Лучший педагог года

Программа «Изобразительное искусство», 1 класс (2 год обучения) с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Виктория Старикова
Программа «Изобразительное искусство», 1 класс (2 год обучения) с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка к предмету «Изобразительное искусство», 1класс (2 год обучения, 0,5ч. в неделю, 17 ч. в год

Настоящая программа обучения по предмету «Изобразительное искусство» составлена с учетом особенностей ребенка, его интеллектуального и физического развития в соответствии с адаптированной общеобразовательной программой начального образования для обучающихся с умственной и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Публикация «Программа „Изобразительное искусство“, 1 класс (2 год обучения) с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» размещена в разделах

Структура программы учебного предмета «Изобразительное искусство» во 1классе (2 год обучения) соответствует требованиям ФГОС образования обучающегося с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Изучение предмета «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей:

- воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы,

- формирование личности умственно отсталого ребенка, воспитание у него положительных навыков и привычек.

Задачи:

- продолжать обучению приемам и средствам рисования, аппликации, лепки

-совершенствовать приемы работы с карандашами, фломастерами;

-закреплять в процессе изобразительной деятельности представления об основных цветах;

-продолжить учить выполнять предметную и тематическую аппликацию из готовых и самостоятельно вырезанных элементов;

- учить выполнению рваной аппликации;

-закреплять приемы декоративного рисования с использованием геометрических форм, штрихов, мазков, точек.

Общая характеристика учебного предмета.

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьника художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности.

Курс «Изобразительное искусство» составлен с учетом личностного, деятельного, культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании учащегося с умственной отсталостью и направлен на формирование личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специального (коррекционного) образовательного учреждения – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связан с жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.

В тематическом планировании курса предусмотрены следующие типы уроков:

-объяснение нового материала

-обобщение знаний

-уроки отработки навыков

Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе (2 год обучения) определена школьным учебным планом, годовым календарным графиком и соответствует:

класс Количество часов в год Количество часов в неделю

1 (2 год обучения) 17 0,5

Распределение количества часов по учебным четвертям

1четверть 2четверть 3четверть 4четверть год

4 4 5 4 17

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» :

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащегося, которые он должен приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство» :

• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

• сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности

универсальных способностей учащегося, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

• овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д. ;

• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащегося в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура, конструктивной (дизайн и архитектура, декоративной (народные и прикладные виды искусства);

• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

• понимание образной природы искусства;

• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни : в доме, на улице, в театре, на празднике;

• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

• освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

• умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

• умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

• выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Тематическое планирование и планирование коррекционной работы по основным темам:

№ п/п Основные темы программы Кол-во часов по теме Коррекционная работа

1

декоративное рисование 5ч. -Воспитывать аккуратность. -Коррекция зрительно-двигательную координацию. -Развитие и коррекция творческой активности. -Упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента. -Развитие общей моторики.

2 рисование по теме

лепка

аппликация 12ч -Совершенствование и коррекция мелких движений пальцев рук.

-Развитие коррекции зрительной памяти. - Развитие воображения.

-Коррекция пространственной ориентации.

-Формировать и развивать зрительное восприятие.

-Совершенствование моторики рук. - Формирование и коррекция тактильно-двигательных ощущений.

Содержание учебного предмета изобразительное искусство :

В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала.

-Рисование полянки.

-Рисование осеннего листочка по трафарету.

-Рисование фруктов (яблоко, груша).

-Лепка фруктов

-Рисование овощей (морковь, лук).

-Лепка овощей

-Аппликация корзинка с фруктами и овощами.

-Рисование осеннего дерева

-Украсим дерево желтыми, красными листочками (рваная аппликация).

-Дорисовывание второй половины пирамидки

-Лепка пирамидки

Формы и периодичность контроля.

№ урока Тема урока четверть

1. Контрольная работа. Дифференциация предметов по цвету, по форме, по величине. Рисование яблока и груши. 1

2. Контрольная работа. Рисование осеннего дерева. 2

3. Контрольная работа. Рисование домика по трафарету из геометрических фигурок. 3

4. Итоговая контрольная работа.

Лепка пирамидки. 4

К концу учебного года ребенок должен уметь:

- Правильно сидеть при рисовании;

- Правильно держать карандаш;

- Рисовать линии в разном направлении на нелинованной бумаге;

- Обводить по трафарету и шаблону;

- Раскрашивать в пределах границ рисунка;

- Штриховать в разных направлениях;

- Рисовать геометрические фигуры по точкам и самостоятельно и на их основе знакомые предметы.

Предполагаемый результат.

Развитие личности ребенка, формирования общей культуры. Приобретение художественно-технических умений, знаний в области изобразительного искусства. Коррекция и развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации.

Основные межпредметные связи строятся по линии:

Изобразительное искусство-Ручной труд;

Изобразительное искусство-Математика;

Изобразительное искусство-Развитие речи;

Изобразительное искусство-Мир природы и человека.

Учебно-методический комплекс по изобразительному искусству.

Учебно-методические пособия для учителя

Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, М. : Просвещение, 2017.

1. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Москва – 2002 год.

2. Грошенков, И. А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. Для учителя. - М. : Просвещение, 1993.- 175с Система оценки достижений учащихся Проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможностей. Так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к ребенку с результатов освоения АОП образования учащегося с умеренной умственной отсталостью должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, достижение возможных результатов освоения содержания АОП.

Контрольные работы по рисованию.

1четверть.

Дифференциация предметов:

-по цвету

-по форме

-по величине.

Называние предметов и цвет.

2 четверть.

Рисование осеннего дерева с помощью учителя.

3 четверть.

