Виктория Старикова
Календарно-тематическое планирование по предмету «Адаптивная физкультура» с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к предмету «Адаптивная физкультура».
Настоящая программа обучения по предмету «адаптивная физкультура» составлена с учетом особенностей ребенка, его интеллектуального и физического развития в соответствии с адаптированной общеобразовательной программой начального образования для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Публикация «Календарно-тематическое планирование по предмету „Адаптивная физкультура“ с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Физическое развитие. Планирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Структура программы учебного предмета «адаптивная физкультура» в 1 классе(2 год обучения) соответствует требованиям ФГОС образования обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, ТМНР и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета :
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности ребёнка и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья ребёнка, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний. Программа по адаптивной физической культуре включает 6 разделов:
«Плавание», «Коррекционные подвижные игры», «Велосипедная подготовка», «Лыжная подготовка», «Физическая подготовка», «Туризм». Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением. В 1- м классе (2 год обучения) все 6 разделов реализовать не представляется возможным в силу недостаточного материально – технического обеспечения образовательного процесса. Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Специфичность понятия "адаптивная физическая культура" выражается в дополняющем определении "адаптивная", что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая ребёнка с выраженным недоразвитием интеллекта.
В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащийся этой категории имеет значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обуславливает чрезвычайную медлительность образования у него двигательных навыков.
Изучение направлено на достижение следующих целей и задач:
- обеспечение всестороннего развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры;
- коррекция физического и психофизического развития учащегося;
- формирование навыков жизнедеятельности;
- активизация социальной адаптации путём формирования познавательных функций, обеспечение специальных знаний в области физической культуры.
Оздоровительные и коррекционно-компенсаторные задачи:
- профилактика заболеваний, укрепление и развитие сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно - двигательного аппарата, коррекция нарушений осанки;
- укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма мальчика;
- активизация защитных сил организма ребёнка;
- коррекция и компенсация нарушений психомоторики.
Образовательные задачи:
- формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков;
- формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве
Развивающие задачи:
- оптимальное развитие основных двигательных качеств (выносливости, быстроты, мышечной силы, ловкости, гибкости, точности движений, двигательной реакции);
- формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера;
- развитие пространственно-временной дифференцировки.
Воспитательные задачи:
- воспитание чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях;
- воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости;
- формирование осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.
Общая характеристика предмета :
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение ребенком основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Адаптивная физкультура» способствует развитию личностных качеств и является средством формирования у ученика базовых способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в личностных и предметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры, выходящих за рамки предмета «Адаптивная физкультура».
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением. В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития необходимо содействие всестороннему развитию личности ребёнка.
Место предмета в учебном плане
Программа учебного предмета «Адаптивная физкультура» в 1 классе(2 год обучения) определена школьным учебным планом, годовым календарным графиком и соответствует:
класс Количество часов в год Количество часов в неделю
1 (2 год обучения) 17 0,5
Распределение количества часов по учебным четвертям
1четверть 2четверть 3четверть 4четверть год
4 ч 4 ч 5 ч 4 ч 17 ч
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Адаптивная физкультура» :
Личностные результаты освоения учебного предмета
У ученика будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения;
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
Регулятивные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Познавательные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
Ученик получит возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные учебные действия
Ученик научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач
-формулировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы;
-контролировать действия партнёра;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
Предметные результаты
-готовятся к уроку физкультуры;
- правильно перестраиваются и знают свое место в строю;
- правильно передвигаются из класса на урок физкультуры;
- ориентируются в зале по конкретным ориентирам (вход, выход, стены, потолок, пол, углы);
- знать простейшие исходные положения при выполнении общеукрепляющих упражнений и движений в различных пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх, вниз);
- знать приемы правильного дыхания (по показу учителя);
- выполнять простейшие задания по словесной инструкции учителя;
- выполнять ходьбу и бег в строю, в колонне по одному;
- уметь прыгать (толчок одной ногой и приземление на две ноги);
- правильно захватывают различных предметов, передача и переноски их;
- метать, бросать и ловить мяч;
- ходить в заданном ритме под хлопки, счет, музыку;
- преодолевать различные препятствия;
- выполнять целенаправленные действия под руководством учителя в подвижных играх;
- освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;
- совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;
- формирование умения радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал… освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности : подвижные игры, плавание и др., (самостоятельно)
- формирование интереса к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности.
