МААМ-картинки

Пояснительная записка к предмету «Человек», 1 класс (2 год обучения) с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Виктория Старикова
Пояснительная записка к предмету «Человек», 1 класс (2 год обучения) с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

к предмету : «Человек», 1 класс (2 год обучения)0,5ч. в неделю, 17ч. в год

Настоящая программа обучения по предмету «Человек» составлена с учетом особенностей обучающегося, его интеллектуального и физического развития Структура программы учебного предмета «Человек» соответствует требованиям ФГОС образования обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Темочки:

Изучение предмета направлено на достижение следующих целей и задач:

Цель программы:

формирование у детей представления о себе как "Я" осознание общности и различий "Я" от других, умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей

Задачи программы:

- прививать детям навыки самостоятельности, изживать тенденцию к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию;

- развивать учащихся средствами данного учебного предмета;

- активизировать словарь;

- развивать интерес к учебным занятиям;

- вырабатывать умение слушать учителя и выполнять его задания;

- формировать нравственные и эстетические представления;

- воспитывать у учащихся целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, аккуратность;

- оказывать помощь в адаптации в социуме.

Коррекционные задачи:

-формирование и развитие положительных мотивов учебно-познавательной деятельности;

-коррекция восприятия;

-коррекция чувственного опыта учащихся;

-развитие тактильных ощущений.

-учить пониманию речи и жестов;

-развивать мышление и память в процессе общения со взрослым на основе обогащения представлений об окружающем.

Общая характеристика предмета :

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

На уроках – занятиях по предмету «Человек» дети обучаются элементарными навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками (с частичной помощью взрослых и самостоятельно). Им предлагается ориентироваться на картинки и пиктограммы, дающие зрительный алгоритм действий. Учащиеся знакомятся с первичными элементарными представлениями о здоровье и здоровом образе жизни (плохо — хорошо, полезно — вредно для здоровья, происходит формирование представлений и гигиене.

Место предмета в учебном плане

Программа учебного предмета «Человек» в 1 классе (2 год обучения) определена школьным учебным планом, годовым календарным графиком и соответствует:

Количество часов на изучение предмета «Человек» в 1 классе (2 год обучения)

Класс Количество часов на курс Количество часов в неделю

1 класс (2 год обучения) 34 1

Распределение количество часов по четвертям.

1четверть 2четверть 3четверть 4четверть Итого

8ч 8ч 10 8ч 34 ч.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Человек» :

Личностные результаты освоения учебного предмета

Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

будут сформированы:

-осознание себя как ученика, умения вести себя в соответствии с этими правилами, заинтересованного в посещении школы, в обучении, как члена семьи, одноклассника;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

- принятие соответствующих возрасту и развитию ценностей и социальных ролей

Ребё нок получит возможность для формирования:

-развитой мотивации учебной деятельности и личностного учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий

Регулятивные учебные действия

Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

у ребё нка будут сформированы:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

получит возможность для формирования:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные учебные действия

Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления ребёнка.

будут сформированы:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков с помощью учителя;

-устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений с помощью учителя

выпускник получит возможность для формирования:

-ориентироваться в своей системе знаний: понимать какие нужны знания, информация для решения учебной задачи

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми

и сверстниками в процессе обучения.

у выпускника будут сформированы:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

- использовать речь для регуляции своего действия

выпускник получит возможность для формирования:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Предметные планируемые результаты

• уметь решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и другое;

• умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

Количество часов по основным разделам

Наименование основных разделов Четверть

1ч. 2ч. 3ч. 4ч. Всего часов

1. Части тела 3 - - - 3

2. Формирование культурно-гигиенических навыков 5 - - - 5

3. Режим питания, правила питания - 7 - - 7

4. Одежда и уход за ней - 1 9 - 10

5. Головные уборы - - - 2 2

6. Обувь - - - 6 6

Всего часов 8 8 9 8 33

Выполнение практической части программы

Чет-ть №п/п Практическая работа

1 четверть Формирование культурно-гигиенических навыков-2п/р

1 Выдавливание зубной пасты из тюбика.

2 Причёсывание волос

Всего-2 практические работы

2 четверть Режим питания, правила питания-2п/р

3 Правила приема пищи

4 За обедом.

