Копытова Ольга
Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ФФН «Дифференциация звуков [Р], [Л]. «У нас в гостях Карлсон»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия по обучению грамоте для детей с ФФН.
«Дифференциация звуков «Р», «Л».
«У нас в гостях Карлсон»
Задачи:
Коррекционные:
-Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы.
-учить слухо-произносительной дифференциации звуков «Р», «Л».
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ФФН „Дифференциация звуков [Р], [Л], „У нас в гостях Карлсон“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- уточнение артикуляционного уклада звука «Р», «Л»., закрепление кинестетического образа звуков «Р» - «Л».
-совершенствование движений артикуляционного аппарата.
-развитие элементарного фонематического анализа (учить различать звуки
«Р», «Л».на слух в слогах, словах и предложениях).
-закрепить правильное произношение звуков «Р», «Л». в слогах, словах различной слоговой структуры.
Развивающие:
-создать благоприятный микроклимат на занятии.
-развивать мимику, общую и мелкую моторику.
Материал: Картинки (собака, самолет, мяч, две коробки (красного, желтого цвета, картинки со звуками «Р», «Л». Картинки (корова, автобус, рыба, лопата). Карлсон, Карл- мальчик. Слоговая лесенка. Картина: «Белый кролик». Кассы букв, кружочки (красного, синего, зеленого цвета).
1. Орг. момент.
-Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости! Поздоровайтесь!
-Скажите, какое время года сейчас? (зима)
-А зимой холодно или жарко? (холодно)
-Изобразите, как вам холодно (движения детей)
-Придумайте к слову «холод» - родственные слова (холодильник, холодок, похолодание, холодно).
-А, кто еще приходит зимой? (мороз)
-Придумайте к лову «мороз» родственные слова (Морозный, морозилка, морозно, мороженное).
-Раз, два, раз, два – на занятие пора (хлопки в ладоши на каждый счет)
-Раз, два, три, раз, два, три – слушай, думай и смотри (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ногам,
-На вопросы отвечай, хорошо запоминай!
2. Постановка цели занятия.
-Дети, я назову слова, а вы попробуйте догадаться, какие звуки мы будем сегодня повторять.
Слова: рак, робот, рука, ракушка, рысь, роза (звук «Р»).
-Помните, как рычала собака?
-Давайте повторим! (картинка с собакой)
Слова: лук, лопата, лампа, луна, луч (звук «Л»).
-Помните, как гудел самолет?
-Давайте повторим! (картинка с самолетом).
-Какие это звуки? Гласные или согласные? Твердые или мягкие?
-Чем отличаются эти звуки? (Когда мы говорим «Р» - язычок дрожит, а когда говорим «Л» - язычок не дрожит). Хорошо, молодцы!
-Тема занятия : Звуки «Р», «Л». Буквы Р., Л.
-Сегодня мы с вами будем работать со звуками «Р» - «Л», а поможет нам с этим Карлсон, он приготовил для вас задания (конверт, а в нем задания для детей).
3. Первое задание: дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши. Если услышишь звук «Р».
Р, л, р, д, п, р., ра, ла, ло, ро., ар, ал, ор, ол, ур., рак, лак, ложка, корова, комар, укол.
«Хлопни в ладоши, если услышишь звук «Л».
Л, р, д, л, т, л., ла, ра, ра, ла, ол, ор, ул., лампа, рама, ложка, солома, стул.
4. Второе задание:Учить детей различать звуки «Р», «Л».
Карлсон предлагает вам поиграть. Игра «Разложи картинки» Дети, давайте разложим картинки, в красную коробку мы положим картинки со звуком «Р», а в желтую коробку картинки со звуком «Л». Внимание: Вспомним, какие картинки положили в красную коробку? (назвать по памяти, какие в желтую коробку? (по памяти). Все вместе!
-Определить место звуков в словах. –Где слышится звук «Р»? (в начале, в середине или в конце слова) (рак, ракета, корова, рука, (лопата, лампа, стул, стол).- Где слышится звук «Л»(в начале, в середине или в конце слова)
-Почему мы положили картинки со звуком «Р» в красную коробку, а со звуком «Л» в желтую?
5. Третье задание: Карлсон приготовил следующую игру. Игра с мячом.
-Вставьте в слово, которое я назову, звук «Р».
-Он должен быть вторым по порядку. Например: кот – крот, мак – мрак.
-Я вам бросаю мяч, а вы мне должны с ответом его вернуть.
Пуд – пруд
Кот – крот, Кошка – крошка, битва – бритва.
-В этих словах, где слышится звук «Р»? (в начале, в середине или в конце слова)
А теперь вторым в слове должен быть звук «Л».
Газ – глаз (в слове глаз, где слышится звук «Л» В начала, в середине или в конце слова).
Бок – блок. -Что такое блок (Конструктивный сборный элемент или изделие, обычно заводского изготовления, применяемые в современном индустриальном строительстве (напр., блок объемный, стеновой, оконный).
Пот – плот. -Что такое плот? ( платформа из соединенных между собой плавучих предметов: бревен, бочек и др. для перевозки людей и грузов по воде).
Сон – слон
-В этих словах, где слышится звук «Л»? (в начале, в середине или в конце слова)
6. Четвертое задание:-Карлсон приготовил следующее задание. Игра «Скажи одним словом»
Белый грудь - Белогрудый
Черные глаза – Черноглазый
Серые глаза – Сероглазый
Круглое лицо - Круглолицый
Громкий голос – Громкоголосый.
-Молодцы, хорошо справились с заданием!
7. Звуковой анализ слова.
-У Карлсона есть друг, а узнаем его имя, если выполните это задание.
Картинки (корова, автобус, рыба, лопата).
-Внимание: «Выделите первые звуки из этих слов? И узнаете, какое имя у друга Карлсона».
-Правильно, друга Карлсона зовут Карл!
-Составим схему слова имени Карл (одного ребенка вызвать к доске).
(Звуковой анализ слова, составляем из кружков, красного, синего, зеленого цвета)
Карл – К - согл., тверд., глух., А – глас., Р – согл., тверд., звон., Л- согл., тверд., звон.
-Посмотрите, вы так составили?
-Сколько звуков в этом слове?
-Сколько слогов в слове Карл?
-Вспомним правило: «Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов»
-Выполнили правильно, молодцы!
8. Физ. минутка.
Мы весёлые мартышки, мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем, надуваем щёчки, скачем на носочках. И друг другу даже, язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку. Пальцы поднесем к виску. Оттопырим ушки. Хвостик – на макушке. Шире рот откроем. Все гримасы строим. Как скажу я цифру «три» Все с гримасами замри! «Раз – два – три!»
9. -Сели правильно. -Спина прямая, ноги вместе! Буквенный анализ слова.
-Открываем кассы с буквами!
-Чем на письме мы обозначаем звуки? (звуки обозначаем буквами)
-Обозначьте звуки буквами и прочитайте!
-Вы теперь узнали, как зовут друга Карлсона! Друга Карлсона зовут Карл.
10. Слоговая лесенка. Пятое задание:
- Карлсон предлагает вам пробежаться по лесенке!
-Прочитаем все вместе, хором
-Почему слова начинаются с заглавной буквы (потому что, начинается новое предложение)
11. Согласование прилагательных с существительными.
-Карлсон и его друг приготовил еще для вас задание: «Надо закончить предложение словами «Белый кролик»
-У нас в живом уголке жил….(белый кролик). Дети любили….(белого кролика). Дети заботились (о белом кролике). Они приносили морковку и капусту (белому кролику). Дети подолгу любовались (белым кроликом).
(один ребенок заканчивает предложение, второй ребенок повторяет все предложение).
-Вам понравился рассказ про белого кролика?
-Придумайте название к этому рассказу? ( Дети: - «Мне понравился рассказ про белого кролика»)
-Молодцы. –Правильно! –Вы придумали хорошее название!
-Ребята составьте схему предложения?
«Мне понравился белый кролик».
-Сколько слов в предложении?
-С какой буквы пишется слова в начале предложения?
-Как пишутся слова? (слова пишутся раздельно).
-Что ставим в конце предложения? (В конце предложения ставится точка).
12. Итог занятия.
-Карлсон тебе понравилось, как дети сегодня работали?
-И Карлсону и мне очень понравилось как вы занимались! Довольный Карлсон улетает в свою сказку.
-Какие звуки мы с вами повторяли?
-Какое задание вам больше всего понравилось?
-Все молодцы, хорошо поработали! Спасибо! Идите, отдыхайте!