наталья панченко
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Знакомство с язычком и его домиком»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Знакомство с язычком и его домиком»
Группа компенсирующей направленности детей 5-6 лет
Цель: Сформировать у детей представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы).
Публикация «Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности „Знакомство с язычком и его домиком“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Коррекционно-образовательные задачи. Дать понятия о речевом аппарате, его действии. Познакомить с органами артикуляции и правилами работы перед зеркалом.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие сенсомоторных навыков.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.
Оборудование: артикуляционный тренажер «Совунья», зеркала на каждого ребенка.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением органов артикуляции.
Ход занятия:
I.Вводная часть
Орг. Момент
В этой группе все друзья
Я, ты, он, она.
Обними соседа слева,
Обними соседа справа.
Погладь соседа слева,
Погладь соседа справа.
Улыбнись соседу слева,
Улыбнись соседу справа.
Все мы дружная семья
Я, ты, он, она.
Сюрпризный момент
Воспитатель. Ребята, сегодня к вам на занятие пришла Совунья.
Совунья очень любит рассказывать сказки, вот и сегодня решила вам сказку рассказать, а о ком догадайтесь.
Рот - домик, губы - двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.
II. Основная часть
1. Сказка «Домик для Язычка»
Воспитатель.
Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашел себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери :
первая дверь — губы, вторая дверь — зубы.
В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щеки.
А потолок был твердым и назывался нёбо. Нёбо неровное и напоминает купол. Передняя часть потолка-нёба заканчивается маленькими бугорками. Это альвеолы. Они расположены за верхними зубами. Сзади потолок переходил в занавеску с маленьким язычком - увуля.
Несмотря на некоторые неудобства, Язычку очень понравилось его новое жилище. Правда, в нем всегда было сыро, даже спать приходилось в мокрой постели, зато было тепло и уютно, а главное — не было сквозняков.
Воспитатель. Что есть в нашем домике – ротике? (губы, зубы, щеки, небо, челюсть).
воспитатель. Что могут делать щеки? (Надуваться и втягиваться). Что могут делать губы? (растягиваться в улыбочку и собираться в трубочку).
2. Загадки Совуньи
Воспитатель. Совунья приготовила для вас загадки:
Когда мы едим — они работают,
Когда не едим — они отдыхают.
Не будем их чистить —
Они заболят. (Зубы)
Посильней ты их раздуй,
На горячее подуй. (Щеки)
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы спим. (Язык).
Воспитатель. Щеки, зубы и язык – это и есть наш речевой аппарат. С помощью речевого аппарата люди разговаривают, произносят слова, звуки. Вы помните, какие бывают звуки? Речевые и неречевые.
3. Физминутка "Колобок".
Жили-были дед и баба на полянке у реки
(Полуприседания с выносом пятки вперед)
И любили очень, очень на сметане колобки.
(Поглаживание животика)
Баба тесто замесила, Колобка она слепила,
(Движения, имитирующие замешивание теста, лепку колобка)
В печь поставила его, там оставив одного.
(Наклон вперед, руки развести в стороны)
Вышел он румян, пригож и на солнышко похож.
(Пружинки с поворотами, руки на поясе, руки вверх и через стороны вниз)
Он хотел остыть немножко и улегся на окошко.
(Машут руками вправо - влево у ног. Наклон вперед, руки «полочкой», голова лежит на руках.)
Не хотел он там лежать,
(Повороты головы вправо, влево)
Захотел он убежать.
(Бег на месте)
Огород он пересек
(Бег вокруг себя в правую сторону)
И пустился наутек.
(Бег вокруг себя в левую сторону)
4. Артикуляционная гимнастика
• Язык в ротике живет.
Никогда не устает.
Широко открывать рот и максимально высовывать язык изо рта.
• Очень любит чистоту
В домике своем - во рту.
Рот закрыть и массировать указательным пальцем круговую мышцу рта, проводя вокруг губ.
• Двери шире открывает:
Воздух свежий он впускает.
Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек.
• А теперь наш Язычок Моет нёбо-потолок.
Максимально открыть рот. Проводить широким языком по нёбу вперед-назад.
• Время даром не теряет:
Губы-двери вытирает.
Рот открыть и не закрывать. Сделать язык широким. «Обнять» языком всю верхнюю губу, облизать ее, убирая язык вглубь рта.
• Моет двери он вторые –
Наши зубы. Ротик шире.
Рот держать широко открытым. Облизывать языком верхние и нижние зубы с внутренней и внешней стороны.
• Чистит стены. Это щеки.
Взял щетинистые щетки.
Губы сомкнуть. Зубы разомкнуть. Проводить языком по внутренней стороне щек, массируя их.
• Вот теперь он все убрал,
На лошадке поскакал.
Рот открыть и не закрывать. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу.
5. Игра «Указочка»
Воспитатель. Что же есть в нашем ротике? (Язык, губы, зубы, небо, челюсть).
Я буду читать стихотворение, а вы показывайте то, что я называю.
Нюша поможет нам вспомнить, с помощью чего мы можем говорить.
- Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.)
- А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)
- Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.
(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.)
- Вы смогли правильно произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет)
-Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя)
- А без язычка? (тоже нет).
III. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, кто к нам приходил на занятие? О чем мы сегодня говорили? Все сегодня молодцы, хорошо занимались!