Виктория Старикова
Календарно-тематическое планирование «Музыка и движение» с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к предмету «Музыка и движение».
Настоящая программа обучения по предмету «Музыка и движения» составлена с учетом особенностей ребенка, его интеллектуального и физического развития в соответствии с адаптированной общеобразовательной программой начального образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Структура программы учебного предмета «Музыка» в 1 классе(2 год обучения) соответствует требованиям ФГОС образования обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Публикация «Календарно-тематическое планирование „Музыка и движение“ с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Изучение предмета «Музыка и дижение» направлено на достижение следующих целей: музыкального воспитания – эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.
- Овладение музыкальной культурой, развитие музыкальности ребёнка. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Задачи образовательные:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально
- исполнительской деятельности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать чувство ритма, речевую активность, музыкальную память и способность реагировать на музыку,
- музыкально-исполнительские навыки. Задачи воспитывающие:
- помочь самовыражение школьника через занятия музыкальной деятельностью;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие.
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи. Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки музыки и движения. В процессе занятий у ребёнка вырабатываются необходимые вокальные навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Мальчик получит первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, научится воспринимать музыку.
Программно-методический материал включает 4 раздела:
«Слушание»,
«Пение»,
«Движение под музыку»,
«Игра на музыкальных инструментах».
Слушание.
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки.
Слушание (различение) быстрой, умеренной и медленной музыки.
Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни.
Слушание (различение) высоких и низких звуков. Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных
музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения. Определение музыкального стиля произведения. Узнавание оркестра (народных инструментов, симфонических и др., в исполнении которого звучит музыкальное
произведение. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения.
Пение.
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни).
Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Различение
запева, припева и вступления к песне.
Движение под музыку.
Топать под музыку. Хлопать в ладоши под музыку. Покачиваться одной ноги на другую. Начинать движение под музыку вместе с началом ее звучания и останавливаться по ее окончании. Двигаться под музыку разного характера (ходить, бегать, прыгать, кружиться,
приседать). Выполнять под музыку действия с предметами (наклонять предмет в разные стороны, опускать/поднимать предмет, подбрасывать/ловить предмет, махать предметом и т. п.). Выполнять движения разными частями тела под музыку («фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.). Соблюдать последовательность простейших танцевальных движений. Передавать простейшие движения животных. Выполнять движения, соответствующие словам
песни. Соблюдать последовательность движений в соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни. Двигаться в хороводе. Двигаться под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмично ходить под музыку. Изменять скорость движения под музыку
(ускорять, замедлять). Менять движения при изменении метроритма произведения, причередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания.
Выполнять танцевальные движения в паре с другим танцором. Выполнять развернутые движения одного образа. Имитировать игру на музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах.
Слушание (различение) по звучанию музыкальных инструментов (контрастные по звучанию, сходные по звучанию). Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры
на музыкальном инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте
В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков. Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение
Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия ребенка. Формирование вокальных навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких как изображение музыкального материала на письме и др. Опирающихся на абстрактно-логическое мышление.
Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.
Проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и его возможностей. Так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к ребенку с интеллектуальным дефектом, именно поэтому данные предложения носят рекомендательный характер. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП образования учащегося с умеренной умственной отсталостью должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, достижение возможных результатов освоения содержания АОП. На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения ребёнком программного материала. При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к ребёнку.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение ребёнка слушать музыкальные произведения, умение сравнивать, обобщать.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
Основные требования к знаниям и умениям
Минимальный уровень:
Должен знать:
-характер и содержание музыкальных произведений;
-музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, гитара)
Должен уметь:
-петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
-выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;
-правильно формировать при пении гласные звуки, а также отчётливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;
-различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;
- различать песню, танец, марш;
-определять характер музыкальных произведений.
Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимся и соответствующим образом оценен учителем.
1. Работа по карточкам (знание музыкального словаря).
2.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках) покажи картинку.
3. Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т. д.)
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с Учебным планом время, отводимое на урок «Музыки и движения» во 1классе(2 год обучения) 17 часов; распределение часов осуществляется следующим образом:
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Предметные результаты
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.
- Формирование интереса к различным видам музыкальной деятельности, опираясь на интересы ребенка (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).
- Умение выполнять простейшие танцевальные движения.
- Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах.
- Умение узнавать знакомые песни,.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
- Умение проявлять положительные эмоциональные реакции от совместной музыкальной деятельности.
- Стремление к совместной музыкальной деятельности;
Личностные планируемые результаты :
с помощью определяет принадлежность к определенной возрастной группе близких родственников и знакомых.
«Чувства, желания, взгляды»
- различает эмоции людей на картинках;
- показывает эмоции людей по инструкции с опорой на картинки.
Количество часов на изучение предмета «Музыка и движение» в 1 классе(2 год обучения)
Класс Количество часов на курс Количество часов в неделю
2 17 0,5ч
Распределение количество часов по четвертям
1четверть 2четверть 3четверть 4 четверть Итого
4ч 3,5ч 5 ч 4,5 17ч
Количество часов по основным разделам
Наименование основных разделов Четверть
1ч. 2ч. 3ч. 4ч Всего часов
1. Слушание 2 - 2 1 5
2. Пение - 1.5 - 1,5 3
3. Движение под музыку 2 2 3 2 9
Всего часов 4 3,5 5 4,5 17
Календарно-тематическое планирование (к предмету «Музыка и движение», в 1 классе(2 год обучения, 0,5ч. в неделю, 17ч. в год)
№
п/п Тема урока Кол-во часов Дата Цель Словарь Повторение Примечание
1 четверть-4 часа
1,2 Осень. «Осенняя песенка» муз. Ан. Александрова 1 Учить воспринимать контрастное настроение песни Грустно-весело Осенняя песенка муз. Ан. Александрова Слушание
3,4. Русские народные песни «Петушок», «Ладушки» 1 Учить различать высокое и низкое звучание в пределах октавы Высоко-низко Русские народные песни обработка Г. Фрида «Петушок», «Ладушки» Движение под музыку (топанье под музыку)
5,6 Игровые песни 1 Развивать эмоциональную отзывчивость детей Громко, весело «Новогодняя» муз. А. Филиппенко сл. Г. Бойко Движение под музыку
(хлопки в ладоши под музыку)
7,8 Песни о школе 1 Побуждать детей к активному восприятию музыки, развивать эмоциональную отзывчивость Ноты, клавиатура, пианино «Ёлочка» муз. М. Красева сл. З. Александрова Слушание
2 четверть- 3,5 ч
9,10 Дед Мороз 1 Обогащать слуховой опыт Шутливый, озорной «Веселые гуси» украинская нар, песня Движение под музыку (выполнение движений разными частями тела под музыку)
11,
12 Елочка 1 Исполнять с ребёнком песни, доступные им по содержанию Радостный, Родина, школа «Песня о школе» муз. Н. Дремлюги, сл. П. Масенко Пение (подпевание)
13,
14 Песенка-считалка 1 Учить исполнять веселую песню Весело, живо «Считалка» муз. А. Потапенко сл. С. Маршака Движение под музыку (выполнение движений разными частями тела под музыку)
15 «Как на тоненький ледок» 0,5 Учить детей воспринимать характер песни Лёд «Как на тоненький ледок» Пение (подпевание)
3 четверть – 5 ч
12,
13 Игрушки 1 Формировать умение начинать движение после вступления Танец, притопы, прихлопы «Мишка с куклой» польская песня муз. М. Качурбиной Движение под музыку (выполнение движений разными частями тела под музыку)
14,
15 Танцевальные песни 1 Учить ребёнка воспринимать характер песни Танец моряков, игры, хороводы «Яблочко»
16,
17 «Почему медведь зимой спит» 1 Побуждать ребёнка заниматься театрализованной деятельностью Песня-шутка «Почему медведь зимой спит» муз. Л. Книппера сл. А. Коваленкова Слушание
18,
19 Метель 1 Учить ребёнка воспринимать характер песни Метель «Метель» муз. Н. Потоловского сл. Н. Новикова Слушание
20,
21 Охотничья шуточная 1 Закреплять у ребёнка представление о характере музыки (веселый, спокойный, грустный) Шутка, звук, паузы «Охотничья шуточная» польская нар. песня Движение под музыку (выполнение движений разными частями тела под музыку)
4 четверть-4,5 ч
22,
23 «Всегда найдется дело» 1 Побуждать ребёнка различать эмоциональное содержание песен Полезные дела «Всегда найдется дело» муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен Пение (подпевание)
24,
25 «Воздушная песня» 1 Учить ребёнка различать смену настроений произведения Парашютисты, движение мелодии «Воздушная песня» муз. А. Старокадомского сл. Е. Долматовского Движение под музыку (выполнение движений разными частями тела под музыку)
26,
27 «Песня о пограничнике» 1 Побуждать ребёнка различать эмоциональное содержание песен Пограничник «Песня о пограничнике» муз. С. Богославского сл. О. Высоцкой Движение под музыку (выполнение движений разными частями тела под музыку)
28, 29 «Птицы-верные друзья» 1 Учить ребёнка воспринимать характер песни Птицы, верные, друзья Птичий дом» муз. Д. Кабалевского сл. О. Высоцкой. «Сорока-воровка» русская нар. мелодия Слушание
30 «Перед весной» 0,5 Учить ребёнка различать смену настроений произведения Весна, тепло «Перед весной» р. н.
п. обр. П. Чайковского Пение (подпевание)