Людмила Толстик
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «Дифференциация звуков [П] — [Б]»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по теме: «Зима». Формирование представлений о труде людей, убирающих город зимой, о необходимости и важности их труда. Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в рассказе. Учить находить различия в акустико-артикуляционной характеристики слов.
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР „Дифференциация звуков [П] — [Б]“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, пальчиковой моторики, силы голоса. Дифференциация звуков П-Б по глухости-звонкости в слогах, словах, предложениях.
Воспитательные цели. Воспитание на занятии инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества.
Оборудование для логопеда магнитная доска, коврограф
Оборудование для детей наборное полотно, картинка с изображением вьюги, картина В. М. Каратая «Зима в городе», карточки с наложенными изображениями транспорта, контейнер с фишками для звукового анализа, сюжетная картинка «В зимнем лесу»; картинка с изображением дворника, убирающего снег, магнитная азбука, предметные картинки содержащие звуки п-б.
Предварительная работа. Экскурсия на улицу, наблюдение за работой снегоуборочной техники, формирование представлений о труде людей, управляющих снегоуборочной техникой. Наблюдение за работой дворника на участке детского сада, рассматривание инструментов, которые он использует в работе. Сюжетно-ролевая игра «На улице». Разучивание подвижного упражнения «Художник-невидимка».
Ход занятия
1 .Вводная часть. Мотивационный момент. [Создание эмоционального по-ложительного фона. Сообщение темы занятия. Развитие силы голоса. ]
Логопед. Послушайте и попробуйте отгадать загадку.
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
.
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Н. Нищева
Дети. Это вьюга.
Логопед. Правильно. Молодцы. Как можно назвать вьюгу по-другому? Что такое вьюга?
Дети. Сильный ветер со снегом, метель, буран.
Логопед. Верно.
Логопед помещает на наборное полотно, стоящее у ковра, картинку с изображением ветреного зимнего дня.
Логопед. На этой картинке вы видите, какая сильная вьюга началась на улице. Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук [у] то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше я поднимаю руку, тем громче вы поете, и наоборот. Так вьюга будет то усиливаться, то затихать. Вьюга только начинается. Пойте [у] очень тихо.
Логопед медленно и плавно поднимает, а затем опускает руку, следит за тем, чтобы дети вовремя делали вдох, а голосоподача у них была мягкой. Затем педагог убирает картинку.
Логопед. Сегодня мы с вами рассмотрим картину, на которой изображен вьюжный зимний день, вспомним нашу экскурсию на улицу, поговорим о том, как работает снегоуборочная техника, составим рассказ по картине.
2. Основная часть. Рассматривание картины «Зима в городе» и беседа по ней. [Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие диалогической речи. ]
Логопед приглашает детей на стульчики, стоящие полукругом перед наборным полотном.
Логопед. Посмотрите на картину. Она называется «Зима в городе». Как вы думаете, почему художник так назвал ее?
Дети. Он нарисовал на картине вьюгу на улице города, поэтому так и назвал картину.
Логопед. Что вы можете сказать о вьюге? Какая она?
Дети. Вьюга сильная. Ветер завывает и несет по улице снег.
Логопед. Верно. На улице много снега. Скоро будет не проехать машинам, не пройти прохожим, поэтому на улицу вышла снегоуборочная техника. Какую технику вы видите на переднем плане? Расскажите, какие это машины. Что они делают? Кто ими управляет?
1- й ребенок. Мы видим желтый снегоуборочный комбайн иоранжевый самосвал.
2- й ребенок. Снегоуборочный комбайн медленно едет по улице и убирает снег.
3- й ребенок. Снег по транспортеру движется в кузов самосвала.
1- й ребенок. В кабине снегоуборочного комбайна сидит шофер. Он управляет своей машиной.
Логопед Почему вы решили, что у него очень трудная работа?
1- й ребенок. Он должен следить за тем, чтобы убрать весь снег.
2- й ребенок. Еще он смотрит за тем, как снег движется в кузов самосвала.
3- й ребенок. Ему нужно вовремя остановить транспортер, когда кузов будет полным.
4- й ребенок. Он должен следить за движением на улице, чтобы не мешать транспорту и пешеходам.
Логопед. Правильно. Как работает шофер? Какими словами можно охарактеризовать его работу?
Дети. Он работает точно и уверенно.
Логопед. Какую машину вы видите на втором плане? Опишите ее.
Дети. Мы видим оранжевую снегоуборочную машину. Она сгребает снег и подметает дорогу.
Л о г о п е д. За рулем этой машины тоже сидит шофер. Какую работу он выполняет?
