Лариса Пильникова
Конспект НОД по обучению грамоте «Дифференциация звуков и букв [К] –[Х]» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дифференциация звуков и букв (К – Х)».
Цель: Учить дифференцировать звуки (К – Х) в изолированном виде, в слогах, словах, фразах.
Задачи:
1. Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам.
2. Совершенствование фонематического восприятия, развитие звукового анализа, синтеза.
3. Совершенствовать навыки употребления имен существительных множественного числа в родительном падеже.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Дифференциация звуков и букв [К] –[Х]“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
4. Развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки и конструктивного праксиса; развитие свободных движений руки, общей моторики (переключение движений, согласование речи с движением).
5. Развивать внимание, логическое мышление.
6. Закрепить навыки чтения и письма.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных на изучаемые звуки, петух Стёпка (звучащая игрушка, пакет с заданиями от петуха Стёпки, листочки с кроссвордом, глиняная игрушка (петушок на бочонке с монетками, две куклы, картонные домики, (на крыше одного – буква (К, на крыше другого – буква (Х, шнурки, счетные палочки.
Ход занятия:
1). Организационный момент.
Дети стоят на ковре полукругом.
Логопед рассказывает одну историю:
«Жили-были братишка и сестренка. Братика звали Колечка, а сестренку – Хаврошечка. Они очень любили гулять. И вот, однажды, жарким летним днем ребята вышли из своего маленького домика – хаты и пошли по дорожке. Высоко в небе сияло солнышко, а на бочонке с золотыми монетками сидел красивый петух (показывается глиняная игрушка).
- «Какой красивый петук!» - воскликнула Хаврошечка.
- «Не петук, а петух», - поправил сестренку Колечка.
- Как вы, думаете, кто прав? Сестренка Хаврошечка или братик Колечка?
- Как нужно правильно сказать?
- Какие два звука перепутала сестренка?
- Звуки (К – Х).
- Действительно, Хаврошечка долго путала звуки (К, Х, но сейчас она их красиво и правильно произносит. И мы сегодня будем учиться различать звуки (К, Х, находить их в словах, правильно проговаривать в предложениях.
2). Артикуляция, характеристика звуков (К, Х).
- Давайте, вспомним, как нужно правильно произносить звуки (К, Х).
- Послушайте внимательно, как я их произнесу (К – кратко, Х – длительно).
- Дети хором произносят звуки (К, Х).
- Что делает язычок, когда мы произносим звуки (К, Х? Язычок встает горкой.
- При произношении, какого звука язычок становится более высокой горкой? Звука К.
- Что воздуху мешает легко выходить изо рта?
- Какие эти звуки?
- Почему мы называем звуки (К, Х) согласными?
- Положите ладошку на горлышко. Произнесите звук (К). Горлышко работает или нет? Произнесите звук (Х). Работает моторчик в горлышке или нет? Что мы можем сказать про эти звуки? Они глухие.
- Чем похожи эти звуки? Они согласные, глухие, твердые.
- Чем отличаются? Звук (К) произносится отрывисто, быстро, воздух изо рта выходит толчком, а звук (Х) – произносится плавно, воздух изо рта выходит плавно.
3). Дифференциация звуков в изолированном виде, в слогах, словах, скороговорках. Игра с лентами.
- Итак, Колечка и Хаврошечка посмотрели на солнышко, насыпали зернышки петушку и отправились в зоопарк. Но пешком идти они не захотели, и решили поехать на мотоцикле. А колеса не накачены у мотоцикла. Достали насос и стали накачивать колеса:
- К – К – К – (ритмичные движения руками с лентами вверх – вниз, произносить звук (К). Давайте, и мы поможем накачать колеса.
- Накачали, поехали. По пути им встретился ручеек:
Мотоцикл тарахтит, пыхтит, ревет –
Быстро мчимся мы вперёд!
А ручей журчит, звенит,
Тихо, тихо говорит: Х – Х – Х
(Волнообразные движения руками, произносим звук (Х).
- Около ручейка, под цветком притаилась лягушка: К – К – К
(Резкие, быстрые движения правой рукой вверх, левой рукой вниз, затем наоборот, имитирующие прыжки лягушки, произносить звук (К).
- Ручеек течет, течет,
Звонко песенку поет: АХ – ОХ – УХ – ЭХ – ЫХ, ХА – ХО – ХЭ, ХТА – ХТО – ХТУ – ХТЫ.
(Изображают ручеек, повторяют слоги).
- Лягушке надоело под цветком сидеть, вылезла и давай необычно квакать: АК – ОК – УК, КА – КУ – КО, КВА – КВО – КВУ – КВЫ – КВЭ.
(Приседать (руки с лентами к плечам, вставать (руки с лентами вверх – в стороны, на пояс, одновременно с движениями произносить слоги).
4). Игра «Запомни, повтори».
