Елена Неклюдова
«Игрушки для развития мелкой моторики своими руками». Мастер-класс для родителей группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в группе раннего возраста и наблюдая за детьми, мы выявили такую закономерность: у большинства детей отмечается общее моторное отставание и, как следствие, отставание речевого развития. Современные родители стараются купить детям большие мягкие игрушки, машины, куклы. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, познавательному развитию, но не стимулируют развитие мелкой моторики.
Учеными доказано, что сенсорный опыт и речь взаимосвязаны. Если движение рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
После проведения анкетирования родителей нами было принято решение провести мастер класс «Игрушки для развития мелкой моторики для детей раннего возраста своими руками».
Целью нашего мероприятия было вовлечение родителей и детей в совместную творческую деятельность по изготовлению игрушек для развития мелкой моторики.
Были поставлены следующие задачи:
Обучающие:
- привлечь родителей к активным формам совместной деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения;
- дать практические рекомендации родителям по созданию игрушек для развития мелкой моторики.
Развивающие:
- развивать творческое воображение и фантазии родителей;
- развитие мелкой моторики детей на практике;
- обратить внимание родителей на возможность развития мелкой моторики рук ребенка, используя подручные материалы.
Воспитательные:
- способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений;
- доставить детям и родителям радость от совместного общения.
Была проведена предварительная работа: составление анкет для родителей, анкетирование родителей, сбор теоретического материала для составления конспекта, подручных средств для изготовления игрушки, подготовка демонстрационного образца, памяток.
В ходе мероприятия были использованы методы: словесные (объяснение, логические вопросы, практические (работа по изготовлению игрушки).
Для демонстрации и изготовления игрушек мы использовали крышки, прищепки; мелкие игрушки; поднос; различные емкости; картинки: солнышко, ёжик, машинки, птичка, подсолнух и т. д. ; игрушка - моталочка «Божья коровка»; эластичные воздушные шарики основных цветов (синие, красные, зелёные, жёлтые); воронки; ложки; наполнители (манная крупа, горох); ножницы; перманентные маркеры; шерстяные нитки; силиконовые резинки для волос.
На мероприятии родителям были представлены игры из подручных материалов.
Игры с крупами
У каждой хозяйки на кухне есть различные крупы, и емкости.
1. Насыпаем в емкость горох, фасоль или гречку. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, взрослый приговаривает вместе с ребёнком:
Тесто мы месили,
Мы пирог лепили.
Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп
Слепим мы большой пирог.
2. Насыпаем в емкость горох, фасоль или гречку. Предлагаем ребенку погрузить руки в крупу. Руки малыша «плавают в бассейне», перебирая пальчиками крупу, «выныривают» и снова «ныряют».
3. Насыпаем в емкость горох, фасоль или гречку и сообщаем ребенку, что на дне «бассейна» находится предмет, сюрприз и предлагаем его достать. Малыш погружает руки в крупу и, перебирая ее, ищет и находит предмет.
4. Насыпаем манную крупу в невысокий плоский контейнер, поднос. Проводим пальцем ребенка по крупе. Получится контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотичных линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.). Ребенок рисует каждым пальчиком по очереди, сначала одной рукой, затем другой. Можно рисовать сразу обеими руками.
Игры с пробками от бутылок
1. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы
Мы любим забавы холодной зимы»
2. Нам понадобятся пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки). Наденьте их, как обувь, на указательные и средние пальцы обеих рук. Шагайте пальцами, не отрывая «обувь» от стола, «шаркая». После каждого двустишия – меняем руку.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули. (Смена рук)
И пошли по переулку
На весёлую прогулку. (Смена рук)
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые в ботинки. (Смена рук)
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
3. Если собрать много разноцветных пробок, то можно играть в разноцветную мозаику, собирая из пробок различные предметы (цветок, кораблик, домик, машину.)
4. Тренажер из пробок для развития мелкой моторики.
На коробке из-под конфет делается яркий рисунок (можно использовать самоклеющую бумагу). В некоторых местах прорезаются отверстия и во внутрь коробки вставляются отрезанные горлышки от пластиковых бутылочек. Крышка закрывается и приклеивается к коробке. На выступающие горловинки от бутылок навинчиваются разноцветные пробки. Это очень хороший тренажер для развития мелкой моторики рук у маленьких детей, также помогает детям запомнить основные цвета.
Игры с прищепками
1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно, приговаривая:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает это, не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
2. Берём 4 коробочки, в них взрослый складывает прищепки соответствующих цветов.
Жили весёлые гномики.
Каждый в своём домике.
Затем взрослый высыпает из коробочек все прищепки и перемешивает их со словами:
Пошли гулять гномики
И перепутали домики.
Вы им скорей помогите,
В домики их проводите.
Задача детей прикрепить прищепки к краям коробок, соотнося их по цвету.
3. Предлагаем ребенку ритмичное открывание и закрывание прищепки
по ходу проговаривания текста.
«Лиса»
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Ротик открывает, зайчиков пугает.
«Крокодил»
В зоопарке воробей пообедал у зверей.
А зубастый крокодил чуть его не проглотил.
«Гусь»
-Га-га-га, - гогочет гусь,
- Я семьей своей горжусь!
4. Предлагаем ребенку прищепки нанизывать на шнурок. Получаются красивые бусы. Усложняя задание, предложите ребенку чередовать прищепки по цвету.
5. Из картона вырезаем солнышко, ежиков и многое другое, прикрепляем прищепки-лучики, иголки приговаривая, например:
Солнышко утром рано встаёт.
Лучики тянет – тепло нам даёт.
Игра-моталочка:
Берём палку, привязываем верёвочку с игрушкой. Ребёнок наматывает верёвку на палку, приближая игрушку к себе.
После просмотра и обсуждения игр родителям и детям было предложено сделать игрушки, представляющие собой шарики с крупой и декорированные шерстяным нитками.
В процессе работы участники надували шарики, насыпали в них манную крупу и горох при помощи воронки; рисовали лица куклам перманентным фломастером; делали причёску из шерстяных ниток.
Итогом стало совместное фото детей и родителей с игрушками.