Виктория Старикова
Пояснительная записка к предмету «Человек», 1 класс (2 год обучения) с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
к предмету : «Человек», 1 класс (2 год обучения)0,5ч. в неделю, 17ч. в год
Настоящая программа обучения по предмету «Человек» составлена с учетом особенностей обучающегося, его интеллектуального и физического развития Структура программы учебного предмета «Человек» соответствует требованиям ФГОС образования обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Публикация «Пояснительная записка к предмету „Человек“, 1 класс (2 год обучения) с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Младшая группа
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей и задач:
Цель программы:
формирование у детей представления о себе как "Я" осознание общности и различий "Я" от других, умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей
Задачи программы:
- прививать детям навыки самостоятельности, изживать тенденцию к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию;
- развивать учащихся средствами данного учебного предмета;
- активизировать словарь;
- развивать интерес к учебным занятиям;
- вырабатывать умение слушать учителя и выполнять его задания;
- формировать нравственные и эстетические представления;
- воспитывать у учащихся целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, аккуратность;
- оказывать помощь в адаптации в социуме.
Коррекционные задачи:
-формирование и развитие положительных мотивов учебно-познавательной деятельности;
-коррекция восприятия;
-коррекция чувственного опыта учащихся;
-развитие тактильных ощущений.
-учить пониманию речи и жестов;
-развивать мышление и память в процессе общения со взрослым на основе обогащения представлений об окружающем.
Общая характеристика предмета :
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
На уроках – занятиях по предмету «Человек» дети обучаются элементарными навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками (с частичной помощью взрослых и самостоятельно). Им предлагается ориентироваться на картинки и пиктограммы, дающие зрительный алгоритм действий. Учащиеся знакомятся с первичными элементарными представлениями о здоровье и здоровом образе жизни (плохо — хорошо, полезно — вредно для здоровья, происходит формирование представлений и гигиене.
Место предмета в учебном плане
Программа учебного предмета «Человек» в 1 классе (2 год обучения) определена школьным учебным планом, годовым календарным графиком и соответствует:
Количество часов на изучение предмета «Человек» в 1 классе (2 год обучения)
Класс Количество часов на курс Количество часов в неделю
1 класс (2 год обучения) 34 1
Распределение количество часов по четвертям.
1четверть 2четверть 3четверть 4четверть Итого
8ч 8ч 10 8ч 34 ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Человек» :
Личностные результаты освоения учебного предмета
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
будут сформированы:
-осознание себя как ученика, умения вести себя в соответствии с этими правилами, заинтересованного в посещении школы, в обучении, как члена семьи, одноклассника;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
- принятие соответствующих возрасту и развитию ценностей и социальных ролей
Ребё нок получит возможность для формирования:
-развитой мотивации учебной деятельности и личностного учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий
Регулятивные учебные действия
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
у ребё нка будут сформированы:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения
получит возможность для формирования:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Познавательные учебные действия
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления ребёнка.
будут сформированы:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков с помощью учителя;
-устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений с помощью учителя
выпускник получит возможность для формирования:
-ориентироваться в своей системе знаний: понимать какие нужны знания, информация для решения учебной задачи
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми
и сверстниками в процессе обучения.
у выпускника будут сформированы:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
- использовать речь для регуляции своего действия
выпускник получит возможность для формирования:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Предметные планируемые результаты
• уметь решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
• умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и другое;
• умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
Количество часов по основным разделам
Наименование основных разделов Четверть
1ч. 2ч. 3ч. 4ч. Всего часов
1. Части тела 3 - - - 3
2. Формирование культурно-гигиенических навыков 5 - - - 5
3. Режим питания, правила питания - 7 - - 7
4. Одежда и уход за ней - 1 9 - 10
5. Головные уборы - - - 2 2
6. Обувь - - - 6 6
Всего часов 8 8 9 8 33
Выполнение практической части программы
Чет-ть №п/п Практическая работа
1 четверть Формирование культурно-гигиенических навыков-2п/р
1 Выдавливание зубной пасты из тюбика.
2 Причёсывание волос
Всего-2 практические работы
2 четверть Режим питания, правила питания-2п/р
3 Правила приема пищи
4 За обедом.
Всего-2 практические работы
3
четверть Одежда и уход за ней-3п/р
5 Застёгивание и расстёгивание одежды с пуговицами, кнопками, крючками.
6 Застёгивание и расстёгивание одежды с молнией и липкой лентой
7 Чистка щёткой повседневной одежды.
Всего-3 практические работы
4
четверть Обувь-3п/р
8 Правильное надевание обуви, различение правого и левого ботинка.
9 Выполнение шнуровки.
10 Завязывание узелков и бантиков на обуви.
Всего-3 практические работы
Экскурсии-1э.
Экскурсия в кабинет СБО.
Выполнение практической части программы по четвертям.
Четверть Практическая работа Экскурсии
1 четверть 2 -
2 четверть 2 1
3 четверть 3 -
4 четверть 3 -
Год 10 1
Тематическое планирование по предмету «Человек» 1 класс(2 год обучения).
№ Основные темы программы Количество часов по теме Коррекционная работа Характеристика деятельности учащегося
1 Части тела 3ч. -формирование и развитие положительных мотивов учебно-познавательной деятельности;
-коррекция восприятия;
-обогащение чувственного опыта учащихся;
-развитие тактильных ощущений. -направление взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
-удержание взгляда на говорящем;
-выполнение пошаговых инструкций педагога;
-выполнять действия по образцу и по подражанию.
- использовать по назначению учебные материалы с помощью взрослого;
- выполнять задания в течение определенного периода времени;
- выполнять задания от начала до конца;
- выполнять задания с заданными качественными параметрами.
- самостоятельно или с помощью учителя переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.
2 Формирование культурно-гигиенических навыков 5ч. -формирование навыков личной гигиены;
-коррекция движений мелкой моторики рук
-формирование и развитие общей моторики;
-коррекция мышления;
- коррекция произвольного внимания;
3 Режим питания, правила питания 7ч. -развитие операций обобщения, анализа и классификации;
-коррекция восприятия;
-обогащение чувственного опыта учащихся;
-коррекция мышления;
-обогащение словарного запаса
-формирование навыков культурного поведения
4 Одежда и уход за ней 10ч. - коррекция мелкой и общей моторики;
-формирование положительного эмоционального отношения к окружающим, одноклассникам
-формирование фразовой речи учащихся;
- коррекция логического мышления
5 Головные уборы 2ч. -коррекция мышления;
-развитие операции обобщения, классификации;
-формирование зрительной памяти;
-коррекция восприятия.
6 Обувь 6ч. - коррекция навыков выполнения простых предметно-манипулятивных действий;
-коррекция мелкой и общей моторики;
-формирование положительного эмоционального отношения к окружающим, одноклассникам;
-коррекция мышления;
-расширение практического опыта детей;
-формирование активного и пассивного словаря;
-коррекция слухового восприятия.
В тематическом планировании предмета предусмотрены следующие типы уроков:
- пропедевтический урок (используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика);
- урок изучения нового материала (на этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление);
- урок закрепления знаний и формирования ЗУН (предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний);
- урок обобщения и систематизации знаний (на этих уроках объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами, в программе учебного материала такие типы уроков используются для повторения);
- урок проверки и оценки знаний (применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения, он может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий)
Используются эффективные педагогические технологии:
-личностно-ориентированные;
-деятельностный подход;
-уровневая дифференциация;
-информационно-коммуникативные;
-здоровье-сберегающие;
-игровые технологии.
Основные межпредметные связи строятся по линиям:
Человек-устная речь (описание предметов, слушание произведений)
Человек-окружающий природный мир (сезонные изменения в природе)
Человек-окружающий социальный мир (ориентирование в ванной комнате)
Реализация НРЭО на уроках «Человек»
На реализацию НРЭО в соответствии с требованиями отводится 10-15% учебного времени в рамках учебного предмета. Содержание регионального компонента равномерно распределено по урокам, что позволяет систематически обращаться к местному материалу.
Включение регионального содержания является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни Уральского региона.
Распределение НРЭО по крупным темам:
Темы программы Количество часов НРЭО
1. Формирование культурно-гигиенических навыков 1
2. Режим питания, правила питания 1
3. Одежда и уход за ней 1
4. Головные уборы 1
5. Обувь 1
Итого 5
Формами включения НРЭО в урок являются:
-элементы уроков № -7,10,12,19,25,26,30
№ ур. Тема урока Источник Тема и содержание НРЭО
7 Уход за телом Презентация
nsportal.ru –социальная сеть работников образования Рассказать учащимся о лекарственных травах Южного Урала и их пользе.
10 Продукты питания. Презентация
https://uchitelya.com/
https://www.moloko74.ru/?path=chgmk/first_taste - комбинат «Первый вкус»
https://www.chebarcul.ru/city/enterprises-institutions/pu3/ - ОАО «Чебаркульский молочный завод» Познакомить учащихся с полезными продуктами питания (молочные продукты)
12 Посуда, ее назначение. Сайт «Коркинского стеклотарного завода»-виртуальная экскурсия
https://ksz74.ru/ru/ekskursiya-po-zavodu
Познакомить учащихся с Коркинским стеклотарным заводом и их продукцией.
19 Виды одежды в соответствии с временем года (осень, зима, весна, лето) Презентация
nsportal.ru –социальная сеть работников образования Познакомить учащихся с приметами зимы на Южном Урале, рассказать о типах одежде по погоде.
25 Обобщающий урок «Одежда и уход за ней» Презентация
https://www.youtube.com/watch?v=pF-LWNxiA8A
Познакомить учащихся с временами года на Южном Урале, рассказать о типах одежде по погоде.
26 Головной убор и его значение. Презентация
https://chudo-udo.com/prezentatsii-dlya-detey/odezhda-obuv-golovnye-ubory/item/1447-prezentatsiya-golovnye-ubory
Познакомить учащихся с сезонными головными уборами и правилами их ношения.
30 Виды обуви в соответствии с временем года (осень, зима, весна, лето) Презентация
https://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/obuv1.html
Познакомить учащихся с обувью в соответствии с временем года.
Система оценки достижений учащегося
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП образования обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания АОП.
По итогам усвоения или не усвоения полученных знаний, умений и навыков учащимся выставляется «Усвоил» (у) либо «Не усвоил».(н/у) программный материал. Промежуточные отметки не выставляются.
«Усвоил» (у)
-действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
-действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
-действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);
-действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;
-действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
«Не усвоил».(н/у)
-действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);
- невозможно выявить сформированность действий.
Учебно-методический комплекс.
Базовое обеспечение
Е. Д. Худенко, С. Н. Кремнёва «Развитие речи» учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида 1 класс. Издательство «Аркти»; Москва 2007год
Дидактические пособия для учителя:
1. Программа «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред. М. Бгажноковой. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Под общей ред. С. Г. Шевченко.
– М. : Школьная Пресса, 2005.
3. Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах. – М. : ТЦ Сфера, 2008