Виктория Старикова
Система оценки достижений ребёнка с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости
▼ Скачать + Заказать документы
Система оценки достижений ребёнка.
Критерии оценивания и измерения уровня знаний, умений и навыков у учащейся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Всё обучение ребёнка, с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, делится на несколько образовательных этапов. Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ещё предстоит ему освоить.
Публикация «Система оценки достижений ребёнка с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ей действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности: - действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним); - действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого; - действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого; - действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально); - действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу; - действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. Показатели самостоятельности ребёнка.
Общие требования к знаниям, умениям и навыкам ребёнка Балл Оценка Уровни учебных достижений
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним). 1балл Критичный уровень
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого. 2балла Допустимый уровень
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого. 3 балла Средний уровень
Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально). 3-4 балла Средний уровень
Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу. 4 балла Оптимальный уровень
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. 5 баллов Высокой
Актуальный уровень выполнения деятельности ребенком отражается учителем в выводах при направлениях на школьный Психолого-медико-педагогический консилиум, на ПМПК, при составлении индивидуальной программы для ребенка, а так же для написания итоговой характеристики.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:
- действие (операция сформировано) – «ДА»;
-действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»;
- действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»;
- действие (операция) пока не доступно для выполнения – «НЕТ».
Критерии оценивания знаний, умений, навыков осуществляется по следующим параметрам.
1. Оптимальный уровень 5 баллов - Выполняет задания самостоятельно - по образцу, по подражанию, по словесной инструкции.
2. Допустимый уровень – 4 балла - выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи; - выполняет задания по образцу после предложенной помощи; - выполняет задания по подражанию после предложенной помощи; - выполняет задания по словесной инструкции после предложенной помощи;
3. Средний уровень- 3 балла – ребёнок дает определения понятий с ошибками и неточностями; воспроизводит основной учебный материал с помощью учителя; типовая учебная задача решена частично.
4 Недопустимый уровень -2 балла - задания самостоятельно не выполняет, помощь не принимает; - задания по образцу не выполняет, помощь не принимает; - задания по подражанию не выполняет, помощь не принимает; - задания по словесной инструкции не выполняет, помощь не принимает.
5. Критичный уровень-1 балл (критично) – ребёнок обладает только отдельными фрагментарными знаниями по предмету; отказ от ответа без объяснения причин.
На сегодняшний день критичным уровнем овладения учебными предметами быть не может. Основная образовательная программа дает возможность дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку, имеются дополнительные коррекционные занятия, которые способствуют выведению ребенка на допустимый уровень знаний. Дифференцированный подход в обучении - создание разнообразных условий обучения для различных детей с целью учета их особенностей. Он является комплексом методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в однородных группах. Умственно отсталые учащиеся представляют собой довольно разнородную группу. В их обучении наблюдаются различного рода трудности разной степени. Поэтому реализация индивидуального и дифференцированного подходов является необходимым условием в образовательном процессе ребёнка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Уровни учебных достижений.
Уровни учебных достижений Балл Оценка Общие требования к знаниям, умениям и навыкам
Критичный уровень 1 балл (критично) обладает только отдельными фрагментарными знаниями по предмету; отказался от ответа без объяснения причин.
Допустимый уровень 2 балла (плохо) не освоено более половины планируемых результатов; отсутствует систематическая базовая подготовка, имеются значительные пробелы в знаниях; не решена типовая, много разовая отработанная учебная задача.
Средний уровень 3 балла (удовлетворительно). дает определения понятий с ошибками и неточностями воспроизводит основной учебный материал с помощью учителя; типовая учебная задача решена частично.
Допустимый уровень 4 балла (хорошо) Выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи; по образцу, по подражанию, по словесной инструкции;
Оптимальный уровень 5 баллов (отлично) Выполняет задания самостоятельно - по образцу, по подражанию, по словесной инструкции
Обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов ребёнка
№
п\п Ф. И. Обследование состояния
Общей
моторики зрительно-моторной координации тактильных ощущений зрительного восприятия слухового восприятия пространственного восприятия восприятия времени
Сроки н\г к\г н\г к\г н\г к\г н\г к/г н/г к/г н\г к\г н\г к\г
Допустимый уровень Допустимый уровень Допустимый уровень Допустимый уровень Допустимый уровень Допустимый уровень Допустимый уровень
— «Оптимальный» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;
— «Средний» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;
— «Допустимый уровень» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.