- По дороге в зоопарк Колечка и Хаврошечка решили время зря не терять, а поиграть в слова. И мы с вами поиграем. Нужно быть внимательными и повторять так же, как говорят братишка с сестренкой.
- Хатка – кадка, хлоп – клоп, холл – кол, кот – ход, качу – хочу
- Ха – ха – ха – мы поймали петуха!
- Ох – ох – ох – петух не плох, не плох.
- Ух – ух – ух – убежал от нас петух!
- Ква – ква – ква – кричит квакушка.
- Ква – ква - ква – ведь я лягушка!
- Ушка – ушка – ушка – тут сидела мушка.
- Ишка – ишка – ишка – убежал от нас зайчишка!
5). Работа с картинками.
- Приехали в зоопарк. Посмотрите, кто встречает Колю и Хаврошечку в зоопарке?
- Животные.
- Зоопарк этот необычный, потому что в нем живут разные животные, и все они дружат друг с другом.
- Какие животные живут в зоопарке? Дети называют животных (Кот, собака, хомяк, крокодил, хамелеон, хрюшка, зебра, корова, кабан, хорек, волк).
- Как можно назвать одним словом этих животных? Дикие, домашние животные.
- В названиях каких животных есть звук (К? Звук (Х?
- Посмотрите внимательно на картинки и скажите: «Какая картинка лишняя? Почему?»
- Зебра. В названии этой картинки нет звуков (К, Х).
6). Игра «Посели животных в дом».
Звери грустят, молчат,
К себе домой попасть хотят,
Но не знают – где, куда
Приходить им со двора.
Скорей им помогите, детвора.
- Дети расставляют картинки в дома (со звуком (К) ставят в домик, на крыше которого буква (К, со звуком (Х) – в домик с буквой (Х). Определяют позицию звуков (К, Х) в слове.
- Колечка и Хаврошечка увидели много разных животных. Давайте, скажем правильно: кого много в зоопарке? Много хомяков, коз, хрюшек, крокодилов и т. д.
7). Составление предложений из заданных слов.
- Молодцы! Назвали всех животных. Колечка и Хаврошечка поехали домой, и мы пойдем к своим столам.
- Неожиданно начинает кукарекать петух Степка (звучащая игрушка).
- Вы, слышите, кто-то прилетел в гости к Колечке и Хаврошечке?
- Это почтальон Степка. Он принес красивую сумочку. Давайте, посмотрим, что внутри.
- Степка очень торопился, и не заметил, как в сумочке всё перепуталось внутри. Я ничего не понимаю. Колечка и Хаврошечка тоже ничего понять не могут. Помогите мне и ребятам.
- Дети составляют предложения:
- Коля, ходить, в, зоопарк.
- Видеть, там, он, хомяки, кабаны.
- Жить, в, зоопарк, волки.
- Зайка, убегать, волк, от.
- Харитон, находить, маленький, собачка.
- Катя, видеть, барсук.
8). Сравнение букв (К, Х).
- Посмотрим, что еще принес Степка.
Логопед достает карточки с буквами (К, Х).
- На что похожи буквы (К, Х?
К - маленькая галочка подлетела к палочке.
Х – на одну дощечку положу другую, и свяжу их вместе, чтобы получился крестик.
9). Игра «Необычный конструктор».
- Дети выкладывают из шнурков, счетных палочек буквы (К, Х).
10). Физкультминутка.
- УХ – УХ – УХ - на забор взлетел петух (3 хлопка, махи руками)
- УК – УК – УК - притаился здесь паук (3 хлопка, присесть)
- ХА – ХА – ХА - прогоните петуха (3 хлопка, имитация, как прогоняем петуха)
- УК – УК – УК – кот полез на сук (показать, как кот полез)
11). Отгадывание кроссворда.
- Посмотрим, что ещё осталось в сумочке. Это кроссворд. Если мы его отгадаем, то узнаем, какое животное спряталось внутри кроссворда:
1. Из неё делают тесто.
2. Короткая, жесткая травка, растет на камнях.
3. Бежит по проводам, дает нам свет.
4. Очень популярная музыка.
5. Как зовут маленького, беленького медвежонка из мультфильма?
12). Звуковой, звукобуквенный анализ.
- Теперь прочитаем, какое слово спряталось внутри кроссворда.
- Это слово – котик.
- Сколько слогов в слове КОТИК?
- Какой 1?2?3?4?5 звуки?
- Назовите гласные звуки, согласные звуки.
13). Релаксация занятия
- Какие звуки и буквы сегодня учились различать на занятии?
- Какие задания вы выполняли?
- Вам понравилось занятие?
Колечке и Хаврошечке тоже понравилось, как вы произносили звуки (К, Х, как выполняли различные задания. Ребята решили вам подарить вот такие картинки, которые принес Степка. Дома вы эти картинки раскрасите.