Смотрицкая Людмила Николаевна
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Водный и воздушный транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию лексико-грамматических категорий
Тема: «Водный и воздушный транспорт».
Цели.
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности „Водный и воздушный транспорт“» размещена в разделах
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Воздушный транспорт. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Самолеты, вертолеты. Воздушный транспорт
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Водный и воздушный транспорт»;
-уточнить представления детей о водном и воздушном транспорте, частях транспорта.
Учить различать транспорт по внешнему виду;
- составлять распространённые предложения, уметь восстанавливать деформированную фразу, отгадывать загадки.
Продолжать учить составлять предложения, используя схему предложения, учить анализировать предложение.
Упражнять в согласовании числительных с существительными;
-в образовании относительных прилагательных, приставочных глаголов.
Развивающие:
развивать слуховое внимание, память, умение различать на слух неправильную форму речи, учить слышать и исправлять ошибки в речи других, контролировать собственную речь.
Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику, мышление.
Воспитательные:
воспитывать активность на занятии, инициативность, уважительное отношение к взрослым, умение слушать взрослого и своих сверстников.
Оборудование: ноутбук, презентация, игра «Сосчитай транспорт», схема для составления предложения, схема предлога над, бумажная лодочка, карандаши, игра «Назови вид транспорта», Су-джок шарики.
Ход занятия.
Организационный момент.
Ребята, сядет тот, кто скажет, сколько у него на картинке нарисовано транспорта. (Согласование числительных с существительными)
Скажите, какой вы называли вид транспорта? (Наземный).
Сегодня на электронную почту пришло письмо. Хотите узнать от кого?
Показ презентации. 1 слайд. Правильно письмо от Кроша и вот, что он пишет:
«Здравствуйте, ребята! Я очень люблю приключения! И вот я подумал, построю я самолёт и уплыву на нём в неведомую даль.
Потом я подумал и решил, что лучше я построю корабль и укачу на нём в дальние страны.
А может построить себе грузовик и улететь на нём туда, где ещё не был?
А как вы думаете, ребята?
Жду ответа, Крош.»
Ребята,что не так в письме Кроша? (Дети объясняют, что на самолёте не плавают, а летают. На корабле плавают, а на машине едут.)
Молодцы, вы очень внимательные.
Да, ребята, Крош очень хочет путешествовать, но я думаю, он не очень хорошо разбирается в транспорте и одного его нельзя отпускать в далёкий путь.
Предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в мир транспорта. Вы готовы? Тогда закройте глаза.
2 слайд. Мы с вами оказались в порту.
- Скажите, что такое порт?
–Место стоянки кораблей.
Кто, самый главный на корабле? (Капитан).
Кто, ещё работает на корабле? (Матросы)
Ребята, я вас приглашаю подняться на борт корабля и провести небольшую экскурсию. Давайте вспомним, как называются части корабля. Показ презентации.
-Мы поднимаемся по трапу. 3 слайд
- Передняя часть корабля — НОС. 4слайд
- Задняя часть корабля — КОРМА.
- Боковая сторона называется — ПАЛУБА.
- Комнаты на корабле — КАЮТЫ.
- Кухня называется — КАМБУЗ.
- Окна называются — ИЛЛЮМИНАТОРЫ.
- Пост капитана — КАПИТАНСКИЙ МОСТИК.
Чтобы корабль отправился в путь, надо сказать слова-действия, закончить предложение.
Корабль от причала (что сделал) отплыл.
Он по морю (что делает) плывёт.
Корабль море (что сделает) переплывёт.
В другой порт корабль (что сделает) приплывёт.
Что же, отправляемся в плавание!
Посмотрите, по правому борту плывёт лодочка.
- Из чего она изготовлена? (Из бумаги). Значит, она какая? (Бумажная).
- Если лодку сделают из дерева, она будет…
- Если лодку сделают из резины, она будет …
- Если лодку сделают из металла, она будет …
- Если лодку сделают из пластика, она будет …
Для прочности к пластику добавляют стекло и лодка станет стеклопластиковая.
Наш корабль вышел в открытое море.
Мы с вами наблюдаем за проходящими мимо судами. Транспорт, который передвигается по воде, называют - водным. Так же как и наземный транспорт, он бывает пассажирский, грузовой и специальный.
13 слайд.
К пассажирскому водному транспорту относятся: теплоход, катер, круизный лайнер, яхта, 14 слайд катамаран, лодка, фрегат.
