Ирина Гайдарова
Урок природоведения в 5 классе для детей с лёгкой степенью умственной отсталости «Что такое погода?»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок природоведения в 5 классе для детей с лёгкой степенью умственной отсталости.
Тема: «Что такое погода?»
Цель: сформировать у детей представление о погоде и ее признаках, повысить мотивацию к обучению.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательная: познакомить детей с понятием «погода» и ее признаками.
Публикация «Урок природоведения в 5 классе для детей с лёгкой степенью умственной отсталости „Что такое погода?“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Погода и природные явления
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
2. Коррекционно-развивающая: развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, мышление детей, активизировать их речь, словарный запас.
3. Коррекционно-воспитательная: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, карточки с кроссвордами.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Вводно-мотивационный этап.
– Я рада приветствовать вас, ребята.
Поприветствуем друг друга, подарим свои улыбки.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись.
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
2. Актуализация новых знаний (сообщение новой темы урока).
Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг?
Небо светло-голубое, Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,
птицы, звери и леса, гром, туманы и роса.
Человек и время года – Это всё вокруг (погода)
3. Изучение нового материала.
Учитель:
- Все знают, что в нашей стране, на большой территории, один сезон года сменяет другой: после зимы бывает весна, а после весны – лето, за ним следует осень. Но иногда случается, что в январе вдруг начинается оттепель, а в мае на зеленую траву ложится белый снег.
Откуда в природе такой беспорядок?
Может быть, месяцы, словно в сказке, приходят не в свой черед?
Нет, месяцы всегда идут так, как им полагается по календарю: март за февралем, апрель за мартом, май за апрелем. Оттого, что погода не стоит на месте, а постоянно странствует по Земле. В мае идет снег, когда к нам приходит в гости погода с севера. А в январе начинаются оттепели, когда западные ветры приносят нам тепло с океана. Мы словно путешествуем, оставаясь на месте. Вчера еще у нас гостил морозный сухой воздух, пришедший с севера, а сегодня мы как бы перенеслись далеко на запад: прямо в лицо дует теплый морской ветер. Так странствует по Земле погода. Она идет не сама: её несут огромные воздушные массы, проходя над льдами севера, воздушная масса делается холодной, сухой, прозрачной; пересекая пустыню, она берёт с собой груз пыли. Протекая над морем, она становится влажной.
Учитель: Ребята, какими словами нельзя охарактеризовать погоду? (холодная, дождливая, большая, сухая, солнечная, ветреная, короткая, маленькая, широкая, тёплая, узкая).
Дети: большая, короткая, маленькая, широкая, узкая.
Учитель: какая бывает погода?
Дети: погода бывает : холодная, дождливая, сухая, солнечная, ветреная, тёплая.
Учитель: Что же такое погода?
Погода – состояние атмосферы в данной местности в данный момент времени.
4. Физминутка:
Мы за партами сидели
На учителя глядели
А теперь мы тихо встанем
И зарядку делать станем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Надо косточки размять.
Мы попрыгаем немножко
И покрутимся волчком
Глянем весело в окошко
И продолжим наш урок.
Учитель:
Назовём признаки погоды :
Температура воздуха
Влажность
Атмосферное давление
Ветер
Облака
Осадки
Разберём подробнее некоторые признаки погоды :
Температура воздуха - ощущение тепла и холода.
Температуру воздуха измеряют прибором – термометром.
Термометр – прибор для измерения температуры воздуха.
Как записать температуру?
+25 о С - двадцать пять градусов тепла
-10 о С – десять градусов мороза
0 о С – ноль градусов
Атмосферное давление:
Барометр – измеряет атмосферное давление
Ветер – это передвижение воздуха. Когда воздух от земли нагревается, он начинает подниматься вверх, а холодный воздух опускается вниз.
Флюгер – прибор, оказывающий направление ветра.
Анемометр (ветромер) – измеряет силу ветра.
Осадки:
Осадки – это дождь, град, снег.
Дождемер сосуд, собирающий осадки на уровне земли, затем их переливают в специальный мерный цилиндр.
Облачность: ясно, переменная облачность, пасмурно.
Сделаем вывод:
Погода – состояние атмосферы в данной местности в данный момент времени.
Погода определяется :
• Температура воздуха
• Влажность
• Атмосферное давление
• Ветер
• Облака
• Осадки
5. Первичное закрепление нового материала.
Учитель: Опишите словами погоду каждого из этих дней.
Дети: (описывают)
6. ?
Учитель: Постепенно человек узнал причины изменения погоды. Они связаны с изменениями в атмосфере. Возникла наука метеорология – наука о земной атмосфере и происходящих в ней явлениях. Данные этой науки показывают, что погода в городе или селе зависит не только от местных условий, но и связана с состоянием атмосферы всей Земли. Метеорология - от греческого «метора» - атмосферные явления и «логос» - наука.
7. Закрепление нового материала.
Кроссворд:
1. Наука о погоде (метеорология)
2. Неизвестно, где живёт. Налетит – деревья гнёт. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, а не уймёшь. (Ветер)
3. Её узнать поможет нам термометр (температура).
4. Нашумела, нагремела, Всё промыла и ушла. И сады и огороды, все округи полила. (гроза)
5. От количества облаков на небе зависит … (облачность)
6. Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра называют (погода)
7. Снег, дождь, град – это …. (осадки)
8. Небо чистое, солнечно. Мы говорим: …. (ясно)
8. Подведение итогов урока, комментирование оценок.
9. Рефлексия
Учитель:
Ребята, перед вами лежат разноцветные смайлики.
Красный означает, что я все очень хорошо понял, мне было интересно.
Желтый означает, что мне было все понятно, но материал не всегда интересен.
Зелёный означает, что я не все понял, но мне было интересно.
Поднимите, пожалуйста, тот смайлик, который соответствует вам.