- Базовые учебные действия:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения, пользоваться учебной мебелью;
- принимать цели деятельности;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по детскому дому, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Количество часов по основным разделам
Наименование основных разделов Четверть
1ч. 2ч. 3ч. 4ч. Всего часов
1. Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно - развивающей среде 0,5 0,5 0,5 - 1,5
2. Упражнения в построении парами 2 - - - 2
3. Прыжки 0,5 - 0,5 0,5 1,5
4. Бег 0.5 0,5 0,5 0,5 2
5. Катание, бросание, ловля округлых предметов 0,5 0,5 1 0,5 2,5
6. Ползание и лазанье - 1 1 1 3
7. Построение и перестроения - 0,5 1 0,5 2
8. Ходьба и упражнения в равновесии - 1 0,5 1 2,5
Всего 4 4 5 4 17
Основное содержание учебного предмета «Адаптивная физкультура» 1 класс (2 год обучения).
№ Название тем и содержание Кол- во часов по данной теме Формы и методы работы Требования к уровню подготовки за год обучения
Предметные планируемые результаты БУД Личностные
1 четверть- 4 ч
1 Знакомство с физкультурным залом
Знакомство с оборудованием и материалам и для уроков физкультуры 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Ориентировка в зале по конкретным ориентирам.
Что можно делать с физкультурными снарядами Правильно вести себя во время занятий физическими упражнениями.
Что можно делать с физкультурными снарядами интерес к предмету
2 Упражнения в построении парами 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Правильное построение и знание своего места в строю Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме интерес к предмету, организованности
3 Ходьба стайкой за учителем держась за руки: в заданном направлении (к игрушке) 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Правильное построение и знание своего места в строю Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме интерес к предмету, дисциплинированности
4 Ходьба стайкой за учителем держась за руки: между предметами 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Правильное построение и знание своего места в строю Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме интерес к предмету, дисциплинированности
5 Ходьба стайкой за учителем держась за руки: по дорожке 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Правильное построение и знание своего места в строю Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме интерес к предмету, дисциплинированности
6 Поскоки на месте на двух ногах (держа за руки или одну руку) 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Координация толчка двумя ногами Мягко приземляться я в прыжках интерес к предмету, самостоятельность
7 Бег вслед за учителем 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Правильное построение и знание своего места в строю Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме интерес к предмету, дисциплинированности
8 Прокатывание мяча двумя руками друг другу 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Координация движений двумя руками Прокатывать мяч двумя руками и ловить его интерес к предмету
2 четверть-4 ч
9 Ползание на четвереньках по прямой линии 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Знать движения в различных пространственных направлениях Ориентироваться в
пространстве интерес к предмету
10 Организация взаимодействия с оборудованием для физкультурных занятий
Совместные игры с мячом 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Что можно делать с физкультурными снарядами
Правильно захватывать мяч Различать оборудование для уроков физкультуры
Ловить мяч интерес к предмету, дисциплинированности
11 Упражнения в построении по одному в ряд 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Правильное построение и знание своего места в строю Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме интерес к предмету, дисциплинированности
12 Упражнения в ходьбе в заданном направлении 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Правильное построение и знание своего места в строю Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме интерес к предмету, дисциплинированности
13 Упражнения в ходьбе по кругу взявшись за руки 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Правильное построение и знание своего места Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме интерес к предмету, дисциплинированности
14 Бег в различных направлениях 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Движения в различных пространственных направлениях Ориентироваться в пространстве интерес к предмету, дисциплинированности
15 Ловля мяча, брошенного учителем (бросание мяча учителю) 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Правильный захват мяча Ловить мяч интерес к предмету, дисциплинированности
16 Упражнения в проползание на четвереньках под дугой 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Знать движения в различных пространственных направлениях Ориентироваться в пространстве интерес к предмету, дисциплинированности
3 четверть- 5 ч
17 Совместные с учеником игры с мячом 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Знать движения в различных пространственных направлениях Ориентироваться в пространстве интерес к предмету, дисциплинированности
18 Упражнения в построении в колонну друг за другом 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Правильный захват мяча Ловить мяч интерес к предмету, дисциплинированности
19 Упражнения в перешагивании через незначительные препятствия
(невысокие предметы) с помощью учителя 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Правильное построение и знание своего места в строю Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме интерес к предмету, дисциплинированности
20 Упражнения в прокатывании мяча двумя руками под дуги
Упражнения в прокатывании мяча двумя руками между предметами 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Последовательность движений.