За каким водным пассажирским транспортом вы наблюдали?
Ответы детей.
15 слайд
К грузовому водному транспорту относятся: баржа, танкер, паром, сухогруз.
Какой грузовой транспорт проплывал мимо?
Ответы детей.
16 слайд. Специальный водный транспорт – это военные корабли, пожарные корабли, спасательные суда, ледокол.
17 слайд. Госпитальное судно – оказывает медицинскую помощь, перевозит больных. Рыболовецкое судно – ловят рыбу.
Какой специальный водный транспорт вы запомнили?
Ответы детей.
Что-то наш корабль странно стучит! Замедлил ход. Его срочно надо отремонтировать.
Капитан посылает сообщение в порт по рации, но рация неисправна, помогите восстановить сообщение.
Работа с деформированным предложением.
Мотор корабль плохо работать. (Мотор корабля плохо работает.)
Срочная команда помощь нужна. (Команде нужна срочная помощь.)
Мы переживать за пассажиры. (Мы переживаем за пассажиров.)
Высылать группа спасатели. (Высылайте группу спасателей.)
- Молодцы ребята, вы справились с заданием! Вы восстановили сообщение и спасатели прибыли на борт. А если корабль надо ремонтировать, его ведут в док. 18 слайд
А мы с вами поиграем.
Динамическая пауза.
«Мы устали»
Ребята,а мы с вами продолжим путешествие на другом виде транспорта. Отгадайте загадку:
Не машет крылом, а летает.
Не птица, а всех обгоняет.
Правильно, это самолет. Докажите свой ответ. Какие части у самолёта вы ещё знаете? Если самолёт летает в воздухе, какой это вид транспорта? (Воздушный)
Где взлетают самолёты?
С аэродрома. 18 слайд. А кто управляет самолетами? (Летчики, пилоты).
Предлагаю подняться на борт самолёта по трапу. 19 слайд.
Нас встречает приветливая стюардесса. 20 слайд. Какие обязанности выполняет стюардесса? (Разносит напитки, журналы, говорит пассажирам, как проходит полёт.)
Мы заходим в просторный салон. 21 слайд. Устраивайтесь в удобных креслах.
Чтобы самолёт взлетел, надо назвать слова-действия, закончить предложение.
Самолёт, со взлётной полосы (что делает) взлетает. Он набирает высоту и (что делает) летит.
Над городами, домами, лесами, горами, морями (что делает) пролетает.
В аэропорт самолёт (что делает) прилетает. Мы с вами взлетели и поговорим о воздушном транспорте. Какой воздушный транспорт вы ещё знаете? Отгадайте загадку.
Без разгона ввысь взлетает
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш Российский (вертолёт). 23 слайд.
24 слайд. Ещё есть такой воздушный транспорт, как аэростат, дельтаплан.
Если воздушный транспорт перевозит людей - это воздушный пассажирский транспорт. 23 слайд
Если перевозит грузы – воздушный грузовой транспорт.
Если спешит на помощь, выполняет специальную работу – это специальный воздушный транспорт
24 слайд (самолёт для тушения пожаров, почтовый самолёт, военные самолёты и вертолёты.)
Давайте разомнём пальцы. Массаж рук с помощью Су-джок шариков.
Будем мы с тобой играть,
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, корабль, самолёт.
Пять пальцев мы в кулак сожмём,
Пять видов транспорта мы назовём.
(Ещё раз на другой руке.)
Мы пролетаем над бескрайними просторами нашей Родины. Посмотрите в иллюминаторы.
Над чем летит наш самолёт? (Составление предложений по схеме.)
Самолёт летит над домами. Самолёт летит над городами. Самолёт летит над горами. Самолёт летит над морями. И т. д. (Анализ предложения.)
Скажите, что вы сейчас составляли? (Предложение.) Сколько слов в предложении? (четыре.) Какое первое? И т. д.
А наш самолёт идёт на посадку. Мы приземлились в аэропорту. До полной остановки вставать со своих мест нельзя. Возьмите листок с изображением разных видов транспорта, карандаш и соедините транспорт с воздухом, дорогой или водой. Объясните, почему вы так сделали и какой это транспорт?
Дети составляют предложения.
Итог. Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили?
Молодцы, вы отлично всё поняли. Наше путешествие завершилось.
Мы, Крошу, обязательно напишем ответ и всё ему расскажем о транспорте.