Светлова Екатерина
Занимательная викторина «Дифференциация звуков [л]-[р]» по подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ВИКТОРИНА
(ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗУКОВ (Л)-(Р)
Занятие по подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет с нарушением зрения и тяжелыми нарушениями речи
Цель: обобщить полученные знания о звуках, слогах, словах, предложениях.
Обучающие задачи.
1. Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках и их особенностях.
2. Продолжать формировать умение делить слова на слоги.
3. Продолжать формировать умение составлять простые предложения и их схемы.
4. Закреплять умение делать звуковой анализ слов.
Развивающие задачи.
1. Развивать связную речь (монологическую и диалогическую формы).
Публикация «Занимательная викторина „Дифференциация звуков [л]-[р]“ по подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Сценарии развлечений
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Продолжать формировать умение отвечать на вопросы распространенным предложением.
3. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
4. Обогащать и активизировать словарь.
Воспитательные задачи.
1. Воспитывать любознательность, творческую активность.
2. Воспитывать интерес и любовь к родному языку.
3. Продолжать формировать умение работать в коллективе терпеливо, выслушивать вопросы воспитателя и ответы товарищей.
4. Воспитывать чувство взаимопомощи.
Ход занятия
Дети заходят в группу
Логопед: Ребята посмотрите сколько гостей у нас сегодня, поздоровайтесь.
Теперь глазки на меня. Сегодня у нас не обычное занятие, мы проведем викторину. Что такое викторина?
Дети: Викторина – это игра, в которой надо отвечать на вопросы и выполнять разные задания.
Логопед: В нашей викторине участвуют две команды. Команда «Грамотеи», капитан команды Иванов Тимофей. И команда «АБВГДейки», капитан команды Петров Максим.
За каждое правильно выполненное задание, команда получает букву. И в конце викторины вы узнаете одно из самых важных слов в жизни человека.
А оценивать сегодняшнюю игру будет жюри.
Прежде чем начать игру вспомним наш общий девиз
Дети: 1,2,3,4,5
Начинаем мы опять
Смотреть, слушать, размышлять
И друг другу не мешать!
Логопед: И так. Чтобы узнать тему нашей викторины необходимо выполнить задание. Попрошу капитанов выбрать конверт, и вернуться к своим командам (на столе лежат два конверта). Внимание задание. В конвертах картинки. Посовещайтесь и определите, первый звук в названии предметов изображенных на картинках.
Игра: «Определи звук»
Логопед: Максим, к какому выводу пришла твоя команда?
Максим: Мы считаем, что в словах ракета, ромашка, робот первый звук (р).
Логопед: Тимофей, что решила твоя команда?
Тимофей: Мы считаем, что в словах лошадь, ласточка, лампа первый звук (л).
Логопед: Молодцы! Героями нашей викторины будут звуки (р) и (л). Мы будем продолжать учиться их различать.
Пока жюри подводит итоги первого конкурса, ребята присаживайтесь на стульчики (дети присаживаются на стулья пред телевизором). Жюри подводит итоги первого конкурса, каждая команда получает букву.
Логопед: Прежде чем приступить к следующему заданию, потренируем глазки. Снимите очки.
Зрительная гимнастика «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара,
Смотрит влево, смотрит вправо,
Смотрит вверх, смотрит вниз.
Раз, присела на карниз.
А потом упала вниз.
Логопед: Надевайте очки. Давайте вспомним, что вы знаете про звуки (р) и (л) (дети вспоминают артикуляцию, характеристику звуков).
Логопед: Я считаю, что эти звуки одинаковые?
Дети: Нет, эти звуки разные (дети объясняют, чем отличаются звуки (л) и (р).
Логопед: Я буду называть вам звуки, слоги, слова, услышите звук (р) – хлопните, звук (л) – топните.
Упр. «Хлопни – топни»
Логопед: Попрошу жюри оценить второе задание (команды получают буквы).
Логопед: Ребята, выходите на ковер. Следующее задание. Я говорю начало слова, вы добавляете слог –лы- или –ры-, говорите слово целиком (игра с мячом).
Игра: «Добавь слог»
Логопед: Молодцы! Слово жюри.
(жюри оценивают конкурс, команды получают буквы)
Логопед: А мы продолжаем. Прошу команды встать за своими капитанами (дети выстраиваются в две колонны). Перед вами картинки. В левой колонке изображены картинки в названии которых есть звук (р). Замените звук (р) на звук (л) – получите новое слово. Соедините полосочками нужные картинки.
Игра: «Замени звук»
Логопед: Отлично! Прошу жюри оценить конкурс (команды получают буквы).
Логопед: А сейчас немного отдохнем. Пока я готовлю следующий конкурс, физминутку проведет Вероника.
Физминутка
Логопед: Молодцы. Отдохнули? Тогда приступаем к следующему конкурсу. Присаживайтесь на стульчики. Перед вами картинки. Давайте назовем предметы, которые на них изображены.
Команда «АБВГДейки» убирает картинки в названии которых звук (р) в конце слова. Команда «Грамотеи» убирают картинки в названии которых звук (л) – в начале слова.
Игра: «Убери картинку»
Логопед: Прошу жюри оценить конкурс (команды получают буквы).
Логопед: Следующий конкурс называется «Конкурс капитанов», именно они будут в нем участвовать. А команды будут помогать своим капитанам. Для выполнения задания прошу капитанов пройти к доске, а команды сесть за столы. Прежде чем приступить к выполнению задания, потренируем глаза.
Зрительная гимнастика
Логопед: Продолжаем. Внимание задание. Необходимо составить схему слова «булка». Капитаны выполняют задание у доски. Команды за столами. Приступаем.
Составление схемы слова
Логопед: Молодцы ребята. Прошу жюри оценить, как ребята справились с заданием (команды получают буквы).
Логопед: Ну что же команды, вы получили все буквы, и теперь можете приступить к расшифровке слова. Прошу капитанов взять коробочки с буквами. Команды подойдите к своим капитанам. Можете приступать.
(дети составляют слов ДРУЖБА)
Логопед подводит итог игры.