Рисование домика по трафарету из геометрических фигурок (называние геометрических фигур, используемых при рисовании домика.)

4 четверть.

Итоговая контрольная работа.

Лепка пирамидки из пластилина (кольца различной величины и цветов) с помощью учителя. Планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»(1 урок - 0,5 часов,16,5 часов в год)

Название темы урока Кол-во

час Сам. раб Дата Цель, задачи Планируемые результаты Личностные результаты

Предметные Базовые

1 четверть – 4 час

1

2 Рисование зонта. Осенняя композиция. 0,5

0,5 Совершенствовать приемы работы кистью Узнает какие бывают линии Предметные

Находить в окружающей

действительности изображения, сделанные художниками.

Регулятивные

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Коммуникативные

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

3,4 Рисование осеннего листочка по трафарету 1 Познакомить детей с цветомешанием, продолжить учить раскрашивать контурные изображения Узнает цвет осеннего листа воспитание уважительного отношения к творчеству,

5,6 Рисование фруктов (яблоко, груша). 1 Продолжить учить рисовать округлые и разной толщины линии. Узнает виды фруктов Предметные

Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (овощей и фруктов).

Регулятивные

Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.

Коммуникативные

Сравнивать различные листья на основе их геометрических форм свою работу с другими. развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

7,8 Лепка фруктов 1

Закрепить приемы работы пластилином Узнает правила работы с пластилином овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

9,10 2 четверть- 4 часа

Рисование овощей (морковь, лук).

1 Закреплять в процессе изобразительной деятельности представления об основных цветах Узнает виды овощей формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

11.12 Лепка овощей 1

Продолжить учить обследовать предмет перед лепкой Узнает приемы лепки Предметные

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг).

Регулятивные

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Коммуникативные

Потребность в общении с учителем и сверстниками.

овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

13,14 Аппликация корзинка с фруктами и овощами. 1

Учить составлять изображения путем наклеивания готовых форм Узнает название фруктов, овощей. развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

15,16 Рисование осеннего дерева. 1 Продолжить учить рисовать прямые, наклонные линии одинаковой и разной толщины Узнает виды деревьев формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

17,18 3 четверть – 5 часов

Украсим дерево желтыми, красными листочками (рваная аппликация).

1

Учить выполнению рваной аппликации.

Узнает названия деревьев. Предметные

Учимся быть

художниками,

учимся быть зрителями.

Регулятивные

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию

произведений художников.

Коммуникативные

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ

развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

19,20 Рисование грибов 1 Продолжить учить рисовать округлые и разной толщины линии. Узнает виды грибов овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

21,22 Лепка грибов 1 Обучить делить пластилин в соответствии с количеством и величиной и цветом деталей изделия Узнает виды и названия грибов

23,24 Рисование домика по трафарету из геометрических фигурок 1 Учить выполнять сюжетные рисунки, используя трафареты Узнает геом. фигуры Предметные Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные

Потребность в общении с учителем и сверстниками. воспитание уважительного отношения к творчеству,

25,26 Лепка домика

4 четверть – 4 час 1

Учить техники работы с пластилином Узнает геометрические фигурки развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

27,28 Аппликация птички на кормушке.

1

Учить выполнять сюжетные рисунки, используя опорные точки Узнает название зимующих птиц формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

29,30 Рисование орнамента из геометрических фигур 1 Закреплять приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм Узнает названия геометрических фигур Предметные

Изображать сказочных героев, опираясь

на изображения характерных для них украшений.

Регулятивные

Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.

Коммуникативные

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах в паре. овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

31,32 Дорисовывание второй половины пирамидки.

Лепка пирамидки. 1 Продолжить формировать у детей пространственные представления. Обучить делить пластилин в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия Узнает виды игрушек

Узнает виды игрушек воспитание уважительного отношения к творчеству,

33,34 Иллюстрация сказки «Колобок» с дорисовыванием деталей по точкам 1

Продолжить учить составлять изображения путем наклеивания готовых форм Узнает сказки и героев развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

Публикации по теме:

Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования глухих обучающихся с умственной отсталостью Содержание. I. Целевой раздел. 1. Пояснительная записка. • Введение. • Адресность программы. • Цель и задачи реализации Образовательной.

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроках Последние несколько лет к проблеме ОВЗ наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само.

Конспект НОД по коллективной аппликации из полосок для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью 4–7 летКонспект НОД по коллективной аппликации из полосок для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью 4–7 лет Конспект непосредственной образовательной деятельности по коллективной аппликации из полосок для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью.

Краткий конспект урока музыки в 7 классе школы-интерната для детей с умеренной умственной отсталостью Краткий конспект урока музыки, проведённого в 7-ом классе Огбоу «Школа-интернат Вера» учителем музыки Лебедевой Н. М. Тема: «Зима, её приметы.

Критерии оценивания и измерения уровня знаний, умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью .

Обобщение опыта «Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью» ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Недостаточность сформированности познавательных.

Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью (планирование) Календарно – тематическое планирование на 2016-2017 уч. год для детей с умеренной и тяжелой степенью УО 1 год обучения (7 – 10 лет) Тема.

Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью. 5 класс Областное государственное казённое образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие».

Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью 6 класс «Математика» Областное государственное казённое образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие».

Развитие пространственного восприятия у детей с легкой и умеренной умственной отсталостью Тема: «Ориентировка в помещении по словесной инструкции» Цель: развитие у учащихся пространственных представлений. Задачи: Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Изобразительное искусство», 1 класс (2 год обучения) с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
Опубликовано: 14 октября 2018 в 06:24
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Изобразительное искусство», 1 класс (2 год обучения) с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Старикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД