Голубева Татьяна Николаевна
Развитие пространственного восприятия у детей с легкой и умеренной умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ориентировка в помещении по словесной инструкции»
Цель: развитие у учащихся пространственных представлений.
Задачи:
Образовательные:
-учить находить главные ориентиры в помещении (кабинете);
- закреплять понятия «слева», «справа», «впереди», «сзади»;
- развивать умение составлять план кабинета по словесной инструкции педагога;
Коррекционно-развивающие :
Публикация «Развитие пространственного восприятия у детей с легкой и умеренной умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- упражнять детей в чтении схем расположения предметов в ограниченном пространстве; совершенствовать умение передвигаться в заданном направлении по словесной инструкции;
- коррекция произвольного внимания посредством работы с графическими схемами;
- развивать речь.
Воспитательные :
-воспитывать у детей умение внимательно выслушать друг друга, не перебивать;
-воспитывать мотивацию к обучению через организацию активной познавательной деятельности.
Оборудование: набор смайликов настроений на каждого учащегося, аудио запись «поди туда не знаю куда, принеси то, не знаю, что», запись фразы в печатном варианте (на доску, с обратной стороны запись темы урока, магнитная доска, магнитные геометрические ориентиры (мебель, мяч, письмо-обращение к учащимся, мини схема кабинета, мягкая игрушка кролик, цветные картонные фигурки мышей из мультфильма «Леопольд», фрагмент песни «Если добрый ты» из мультфильма «Кот Леопольд», игровое поле «План кабинета».
Ход занятия:
1. Организационный момент (2-3 мин).
Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости. Посмотрите, поздоровайтесь и больше не отвлекайтесь.
У вас на столе лежит набор смайликов, давайте поделимся друг с другом нашим настроением. Выберете смайлик, который соответствует вашему настроению.
Учащиеся выбирают смайлики. Педагог анализирует ответы детей.
2. Основная часть (20 мин.)
1. Постановка проблемы (темы) занятия.
Прослушивание аудио записи «поди туда не знаю куда, принеси то, не знаю, что». Педагог обращает внимание учащихся на запись на доске.
Педагог: ничего не понимаю, что значит эта запись на доске и эти слова? Ребята, может у вас есть какие-то варианты ответов.
Педагог: надо куда –то идти, что-то принести? Сплошные загадки. Сегодня утром, я удивилась, когда зашла в кабинет, я не обнаружила одной вещи, скорее даже не вещи, а вашего друга. Обычно мы начинаем занятие: здороваемся и делимся настроением с кем?
Выслушиваем ответы детей (обнаруживают, что нет кролика).
Его нет в своем домике. Может он ночевал в другом месте, на другой полке? Нет нигде. Пока дети обследуют глазами кабинет, педагог подходит к подоконнику.
Педагог: Странно, когда я уходила с работы, на подоконнике ничего не было. Достает с подоконника письмо в конверте, дает зачитать детям.
Текст письма: Дорогие ребята! Не такие уж мы и вредные, мы не хотели причинить вашему другу неприятности, а просто хотели поиграть с ним. Ведь он такой милый. Мы решили поиграть в прятки в вашем кабинете. Похвастались, что умеем отлично ориентироваться в пространстве помещения. Но мы ошиблись и просто запутались. Мы потеряли кролика. Помогите, пожалуйста, найти кролика.
Мыши из мультфильма «кот Леопольд»
Педагог: вот теперь мне все понятно: куда пропал Кролик и что значит эта запись.
А вам ребята понятно? (выслушиваются ответы учащихся). Мыши с нашим кроликом играли в прятки и заблудились в кабинете, а все потому, что они не умеют ориентироваться в пространстве (кабинете).
Ну что, я думаю, мы справимся и сможем сориентироваться.
2. Объяснение понятия «ориентировка».
Педагог:
- Ориентироваться – значит знать. Мы должны знать, куда двигаться, в каком направлении двигаться. Давайте вспомним понятия «право», «лево», «вперед», «назад».
- Покажите свою правую руку, дотроньтесь до левого уха, закройте правый глаз. Молодцы! На собственном теле вы ориентируетесь. Попробуем сориентироваться в помещении, т. е. в нашем кабинете.
3. Игра “Что, где?”
Педагог стоит с мячом. Он бросает мяч ребенку и спрашивает: “Где находится стол от тебя?”. Ребенок, поймавший мяч, отвечает: “Впереди меня”, – и бросает мяч педагогу.
Вопросы к детям : позади тебя что? (стена, окно от тебя где? (слева, Паша сидит где? (слева) и т. д.
4. Составление схемы – плана кабинета.
Педагог: Ребята, как будем искать нашего кролика?
Предлагаю составить схему – кабинета.
Покажите, где у нас входная дверь в помещении (показывают, а где у нас находятся окна, стены (справа от вас, слева, спереди, сзади).
Давайте представим, что мы только вошли в кабинет.
Какая мебель в кабинете находится слева? (шкаф, парты)
Какая мебель в кабинете находится справа? (шкаф, стол учителя, магнитная доска)
- Молодцы!
-Ребята, на плане дверь обозначена красным цветом, стены зеленым цветом, окна обозначены, синим цветом.
- Паша, покажи на плане входную дверь, (показывает).
- Женя, покажи на плане окна (показывает).
- Вова, покажи на плане стены (показывает).
Пришло время составить наш план кабинета.
- Вова, какая мебель находится первой слева от двери.
- Шкаф.
- Правильно, ставь на плане (прикрепляет шкаф).
- Паша, поставь мебель, которая находится первой справа от двери.
- Шкаф.
- Правильно, ставь на плане (прикрепляет шкаф).
- Максим, поставь мебель, которая находится справа от окна.
- Доска.
- Правильно, ставь на плане (прикрепляет доску).
- Женя, поставь мебель, которая находится слева от окна.
- Ребята, а что находится между доской и шкафом справа?
- Стол учителя.
- Поставьте его на плане.
Хорошо! Смотрите, наша схема совпадает с планом мышат, а красным крестиком отмечено место, где спрятался кролик, попробуем его найти.
5. Ориентировка по плану.
Учащиеся ориентируются по плану и находят кролика.
Педагог прикладывает к своему уху кролика и имитирует с ним тихий разговор.
- Ребята, кролик говорит нам, что он не обижен на мышат и хочет их найти тоже. Вы должны помочь, и справитесь без плана. Мышата сидят справа от доски.
Учащиеся ищут и находят.
Педагог: ну вот, все в сборе. Молодцы ребята, вы показали, что хорошо можете ориентироваться в помещении.
3. Итог занятия: (5 мин)
Вот и подошло к концу наше занятие. Мы поняли с вами значение фразы и надписи «Пойди туда не знаю куда, принеси то, не знаю, что». Очень важно в жизни научиться ориентироваться в пространстве, чтобы не оказаться в такой ситуации в какой оказались мыши.
Вы показали, что вы дружная команда. Мышата дарят вам фрагмент песни «Если добрый ты» из мультфильма «кот Леопольд».
А сейчас вы можете пообщаться со своим другом Кроликом и рассказать ему о своем настроении, понравилось ли вам занятие.
Домашним заданием для вас будет составить схему план своей комнаты, а воспитатель вам в этом поможет. До встречи.