Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком [А] и буквой А»
▼ Скачать + Заказать документы
Ягоды лесные и садовые
Материал: демонстрационный материал, Презентация «Звук и буква Аа», рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,
I. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.
Воспитатель: Послушайте и назовите первый звук в словах :
арка, антенна, арбуз, акробат (слайд 2).(ответы детей)
Публикация «Конспект занятия по грамоте в старшей группе „Знакомство со звуком [А] и буквой А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Воспитатель: Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим, не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «А-А-А-А-».(слайд 3)
Артикуляция звука.
Давайте вместе произнесем звук «А».
Широко рот открываем
Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)
II. Основная часть.
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. В кармане у неваляшки лежит ключик от квартир букв (это карточки с цветными буквами).
Воспитатель: какую неваляшку выбираем (красную).
Ответы детей: (красную)
Воспитатель: почему красную?
Ответы детей: потому что звук А гласный, а гласные звуки обозначаем красным цветом.
Воспитатель: у нас с вами две неваляшки красного цвета. Неваляшка со звездочкой для гласных букв волшебниц, которые смягчают предшествующие согласные, их мы будем, поселим во второй ряд домика. А гласные, которые не смягчают предшествующие согласные, будем прописывать в первый ряд.
Воспитатель:
Послушайте стихотворение:
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
Кто скажет, куда поселиться наша буква А. (Ответы детей)
Дети (воспитатель с детьми проговаривают слова шар, кошка, сад,и т. д. в первый ряд, так как звук а согласные не смягчает)
Воспитатель: Правильно, берём с кармана хозяйки цветную букву А и поселяем ее слева в пятом этаже, а теперь, выполняем с своих тетрадях. ( Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 1. ФГОС)дети пишут букву А., разукрашивают крышу домика и неваляшку красным цветом,, в кармане пишут буку А.
Воспитатель: Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.
Воспитатель: внимательно посмотри картинки с слева и называем слова (арбуз, шар, кошка).
Воспитатель: Какое слово начинается на звук А. (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это арбуз, пишем букву А в начале слова.
Воспитатель: В каком слове в середине (Ответы детей)
Воспитатель: Это шар, пишем букву А в середине.
Воспитатель: В каком слове в конце (Ответы детей)
Воспитатель: Это кошка, пишем букву А в конце.
(в пустых клетках, дети выполняют задания в индивидуальной работе)
Физминутка «Разбросала осень листья» :
Разбросала осень листья Волнообразные движения ладонями.
Разукрасила их кистью Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.
Мы в осенний парк пойдем, «Шагают» пальцами обеих рук.
В букеты листья соберем. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.
Лист кленовый, лист с осинки, Поочередно загибают пальцы, начиная с
Лист дубовый, лист рябинки, большого, на обеих руках одновременно
Рыжий тополиный лист на каждый лист.
На дорожку спрыгнул вниз. Звонко хлопают в ладоши
2. Игровое упражнение «Буква потерялась»
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
Ход игры: незаметно вынув букву с домика, воспитатель предлагает одному ребенку, ее обратно поселить, далее дети самостоятельно прописывают большую и маленькую букву А в рабочей тетради.
3. Упражнение «Графический диктант»
Цель: развивать зрительную память
Ход игры: продолжить по образцу
Воспитатель :Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.
Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».
Мы делили апельсин -
(Двумя руками «держат» предполагаемый апельсин)
Много нас, а он один.
(Показывают сначала десять пальцев, а потом один)
Эта долька – для ежа,
(Загибают большой палец руки)
Эта долька – для стрижа,
(Загибают указательный палец)
Эта долька для утят,
(Загибают средний палец)
Эта долька – для котят,
(Загибают безымянный палец)
Эта долька – для бобра,
(загибают мизинец)
А для волка – кожура.
(Бросают предполагаемую кожуру рукой)
Он сердит на нас – беда!
(Делают испуганный вид)
Разбегайся кто куда (Делают движения руками в стороны)
Воспитатель : посмотрите как можно сложить букву «А» из пальчиков:
Указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные пальчики сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует перекладинку.
Давайте попробуем сложить вместе.
Игровое упражнение «А, а «Найди лишнюю ягоду»(№ 5,стр. 20)
Цели. Учим ребенка по не цветным изображениям узнавать знакомые ягоды. Закрепляем названия ягод: брусника, клубника, малина. Закрепляем понятия лесные ягоды и садовые ягоды. Тренируем ребенка в определения звука А и его места в слове (начало, середина, конец)
Воспитатель: Ребята: Какая ягода здесь лишняя? (Ответы детей)Почему?
Правильно, клубника, малина садовые ягоды, а брусника лесная, поэтому лишняя
Воспитатель: Рома, найди если в названии этих ягод звук А? после устного ответа, предлагает детям отметить звук а в соответствующих клетках красным цветом. (клубника, брусника в конце, малина в середине и начале)
Игровое упражнение «Буква рассыпалась»(№6,стр. 20)
Цели. Закрепляем образ буквы, количество элементов, входящих в нее, ее правильное написание.
Ход игры: Ребенок вспоминает, какие элементы составляют букву Аа и сколько их; находить эти элементы на рисунке и закрашивает их красны карандашом (остаются нераскрашенными неправильно нарисованные элементы).Затем дети самостоятельно печатает А а в пустых клетках листа.
Ш. Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
– С какой буквой?
– Каким цветом обозначаем?
– Что понравилось больше всего?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы
Используемая литература: (Астафьева Е. О. стр. 20)
Индивидуальная работа: закрепить знания детей о букве и звуке А, учить рисовать картинку со звуком А, учить определять место звука а в словах (в начале, в середине, в конце)
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»(задание №1 в рабочей тетради)
Ход : детям предлагает воспитатель нарисовать в пустых клетках предметы со звуком а, потом определить место его в слове.
2. Игра «Разноцветные слова» (задание № 4 в рабочей тетради)
Цели: тренировать в звуко- буквенном анализе и синтезе слогов и слов. Закрепить знания гласных букв.
Ход: Дети находят в картинке букву а, штрихуют картинки и разукрашивают, называя предметы со звуком А.
3. Игровое упражнение «Банки с соком и вареньем». (задание № 7 в рабочей тетради
)Цели. Учим ребенка правильно образовывать от заданных существительных относительные прилагательные (малина — малиновый, черника — черничный и т. и., согласовывать прилагательное с существительным (сок малиновый, варенье черничное и т. п.). Закрепляем знания о том, какие заготовки делают из ягод. Активизируем и обогащаем словарный запас детей.
Ход:
Воспитатель: Рома что можно приготовить из ягод? (компот, сок, варенье)
Воспитатель:
д/и «Какой сок, компот»
из малины- малиновый
из брусники-брусничный
из клубники- клубничный.
д/и «Какое варенье»
из малины- малиновое
из брусники-брусничное
из клубники- клубничное
из черники- черничное
Далее дети заполняют пустые банки, нарисовав там знакомые ягоды.