Координация движений двумя руками Преодолевать различные препятствия.
Прокатывать мяч двумя руками и ловить его интерес к предмету, дисциплинированности
21 Ползание на четвереньках по прямой линии по жесту учителя 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Знать движения в различных пространственных направлениях, невербальное общение Ориентироваться в пространстве интерес к предмету, дисциплинированности
22 Упражнения в построении парами
Упражнения в перешагивании из круга в круг 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Правильное построение и знание своего места.
Последовательность движений Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме.
Преодолевать различные препятствия интерес к предмету, дисциплинированности
23 Бег между объемными модулями 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Целенаправленные действия Преодолевать препятствия интерес к предмету, дисциплинированности
24 Прыжки на месте на двух ногах 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Координацию толчка двумя ногами Мягко приземляться в прыжках интерес к предмету, дисциплинированности
25 Упражнения в прокатывании мяча двумя руками друг другу 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Координация движений двумя руками Прокатывать мяч двумя руками и ловить его интерес к предмету, дисциплинированности
26 Ползание на четвереньках по прямым линиям по словесной инструкции учителя 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Знать движения в различных пространственных направлениях, невербальное общение. Ориентироваться в пространстве интерес к предмету, дисциплинированности
4 четверть- 4 ч
27 Упражнения в построении по одному в ряд
Упражнения в переходе от ходьбы к бегу по команде 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Правильное построение и знание своего места в строю.
Упражнения в определённом ритме упражнения в определённом ритме.
Ходить и бегать в заданом ритме, выполнять простейшие задания по словесной инструкции интерес к предмету, дисциплинированности
28 Упражнения в ходьбе в заданном направлении с предметом в руках 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Последовательность движений с предметами, правила безопасности Ориентироваться в пространстве, ходить в заданном ритме интерес к предмету, дисциплинированности
29 Прыжки на месте на двух ногах слегка продвигаясь вперед
Упражнения прыжки на месте с мячом в руках 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Координация толчка двумя ногами Мягко приземлиться в прыжках интерес к предмету, дисциплинированности
30 Упражнения ловить мяч брошенный учителем.
Упражнения бросать мяч учителю 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Координация движений двумя руками Ловить мяч двумя руками.
Бросать мяч двумя руками интерес к предмету, дисциплинированности
31 Упражнения в ползании на четвереньках к предметной цели 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Знать движения в различных пространственных направлениях Ориентироваться в пространстве интерес к предмету, дисциплинированности
32 Упражнения в ходьбе по кругу взявшись за руки
Упражнения в перешагивании через незначительные препятствия 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Знать движения в различных пространственных направлениях
Правильное построение и знание своего места в строю Ориентироваться в пространстве
Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме интерес к предмету, дисциплинированности
33 Упражнения в беге в заданном направлении с предметом в руках 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Последовательность движений Ходить в заданном ритме интерес к предмету, дисциплинированности
34 Упражнения в ползании на четвереньках с перелезанием через незначительные препятствия 0,5 Индивидуальная, словесная практическая Знать движения в различных пространственных направлениях Ориентироваться в пространстве интерес к предмету, дисциплинированности
Календарно-тематическое планирование «Адаптивная физкультура» 1 класс (2 год обучения).
№ Название тем и содержание Кол- во часов по данной теме дата
1 четверть- 4 ч
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно - развивающей среде-1
1 Знакомство с физкультурным залом
Знакомство с оборудованием и материалами для уроков физкультуры 0,5
Упражнения в построении парами
2 Упражнения в построении парами 0,5
3 Ходьба стайкой за учителем держась за руки: в заданном направлении (к игрушке) 0,5
4 Ходьба стайкой за учителем держась за руки: между предметами 0,5
5 Ходьба стайкой за учителем держась за руки: по дорожке 0,5
Прыжки
6 Поскоки на месте на двух ногах (держа за руки или одну руку) 0,5
Бег
7 Бег вслед за учителем 0,5
Катание, бросание, ловля округлых предметов
8 Прокатывание мяча двумя руками друг другу 0,5
2 четверть-4 ч
Ползание и лазанье
9 Ползание на четвереньках по прямой линии 0,5
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно- развивающей среде
10 Организация взаимодействия с оборудованием для физкультурных занятий
Совместные игры с мячом 0,5
Построение и перестроения
11 Упражнения в построении по одному в ряд 0,5
Ходьба и упражнения в равновесии
12 Упражнения в ходьбе в заданном направлении 0,5
13 Упражнения в ходьбе по кругу взявшись за руки 0,5
Бег
14 Бег в различных направлениях 0,5
Катание, бросание, ловля округлых предметов
15 Ловля мяча, брошенного учителем (бросание мяча учителю) 0,5
Ползание и лазанье
16 Упражнения в проползание на четвереньках под дугой 0,5
3 четверть- 5 ч
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно- развивающей среде
17 Совместные с учеником игры с мячом 0,5
Построение и перестроения
18 Упражнения в построении в колонну друг за другом 0,5
Ходьба и упражнения в равновесии
19 Упражнения в перешагивании через незначительные препятствия
(невысокие предметы) с помощью учителя 0,5
Катание, бросание, ловля округлых предметов
20 Упражнения в прокатывании мяча двумя руками под дуги
Упражнения в прокатывании мяча двумя руками между предметами 0,5
Ползание и лазанье
21 Ползание на четвереньках по прямой линии по жесту учителя 0,5
Построение и перестроения
22 Упражнения в построении парами
Упражнения в перешагивании из круга в круг 0,5
Бег
23 Бег между объемными модулями 0,5
Прыжки
24 Прыжки на месте на двух ногах 0,5
Катание, бросание, ловля округлых предметов
25 Упражнения в прокатывании мяча двумя руками друг другу 0,5
Ползание и лазанье
26 Ползание на четвереньках по прямым линиям по словесной инструкции учителя 0,5
4 четверть- 4 ч
Построение и перестроения
27 Упражнения в построении по одному в ряд
Упражнения в переходе от ходьбы к бегу по команде 0,5
Ходьба и упражнения в равновесии
28 Упражнения в ходьбе в заданном направлении с предметом в руках 0,5
Прыжки
29 Прыжки на месте на двух ногах слегка продвигаясь вперед
Упражнения прыжки на месте с мячом в руках 0,5
Катание, бросание, ловля округлых предметов
30 Упражнения ловить мяч брошенный учителем.
Упражнения бросать мяч учителю 0,5
Ползание и лазанье
31 Упражнения в ползании на четвереньках к предметной цели 0,5
Ходьба и упражнения в равновесии
32 Упражнения в ходьбе по кругу взявшись за руки
Упражнения в перешагивании через незначительные препятствия 0,5
Бег
33 Упражнения в беге в заданном направлении с предметом в руках 0,5
Ползание и лазанье
34 Упражнения в ползании на четвереньках с перелезанием через незначительные препятствия 0,5