Татьяна Смирнова
Познавательно-игровой проект «Наши любимые потешки» во второй группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка»
Уренского муниципального округа Нижегородской области
Познавательно – игровой проект
«Наши любимые потешки»
во второй группе раннего возраста
Выполнила: Смирнова Т. В.
2025
Тип проекта: познавательно-игровой
Участники: воспитатели, дети второй группы раннего возраста, музыкальный руководитель, родители (законные представители).
Срок реализации: 1 месяц (24.02.2025 – 24.03.2025)
Актуальность:
Художественное слово – детская литература и фольклор играют существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста. Именно детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Ведь уже с младенчества мы поем детям колыбельные песни, играем с пальчиками. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков, развивает интерес и внимание к окружающему миру.
Опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора помогает овладению разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, ребенок получает первоначальные навыки самостоятельной художественной деятельности.
Проблема:
Работая с детьми раннего возраста, мы заметили, что дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки.
В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют две «Ладушки, ладушки» и «Сорока – белобока…».
Работа по использованию малых форм фольклора организована недостаточно.
Именно поэтому мы начали работу над этим проектом, и стали активно привлекать родителей к решению выявленных проблем.
Для решения задач познавательного и речевого развития был разработан
проект «Наши любимые потешки».
Цель проекта:
Формирование у детей раннего возраста положительных эмоций, интереса к окружающему миру через ознакомление с малыми формами фольклора.
Задачи проекта
для детей:
- приучать слушать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки;
- стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых потешек;
- развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого
произношения слов;
- вызывать у детей эмоциональный отклик на музыкальное
произведение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку.
- учить воспринимать художественное произведение слухом, зрением,
осязанием;
для педагога:
- способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей
- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
- создать условий для социально-нравственного развития детей в процессе изучения и сохранение традиций семейного чтения.
- способствовать сплочению детско–родительских отношений, улучшению контакта между работниками детского сада и родителями.
для родителей:
- объединить усилия воспитателя и родителей в вопросах речевого развития средствами фольклора;
- побуждать родительский интерес к совместной творческой деятельности с детьми;
- укреплять связи дошкольного учреждения с семей.
Ожидаемые результаты проекта:
-установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
- ребенок проявляет интерес к игре с рифмой и словом;
- заинтересованность родителей в вопросе использования малых фольклорных форм в речевом развитии детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки.
Итоговое мероприятие: досуг «В гости к бабушке Арине»
Продукт проекта:
- создание картотеки «Потешки для малышей»
- создание совместной с родителями книжки-малышки «Наши любимые потешки»
- создание лэпбука «Русская народная культура для детей 2-3 лет
Реализация проекта
1-й этап – подготовительный
1. Поставить цель проекта на основе изученных проблем детей.
2. Разработать план Составление плана-схемы проекта.
3. Сбор, накопление материала.
4. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
2-й этап – основной
Проведение мероприятий с детьми и родителями по плану.
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры:
- «На нашем дворе», «Уложим куклу спать», «Напечем пирожков»
Познавательное развитие
Занятие
Ознакомление с природой в детском саду «Котёнок Пушок»
- Беседы и рассматривание иллюстраций: о транспорте, животных, птицах, о предметах одежды; о характеристике и свойствах воды, снега. ….
- Рассматривание картин: «Петушок и его семейство», «Кошка с котятами», «Кто что делает?
- Наблюдение на прогулке: за явлениями живой и не живой природы, за повадками и поведением птиц, животных.
Дидактические игры:
- «Помоги петушку», «Курочка и цыплята», «Найди пару», «Чей домик», «Кто в домике живет?», «Что изменилось?», «Кто что ест?», «Узнай и назови», «Кот как кричит?», «Кукла идет на прогулку», развивающее лото «Животные и птицы», «Чудесный мешочек», «Купание куклы Кати»
Художественное - эстетическое развитие
- Лепка
«Угощение для котика», «Божья коровка»», «Зернышки для цыплят», «Испечем оладушки»
- Рисование
-«Петушок – золотой гребешок», «Котик», «Солнышко»
Музыкальное развитие:
Попевки:
- «Петушок», «Дин-дон, дин-дон, загорелся Кошкин дом»
Песни:
- «Серенькая кошечка», «Заболел наш Петушок», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Вышла курочка гулять.», «Колыбельная»
- Хороводная игра «Шла коза по лесу…», «Ходит Ваня»
Досуг «В гости к бабушке»
Конструирование
«Домик для кошечки», «Кровать для куклы», «Диван для дочки»,
Речевое развитие
Занятия:
- «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?»;
- Дидактическая игра «Кто пришел, кто ушел?» Чтение потешки «Наши уточки с утра.»;
- «Кошка»
Ознакомление с художественной литературой
Чтение, рассказывание, прослушивание аудиозаписи потешек:
- «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота…», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Как по лугу, по лугу.», «Чики-чики-чикалочки», «Обновки», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь!», «Божья коровка», «Зайка, зайка попляши!», «Сидит белочка в тележке», «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.»
Театрализованная деятельность
Драматизация потешек:
- «Калачи из печи», «Котик простудился», «Водичка, умой мое личико»
Игры-ситуации:
- «Коза рогатая», «Выходили утята на лужок», «Стоит в поле теремок», «Солнышко в окошко», «Дождик, дождик пуще!»
Физическое развитие
Пальчиковые игры»
- «Сорока, сорока…», «Баю-бай…», «Киска, киска…», «Пальчик-мальчик…»
Подвижные игры:
- «Солнышко и дождик», «Коза рогатая», «По узенькой дорожке», «Зайка беленький сидит», «Курочка и цыплята», «Кот и мыши», «Гуси», «Лохматый пес», «Огуречик»
Работа с родителями:
- чтение потешек детям дома;
- заучивание потешек вместе с детьми;
- буклет «Роль потешки в развитии детей раннего возраста»;
- папка-передвижка «Влияние фольклора на развитие речи детей 2-3 лет»;
- участие в изготовлении книжек-малышек «Наши любимые потешки»;
3 этап. Заключительный
- Выставка книжек-малышек «Наши любимые потешки», изготовленных совместно с родителями дома.
- Досуг «В гости к бабушке Арине»
- Создание электронной презентации по итогам работы над проектом.
Результат проекта:
В результате проведения данного проекта у детей повысился интерес к
устному народному творчеству, в частности к потешкам. Дети стали их
узнавать, самостоятельно рассказывать, использовать потешки в
самостоятельных играх, активизировалась речь у детей. Большую помощь в
реализации проекта оказали родители воспитанников, они приняли участие в
изготовлении книжек-малышек по теме.
Программное и методическое обеспечение, в том числе интернет-ресурсы
1. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» — М. : Просвещение, 1991.
2. Куприна Л. С., Бударина Т. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СП. : Детство- пресс, 2001.
3. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе» — М. : Мозаика — Синтез, 2010.
4. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в ДОУ» — М. : ТЦ Сфера, 2008