грибок, вкусное варенье, лошадка, бублик.
Еще раз подул сильный ветер (произносят «шшшшш»).
6. Хлопни, если услышишь звук Ш.
ХМТОКГШМСШБПШСШСШСШС
А теперь в слогах:
Хе мы по шо со за ши гу пы мо ше шу шо ас аш
А теперь в словах.
7. Мы со звуком Ш играем и картинки отбираем.
(педагог предлагает детям выбрать картинки с изображениями в названиях которых есть согласный звук Ш : сани, петух, мышь, шуба, желудь….).
8. Какими бывают согласные звуки? Ответы: согласные бывают твердыми и мягкими. А вот согласный звук Ш особенный, он бывает только твердым. (экспериментируют со звуком, смягчить не получается).
9. разучивается логопедическая распевка по методике Т. Н. Новиковой-Иванцовой. «Лошадка» (указательным пальцем ведущей руки одновременно с пением простукивается ритмический рисунок)
10. Образ буквы.
Согласный звук на письме отображается буквой Ш. Посчитаем количество элементов в букве Ш. Давайте попробуем выложить букву Ш из счетных палочек или воспользуемся конструктором букв. (выкладывают образ буквы Ш).
11. Определение местоположения звука Ш в слове.
Мы знаем, что звуки живут не только в начале, но и в середине и конце слова. Используя вагончики «Паровозика-звуковозика», распределим картинки со словами по местам (начало, середина, конец слова). Но не забывайте, что зеленые кружки для обозначения звука мы не используем, т. к. согласный звук Ш всегда твердый.
12. рефлексия. Ребята, с каким звуком мы познакомились на сегодняшнем занятии? Ответ: с согласным звуком Ш (перечисляют характеристики). Выберете, пожалуйста, смайлики с эмоциями, которые вы получили на занятии. Если вам было скучно, то выберете сонного смайлика. Если вы получили много новых знаний, то радостного. Если вам было сложно, то выберете грустного уставшего смайлика.