Дети. Он выполняет ответственную, важную и нужную работу.
Логопед. Несмотря на то что снег не прекращается, вьюга разыгралась не на шутку, скоро улица будет очищена от снега. А что вы видите на заднем плане
1-й ребенок. На улице стоят высотные дома.
2-й ребенок. Вдоль домов едут фургон и легковые машины.
Логопед. На переднем плане мы видим только одного прохожего. Почему?
Дети. Наверное, на улице очень холодно и ветрено. Прохожий поднял воротник и спрятал руки в карманы.
1. Подвижная игра «Художник-невидимка»(Координация речи с движением, развитие творческого воображения)
Логопед. Давайте представим, что мы тоже вышли на улицу и замерзли. Вспомним упражнение «Художник-невидимка»
Художник-невидимка Маршируют друг за другом с высоким подниманием колена.
По городу идет:
Всем щеки нарумянит Останавливаются, встают лицом в круг, трут щеки ладонями
Всех за нос ущипнет Щиплют себя за нос.
А ночью он, пока ты спал, Идут на цыпочках друг за другом.
Пришел с волшебной кистью
И на окне нарисовал Останавливаются, встают лицом в круг, рисуют воображаемой кистью.
Сверкающие листья.
4. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Игра «Что прибавилось?» (Развитие зрительного внимания и памяти, фонематического восприятия)
Дети рассматривают картинки, выставленные на доске. Закрывают глаза. А затем угадывают, что прибавилось. (Плащ, ботинки.) выделяют первые звуки этих слов.
Логопед. Эти звуки мы сегодня будем учиться различать.
Акустико-артикуляционный образ звуков
5. Игра-соревнование «Самый внимательный» (Развитие фонематического слуха, внимания, навыков сотрудничества)
Логопед делит детей на две команды и просит их отобрать картинки, названия которых начинаются на звуки П, Б. Первая команда отбирает картинки на звук П, вторая — на звук Б. Выигрывает та команда, которая допустит меньше ошибок.
Связь звуков и букв.
На что похожа буква Б? А буква П? Печатание букв на доске.
6. Игра «Наоборот» (Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах)
Измени звук П на звук Б.
Па-па-па — ба-ба-ба
По-по-по — бо-бо-бо
Пу-пу-пу — бу-бу-бу
Пы-пы-пы — бы-бы-бы
Игра «Замени звук в слове» (Б на П).
бас — пас быль — пыль
бух — пух борт — порт
бар — пар бока — пока
бот — пот бочка — почка
7. Работа в тетрадях. (Развитие мелкой моторики. Подготовка руки к письму)
Звуковой анализсуп, бак. Составление цветной схемы. Печатание в тетрадях.
Игра «Слово заблудилось».
На дереве распустилась. бочка.
В амбаре большая. почка.
8. Анализ предложений. Выделение маленьких слов (предлогов).
Громко, звонко говори.
Мы веселые мышата — БАК, ПАК, ПОК.
Никого мы не боимся — БАК, ПАК, ПОК!
Даже кошки не боимся — БАК, ПАК, ПОК!
Ой спасите, помогите — БАК, ПАК, ПОК!
9. Упражнение «Составь схему». [Совершенствование навыка звукового анализа слов. ]
Логопед помещает на наборное полотно сюжетную картинку, а на стол ставит контейнер с фишками для звукового анализа.
Логопед. Какое время года изображено на картинке? Дети. Это зима.
Логопед. Составь звуковую схему слова зима, Настя. Ребенок выполняет задание на магнитной доске.
Логопед. Какие деревья мы видим в зимнем лесу?
Дети. Это дубы.
Логопед. Составь схему слова дубы, Кирилл. Ребенок выполняет задание.
Логопед. Что за зимующие птицы сидят на дубе?
Дети. Это совы.
II о го п е д. Составь схему слова совы, Диана. Ребенок выполняет задание.
Логопед. Где сидят совы?
Дети. Совы сидят на суку.
Логопед. Составь схему слова сук, Вадик. Ребенок выполняет задание.
После этого логопед задает детям контрольные вопросы: «Сколько звуков в твоем слове? Сколько гласных звуков в твоем слове? Сколько согласных звуков в твоем слове? Есть ли мягкие согласные в твоем слове? Какой звук третий по счету в твоем слове?» и т. п. Логопед предлагает детям сложить фишки в контейнер и убирает пособия.
10. Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов занятия. Создание предпосылок к дальнейшим занятиям. Оценка результатов, рефлексия, самооценка, поощрения. Логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занимались, что им понравилось на занятии, что было интересно делать, какая из игр им особенно понравилась.