Виктория Старикова
Программа «Изобразительное искусство», 1 класс (2 год обучения) с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к предмету «Изобразительное искусство», 1класс (2 год обучения, 0,5ч. в неделю, 17 ч. в год
Настоящая программа обучения по предмету «Изобразительное искусство» составлена с учетом особенностей ребенка, его интеллектуального и физического развития в соответствии с адаптированной общеобразовательной программой начального образования для обучающихся с умственной и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Публикация «Программа „Изобразительное искусство“, 1 класс (2 год обучения) с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ИЗО в школе
- Младшая группа
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Структура программы учебного предмета «Изобразительное искусство» во 1классе (2 год обучения) соответствует требованиям ФГОС образования обучающегося с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Изучение предмета «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей:
- воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы,
- формирование личности умственно отсталого ребенка, воспитание у него положительных навыков и привычек.
Задачи:
- продолжать обучению приемам и средствам рисования, аппликации, лепки
-совершенствовать приемы работы с карандашами, фломастерами;
-закреплять в процессе изобразительной деятельности представления об основных цветах;
-продолжить учить выполнять предметную и тематическую аппликацию из готовых и самостоятельно вырезанных элементов;
- учить выполнению рваной аппликации;
-закреплять приемы декоративного рисования с использованием геометрических форм, штрихов, мазков, точек.
Общая характеристика учебного предмета.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьника художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности.
Курс «Изобразительное искусство» составлен с учетом личностного, деятельного, культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании учащегося с умственной отсталостью и направлен на формирование личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специального (коррекционного) образовательного учреждения – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связан с жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
В тематическом планировании курса предусмотрены следующие типы уроков:
-объяснение нового материала
-обобщение знаний
-уроки отработки навыков
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе (2 год обучения) определена школьным учебным планом, годовым календарным графиком и соответствует:
класс Количество часов в год Количество часов в неделю
1 (2 год обучения) 17 0,5
Распределение количества часов по учебным четвертям
1четверть 2четверть 3четверть 4четверть год
4 4 5 4 17
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» :
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащегося, которые он должен приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство» :
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащегося, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д. ;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащегося в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура, конструктивной (дизайн и архитектура, декоративной (народные и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни : в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
• умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
• умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
• выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Тематическое планирование и планирование коррекционной работы по основным темам:
№ п/п Основные темы программы Кол-во часов по теме Коррекционная работа
1
декоративное рисование 5ч. -Воспитывать аккуратность. -Коррекция зрительно-двигательную координацию. -Развитие и коррекция творческой активности. -Упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента. -Развитие общей моторики.
2 рисование по теме
лепка
аппликация 12ч -Совершенствование и коррекция мелких движений пальцев рук.
-Развитие коррекции зрительной памяти. - Развитие воображения.
-Коррекция пространственной ориентации.
-Формировать и развивать зрительное восприятие.
-Совершенствование моторики рук. - Формирование и коррекция тактильно-двигательных ощущений.
Содержание учебного предмета изобразительное искусство :
В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала.
-Рисование полянки.
-Рисование осеннего листочка по трафарету.
-Рисование фруктов (яблоко, груша).
-Лепка фруктов
-Рисование овощей (морковь, лук).
-Лепка овощей
-Аппликация корзинка с фруктами и овощами.
-Рисование осеннего дерева
-Украсим дерево желтыми, красными листочками (рваная аппликация).
-Дорисовывание второй половины пирамидки
-Лепка пирамидки
Формы и периодичность контроля.
№ урока Тема урока четверть
1. Контрольная работа. Дифференциация предметов по цвету, по форме, по величине. Рисование яблока и груши. 1
2. Контрольная работа. Рисование осеннего дерева. 2
3. Контрольная работа. Рисование домика по трафарету из геометрических фигурок. 3
4. Итоговая контрольная работа.
Лепка пирамидки. 4
К концу учебного года ребенок должен уметь:
- Правильно сидеть при рисовании;
- Правильно держать карандаш;
- Рисовать линии в разном направлении на нелинованной бумаге;
- Обводить по трафарету и шаблону;
- Раскрашивать в пределах границ рисунка;
- Штриховать в разных направлениях;
- Рисовать геометрические фигуры по точкам и самостоятельно и на их основе знакомые предметы.
Предполагаемый результат.
Развитие личности ребенка, формирования общей культуры. Приобретение художественно-технических умений, знаний в области изобразительного искусства. Коррекция и развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации.
Основные межпредметные связи строятся по линии:
Изобразительное искусство-Ручной труд;
Изобразительное искусство-Математика;
Изобразительное искусство-Развитие речи;
Изобразительное искусство-Мир природы и человека.
Учебно-методический комплекс по изобразительному искусству.
Учебно-методические пособия для учителя
Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, М. : Просвещение, 2017.
1. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Москва – 2002 год.
2. Грошенков, И. А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. Для учителя. - М. : Просвещение, 1993.- 175с Система оценки достижений учащихся Проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможностей. Так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к ребенку с результатов освоения АОП образования учащегося с умеренной умственной отсталостью должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, достижение возможных результатов освоения содержания АОП.
Контрольные работы по рисованию.
1четверть.
Дифференциация предметов:
-по цвету
-по форме
-по величине.
Называние предметов и цвет.
2 четверть.
Рисование осеннего дерева с помощью учителя.
3 четверть.
Рисование домика по трафарету из геометрических фигурок (называние геометрических фигур, используемых при рисовании домика.)
4 четверть.
Итоговая контрольная работа.
Лепка пирамидки из пластилина (кольца различной величины и цветов) с помощью учителя. Планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»(1 урок - 0,5 часов,16,5 часов в год)
№
Название темы урока Кол-во
час Сам. раб Дата Цель, задачи Планируемые результаты Личностные результаты
Предметные Базовые
1 четверть – 4 час
1
2 Рисование зонта. Осенняя композиция. 0,5
0,5 Совершенствовать приемы работы кистью Узнает какие бывают линии Предметные
Находить в окружающей
действительности изображения, сделанные художниками.
Регулятивные
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Коммуникативные
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
3,4 Рисование осеннего листочка по трафарету 1 Познакомить детей с цветомешанием, продолжить учить раскрашивать контурные изображения Узнает цвет осеннего листа воспитание уважительного отношения к творчеству,
5,6 Рисование фруктов (яблоко, груша). 1 Продолжить учить рисовать округлые и разной толщины линии. Узнает виды фруктов Предметные
Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (овощей и фруктов).
Регулятивные
Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.
Коммуникативные
Сравнивать различные листья на основе их геометрических форм свою работу с другими. развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
7,8 Лепка фруктов 1
Закрепить приемы работы пластилином Узнает правила работы с пластилином овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
9,10 2 четверть- 4 часа
Рисование овощей (морковь, лук).
1 Закреплять в процессе изобразительной деятельности представления об основных цветах Узнает виды овощей формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
11.12 Лепка овощей 1
Продолжить учить обследовать предмет перед лепкой Узнает приемы лепки Предметные
Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг).
Регулятивные
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.
Коммуникативные
Потребность в общении с учителем и сверстниками.
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
13,14 Аппликация корзинка с фруктами и овощами. 1
Учить составлять изображения путем наклеивания готовых форм Узнает название фруктов, овощей. развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
15,16 Рисование осеннего дерева. 1 Продолжить учить рисовать прямые, наклонные линии одинаковой и разной толщины Узнает виды деревьев формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
17,18 3 четверть – 5 часов
Украсим дерево желтыми, красными листочками (рваная аппликация).
1
Учить выполнению рваной аппликации.
Узнает названия деревьев. Предметные
Учимся быть
художниками,
учимся быть зрителями.
Регулятивные
Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию
произведений художников.
Коммуникативные
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
19,20 Рисование грибов 1 Продолжить учить рисовать округлые и разной толщины линии. Узнает виды грибов овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
21,22 Лепка грибов 1 Обучить делить пластилин в соответствии с количеством и величиной и цветом деталей изделия Узнает виды и названия грибов
23,24 Рисование домика по трафарету из геометрических фигурок 1 Учить выполнять сюжетные рисунки, используя трафареты Узнает геом. фигуры Предметные Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные
Потребность в общении с учителем и сверстниками. воспитание уважительного отношения к творчеству,
25,26 Лепка домика
4 четверть – 4 час 1
Учить техники работы с пластилином Узнает геометрические фигурки развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
27,28 Аппликация птички на кормушке.
1
Учить выполнять сюжетные рисунки, используя опорные точки Узнает название зимующих птиц формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
29,30 Рисование орнамента из геометрических фигур 1 Закреплять приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм Узнает названия геометрических фигур Предметные
Изображать сказочных героев, опираясь
на изображения характерных для них украшений.
Регулятивные
Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.
Коммуникативные
Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах в паре. овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
31,32 Дорисовывание второй половины пирамидки.
Лепка пирамидки. 1 Продолжить формировать у детей пространственные представления. Обучить делить пластилин в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия Узнает виды игрушек
Узнает виды игрушек воспитание уважительного отношения к творчеству,
33,34 Иллюстрация сказки «Колобок» с дорисовыванием деталей по точкам 1
Продолжить учить составлять изображения путем наклеивания готовых форм Узнает сказки и героев развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;