Всего-2 практические работы

3

четверть Одежда и уход за ней-3п/р

5 Застёгивание и расстёгивание одежды с пуговицами, кнопками, крючками.

6 Застёгивание и расстёгивание одежды с молнией и липкой лентой

7 Чистка щёткой повседневной одежды.

Всего-3 практические работы

4

четверть Обувь-3п/р

8 Правильное надевание обуви, различение правого и левого ботинка.

9 Выполнение шнуровки.

10 Завязывание узелков и бантиков на обуви.

Всего-3 практические работы

Экскурсии-1э.

Экскурсия в кабинет СБО.

Выполнение практической части программы по четвертям.

Четверть Практическая работа Экскурсии

1 четверть 2 -

2 четверть 2 1

3 четверть 3 -

4 четверть 3 -

Год 10 1

Тематическое планирование по предмету «Человек» 1 класс(2 год обучения).

№ Основные темы программы Количество часов по теме Коррекционная работа Характеристика деятельности учащегося

1 Части тела 3ч. -формирование и развитие положительных мотивов учебно-познавательной деятельности;

-коррекция восприятия;

-обогащение чувственного опыта учащихся;

-развитие тактильных ощущений. -направление взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

-удержание взгляда на говорящем;

-выполнение пошаговых инструкций педагога;

-выполнять действия по образцу и по подражанию.

- использовать по назначению учебные материалы с помощью взрослого;

- выполнять задания в течение определенного периода времени;

- выполнять задания от начала до конца;

- выполнять задания с заданными качественными параметрами.

- самостоятельно или с помощью учителя переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.

2 Формирование культурно-гигиенических навыков 5ч. -формирование навыков личной гигиены;

-коррекция движений мелкой моторики рук

-формирование и развитие общей моторики;

-коррекция мышления;

- коррекция произвольного внимания;

3 Режим питания, правила питания 7ч. -развитие операций обобщения, анализа и классификации;

-коррекция восприятия;

-обогащение чувственного опыта учащихся;

-коррекция мышления;

-обогащение словарного запаса

-формирование навыков культурного поведения

4 Одежда и уход за ней 10ч. - коррекция мелкой и общей моторики;

-формирование положительного эмоционального отношения к окружающим, одноклассникам

-формирование фразовой речи учащихся;

- коррекция логического мышления

5 Головные уборы 2ч. -коррекция мышления;

-развитие операции обобщения, классификации;

-формирование зрительной памяти;

-коррекция восприятия.

6 Обувь 6ч. - коррекция навыков выполнения простых предметно-манипулятивных действий;

-коррекция мелкой и общей моторики;

-формирование положительного эмоционального отношения к окружающим, одноклассникам;

-коррекция мышления;

-расширение практического опыта детей;

-формирование активного и пассивного словаря;

-коррекция слухового восприятия.

В тематическом планировании предмета предусмотрены следующие типы уроков:

- пропедевтический урок (используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика);

- урок изучения нового материала (на этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление);

- урок закрепления знаний и формирования ЗУН (предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний);

- урок обобщения и систематизации знаний (на этих уроках объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами, в программе учебного материала такие типы уроков используются для повторения);

- урок проверки и оценки знаний (применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения, он может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий)

Используются эффективные педагогические технологии:

-личностно-ориентированные;

-деятельностный подход;

-уровневая дифференциация;

-информационно-коммуникативные;

-здоровье-сберегающие;

-игровые технологии.

Основные межпредметные связи строятся по линиям:

Человек-устная речь (описание предметов, слушание произведений)

Человек-окружающий природный мир (сезонные изменения в природе)

Человек-окружающий социальный мир (ориентирование в ванной комнате)

Реализация НРЭО на уроках «Человек»

На реализацию НРЭО в соответствии с требованиями отводится 10-15% учебного времени в рамках учебного предмета. Содержание регионального компонента равномерно распределено по урокам, что позволяет систематически обращаться к местному материалу.

Включение регионального содержания является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни Уральского региона.

Распределение НРЭО по крупным темам:

Темы программы Количество часов НРЭО

1. Формирование культурно-гигиенических навыков 1

2. Режим питания, правила питания 1

3. Одежда и уход за ней 1

4. Головные уборы 1

5. Обувь 1

Итого 5

Формами включения НРЭО в урок являются:

-элементы уроков № -7,10,12,19,25,26,30

№ ур. Тема урока Источник Тема и содержание НРЭО

7 Уход за телом Презентация

nsportal.ru –социальная сеть работников образования Рассказать учащимся о лекарственных травах Южного Урала и их пользе.

10 Продукты питания. Презентация

https://uchitelya.com/

https://www.moloko74.ru/?path=chgmk/first_taste - комбинат «Первый вкус»

https://www.chebarcul.ru/city/enterprises-institutions/pu3/ - ОАО «Чебаркульский молочный завод» Познакомить учащихся с полезными продуктами питания (молочные продукты)

12 Посуда, ее назначение. Сайт «Коркинского стеклотарного завода»-виртуальная экскурсия

https://ksz74.ru/ru/ekskursiya-po-zavodu

Познакомить учащихся с Коркинским стеклотарным заводом и их продукцией.

19 Виды одежды в соответствии с временем года (осень, зима, весна, лето) Презентация

nsportal.ru –социальная сеть работников образования Познакомить учащихся с приметами зимы на Южном Урале, рассказать о типах одежде по погоде.

25 Обобщающий урок «Одежда и уход за ней» Презентация

https://www.youtube.com/watch?v=pF-LWNxiA8A

Познакомить учащихся с временами года на Южном Урале, рассказать о типах одежде по погоде.

26 Головной убор и его значение. Презентация

https://chudo-udo.com/prezentatsii-dlya-detey/odezhda-obuv-golovnye-ubory/item/1447-prezentatsiya-golovnye-ubory

Познакомить учащихся с сезонными головными уборами и правилами их ношения.

30 Виды обуви в соответствии с временем года (осень, зима, весна, лето) Презентация

https://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/obuv1.html

Познакомить учащихся с обувью в соответствии с временем года.

Система оценки достижений учащегося

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП образования обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания АОП.

По итогам усвоения или не усвоения полученных знаний, умений и навыков учащимся выставляется «Усвоил» (у) либо «Не усвоил».(н/у) программный материал. Промежуточные отметки не выставляются.

«Усвоил» (у)

-действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;

-действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;

-действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);

-действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;

-действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

«Не усвоил».(н/у)

-действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);

- невозможно выявить сформированность действий.

Учебно-методический комплекс.

Базовое обеспечение

Е. Д. Худенко, С. Н. Кремнёва «Развитие речи» учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида 1 класс. Издательство «Аркти»; Москва 2007год

Дидактические пособия для учителя:

1. Программа «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред. М. Бгажноковой. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Под общей ред. С. Г. Шевченко.

– М. : Школьная Пресса, 2005.

3. Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах. – М. : ТЦ Сфера, 2008

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроках Последние несколько лет к проблеме ОВЗ наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само.

Конспект НОД по коллективной аппликации из полосок для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью 4–7 летКонспект НОД по коллективной аппликации из полосок для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью 4–7 лет Конспект непосредственной образовательной деятельности по коллективной аппликации из полосок для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью.

Краткий конспект урока музыки в 7 классе школы-интерната для детей с умеренной умственной отсталостью Краткий конспект урока музыки, проведённого в 7-ом классе Огбоу «Школа-интернат Вера» учителем музыки Лебедевой Н. М. Тема: «Зима, её приметы.

Критерии оценивания и измерения уровня знаний, умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью .

Обобщение опыта «Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью» ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Недостаточность сформированности познавательных.

Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью (пояснительная записка) Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью «Учимся вместе» на 2016 - 2017 учебный.

Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью. 5 класс Областное государственное казённое образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие».

Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью 6 класс «Математика» Областное государственное казённое образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие».

Работа с детьми с глубокой умственной отсталостью Особенности в работе учителя дефектолога с детьми с умеренной умственной отсталостью В соответствии с международной классификацией (МКБ-10).

Развитие пространственного восприятия у детей с легкой и умеренной умственной отсталостью Тема: «Ориентировка в помещении по словесной инструкции» Цель: развитие у учащихся пространственных представлений. Задачи: Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пояснительная записка к предмету «Человек», 1 класс (2 год обучения) с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
Опубликовано: 14 октября 2018 в 06:20
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пояснительная записка к предмету «Человек», 1 класс (2 год обучения) с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Старикова (УИ 893817) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД