Получи документы

Методика развития детской субъектности на логопедических занятиях (5 фото)

Елена Туганаева
Методика развития детской субъектности на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Если заглянуть словарь синонимов, можно прочитать: Субьектность- личность, индивидуальность, самостоятельность, автономность, самобытность, особенность, личная идентичность, самодостаточность, независимость.

Методика развития детской субъектности на логопедических занятиях

Субъектность стоить рядом с такими понятиями, как воля, авторство, творчество, действия по собственному замыслу, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, самоорганизация, преодоление трудности, доведение до результата, внутренний стержень, умение принимать решение лидерства.

Фото №1 Если заглянуть словарь синонимов можно прочитать Субьектность личность индивидуальность самостоятельность автономность самобытность особенность личная идентичность самодостаточность независимость

Что же помогает развить детскую субьектность? Помогает ребенку стать полноправным и заинтересованным участником коррекционного процесса. занятия

Фото №2 Что же помогает развить детскую субьектность Помогает ребенку стать полноправным и заинтересованным участником коррекционного процесса

Учитель сам должен быть субъектным для развития детской субъектности. Это означает, что педагог относится не только к себе как к субъекту собственной деятельности, но и к воспитанникам как к субъектам их собственной деятельности.

Некоторые аспекты, которые помогают логопеду развивать детскую субъектность:

- Учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей. Это влияет на процесс деятельности, в котором вырабатываются и закрепляются качества личности, в том числе субъектность.

- стараться предоставлять ребёнку самостоятельность на всех этапах его деятельности. Важно, чтобы он чувствовал себя успешным от самостоятельных действий и полученного результата.

- Создавать ситуации, в которых ребёнок может принимать решения

- Помогать ребёнку осмыслить, для чего ему нужны занятия. Понять, какую пользу приносит учёба и как развивает его.

Субъектность при обследовании ребенка

Уже при первой встрече с ребенком мы можем обратить внимание и найти то, как мы, даже при обследования можем использовать интерес ребенка.

То есть использовать интерес ребенка, как стимульный материал к логопедическому обследованию. Например, ребенок приходит к нам в яркой футболке. Вот и стимульный материал.

Обследование начинается с беседы с ребенком. «Как тебя зовут?» «Сколько тебе лет? «Как зовут маму?» Папы бывают не у всех, поэтому корректнее спросить «С кем ты живешь?» Если ребенок называет папу, тогда спрашиваем «Как зовут папу?» Например, у ребенка есть брат или сестра. Спрашиваем «Как зовут брата (сестру?» «Сколько лет брату (сестре?» Ребенок может не знать сколько лет брату, но мы можем выяснить, что брат ходит в школу. Выясняем: «Как ты думаешь, кто старше? Ты или брат?

А далее можно спросить: «А что это такое у тебя тут на футболке?

.Когда взрослый человек обращает внимание на какую то деталь, на какой то предмет что есть у ребенка, для ребенка это большая важность.

Подвести к зеркалу, показать «Какая футболка великолепная! Где ты взял вообще такую футболку? Ребенку важно рассказать что у него на футболке, а нам важно услышать его речь.

- Давай посмотрим, кто тут у тебя? (ребенок перечисляет кто есть на футболке (слон, носорог, тигр, жираф)

- назовем, это все кто? (классификация) Животные жарких стран

- что есть у слона (хобот, уши, ноги, бивни)

- это большой слон, а маленький кто, как мы скажем ласково? (слоненок)

Давай посчитаем, сколько слонов у тебя? (согласование с числительными)

- а ты знаешь как называется детеныш слона?

- а что делает слон? (бегает, ходит, срывает бананы, посыпает себя песком)

Посмотри, у тебя и тигр есть? Посмотри, у тигра полоски. Значит какой он? (полосатый)

У тигра лапа. Это чья лапа? Тигринная.

А чей хвост? Тигринный. (проверяем притяжательные прилагательные)

Как называется детеныш тигра? А как называется детеныш носорога? (дети придумывают «маленький носорог», «носорожек». Интересно, а как мы можем узнать? (из книжки, из интернета, маму спросим)

- детеныш носорога называется теленок.

-Спрячем слона. Нет кого? Нет слона, нет тигра, нет жирафа, нет носорога.

То же самое про футболку с лисой. (где живет? А кто еще живет в лесу? Как называются детеныши лисы? Какого цвета лиса? Части тела лисы. Чей хвост (лисий). Можно вспомнить какую нибудь сказку про лису. Например, в сказке «Колобок» есть герой лиса.

Вот и стимульный материал, который исходит от ребенка. А он об этом даже не знает, что является таким вот материалом для исследования, для разговора.

Честно сказать, так бывает не всегда, чтобы были интересные принты, чаще дети носят одежду с современными героями, которые понятны детям, но непонятны нам взрослым. Но встречаются и такие вот «говорящие» футболочки, толстовочки.

«Говорящая» предметно – пространственная среда

Технология «Говорящая среда» разработана Юлией Валерьевной Илюхиной

Это развивающая предметно-пространственная среда созданая для развития индивидуальности каждого ребенка, с учетом его возможностей, уровня активности и интересов для осуществления полноценной коррекционной, самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности.

Технология «Говорящая среда» выражается в возможности:

- высказываться, т. е. формулировать каждому ребенку свою мысль, например высказывать идеи, предложения по теме и не только…;

-интерактивное пространство - это пространство, где ребенок выбирает себе место поработать, создать своё авторство или выполнить задание по схеме, карточке-подсказке;

- «следы детской деятельности» – они выражаются в «подписывании» и «датировании» детских работ, оформлении атрибутов и пособий, рисунков, работа в тетрадях, на карточках с заданиями

- выбор места для трансляции своего продукта деятельности– лески с прищепками на стене, ленточки с зажимами, боковые стенки шкафов, мольберты, растяжки из ниток;

«Говорящие» стены. На стенах кабинета на уровне роста ребенка используются зеркальные панели для создания пространства для детей. Дети выбирают пространство для артикуляционной гимнастики. Могут выполнять артикуляционную гимнастику не только сидя перед большим зеркалом, но используя маленькие переносные зеркала или стоя перед зеркальной панелью на стене.

Ребенок занимается не только сидя за столом, но может выполнять задания рисуя маркером на магнитной маркерной доске схемы предложений, звуковые схемы, печатать слоги.

«Говорящие» столы. На столах у детей лежит прозрачная пленка, так называемое «гибкое стекло». Дети рисуют маркером предметы с определенным звуком. Могут рисовать запутанные дорожки и произносить при этом автоматизируемый звук. Например, «ЛЛЛЛ» «РРРР»

Рисовать и проговаривать звуки, соединяя буквы и слоги.

Вести дорожку к определенной букве. «РРРРР – А» «РРРР – о»

Рисовать предметы с определенным звуком.

Гибкое стекло дает возможность легко удалять и заменять рисунки.

«Говорящий пол» Если позволяет пространство кабинета, с помощью гибкого стекла можно сделать игры на полу. Используя изоленту или цветной скотч прозрачный лист делится на девять ячеек. Каждая ячейка нумеруется.

Дети могут рисовать предметы с определенным звуком в разных направлениях, размещаясь с любой стороны листа. Так на первой фотографии ребята вспоминали слова с звуком «Л»: лошадь, ложка, луна, лопата…

На второй фотографии дети рисовали предметы с звуком «Р», а затем под каждым рисунком составляли слоговую схему.

Пособие используется для рисования и подбора слов с определенным звуком. Создает игровую ситуацию для закрепления фонематического восприятия.

Так же пособие используется для изучения лексических тем. В каждой ячейке располагается лексическая карточка. Гибкое стекло защищает предметные картинки для многоразового использования.

Дети находят предметы под цифрами, развивая глазодвигательные функции. «Что под цифрой 5? Какой предмет под цифрой 3?»

Часто у детей имеются проблемы с определением лево-право, верх – низ. Это пособие помогает формировать пространственные представления.

Например, дети определяют, что вверху, что внизу, что слева, что справа.

Потом задание усложняется, дети определяют, что справа вверху, слева внизу,

- что над стулом, что между столом и кроватью.

Дети учатся определять местоположение предмета при перемещении. Например, если ребенок стоит прямо, то карточка дивана расположена слева внизу, а если ребенок встанет с правой стороны, то карточка дивана окажется слева вверху относительно ребенка.

В кабинете такое пособие может находится на столе. Дети определяют «лево – право» с помощью цветных ладошек. На правой ладошке буква «П», на левой буква «Л». Дети прикладывают ладошки для определения сторон

Понятие «Время». Часы используются для контроля времени выполнения упражнений.

На занятиях используются песочные часы: 1 мин, 2 мин., 3 мин, 5 мин., 10 мин. Дети получают понятие длительности времени, что можно сделать за 1 минуту, а что выполнить за 3 минуты. Время дисциплинирует. Песочные часы помогают ограничить время.

Дети сами выбирают количество время для выполнения задания или для выполнения артикуляционной гимнастики. Например, выбрали 1 мин – нет, времени не хватило, не успели выполнить все упражнения.

4. Логопедическая тетрадь как форма совместной деятельности.

Начинается работа с артикуляционной гимнастики, которую дети прорисовывают самостоятельно. Дети раскрашивают и прорисовывают упражнения, что делает их более интересными. Дети прорисовывают стрелочки для последовательности выполнения упражнений, так дети помнят, какие упражнения нужно выполнять.

Постановка и автоматизация звуков

Дети выбирают свои символы для постановки звуков. Так же как на гибком стекле, дети самостоятельно придумывают и рисуют символы звуков. (машина едет «РРРРРРР», самолет летит «ЛЛЛЛЛ»)

Рисуют слова с определенным звуком.

Например с «Р» в начале слова: рыба – радуга – ромашка – рот – розетка – рука – ракета – рысь – робот

Звук «Р» конце слова: топор – забор – комар –мухомор – шар – катер –помидор – сыр – светофор

Дети раскрашивают картинки по желанию

Так же ребенок нарисовав картинки с автоматизируемым звуком может тут же составить предложения с этими словами

- у Егора топор, Егор красит забор, Егор нашел мухомор, Егор ест помидор…

- может разделить слова на слоги и составить слоговые схемы

Подобрать слова на заданный звук в разных позициях и нарисовать схемы положения звука в слове

- согласовать числительные с существительными, большой – маленький, один – много.

Рисуются и проговариваются притяжательные фразы и сложносочиненные предложения

Примеры притяжательных фраз: "у Жанны жук – это Жаннин жук", "у Жени жбан – это Женин жбан".

Сложносочиненные предложения: "у Луши ложка, а у Володи лодка".

Ребенок самостоятельно составляет предложения и прорисовывает их. Формируется умение составлять предложения и схемы предложений.

Примеры: "Мила шла-шла-шла, лук нашла".

- Автоматизация звуков в словах: "забор-забор-топор".

Прорисовывание и проговаривание чистоговорок:

«Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход, в дымоходе чернота, отыщи-ка там кота»

Таким образом, автоматизация. звуков происходит через игровые моменты и самостоятельную работу ребенка.

Как вы заметили, дети выражают себя через творчество, в основном через рисунки, печатание знакомых букв

* Логопедические занятия формируют у детей потребность в рисовании.

* Дети учатся рисовать самостоятельно.

* Один ребенок может помочь другому, если тот не рисует.

* Дети изображают предметы так, как они их видят.

* На занятиях используется простой карандаш для создания четкого образа.

* Дети раскрашивают свои рисунки по желанию.

* Цвет добавляется при формировании фраз.

* Дети укладывают предметы в квадраты, чтобы они не повторялись, что помогает развивать комбинаторность.

* Задания могут быть как на звукопроизношение, так и на лексические темы.

Игровые пособия созданные детьми

Пособие для развития дыхания «Вертушки» Дети самостоятельно вырезают круг – шаблон для «вертушки», рисуют в центре картинку, что им нравится. У кого-то это будет солнышко, у кого-то бабочка, птичка, кошка, лисичка…. Потом с этим пособием они могут заниматься дома или оставить в кабинете логопеда для других ребят.

Фото №3 Учитель сам должен быть субъектным для развития детской субъектности

Пособие для активизации мышц артикуляционного аппарата «Бусинки» Дети сами выбирают цвет бусинок, какой им нравится, нанизывают на эластичную нить. У каждого ребенка свои индивидуальные бусинки. С помощью этого тренажера можно выполнять упражнения для укрепления кончика языка: поднимать бусинки вверх, крутить кончиком языка «как киска лакает молоко»

Игра для автоматизации звуков «Звуковой фотоаппарат» Фотоаппараты я напечатала и наклеила на плотную бумагу, а на пленке – бумажных лентах дети рисуют картинки с автоматизируемым звуком. Так, например, девочка вспоминала и рисовала слова с звуком «С»

Игра «Лабиринт» А бывает, что дети делают сами речевые игры дома и в свободной деятельности. Так, мальчику понравилось играть на занятии в игру «бродилку». Он нарисовал дома свой лабиринт с словами с звуком «Р», и показал маме как играть.

Так вовлекая ребенка в деятельность, заряжая его своей поддержкой, зарождается и развивается субъектная позиция. Эти качества создают благоприятные условия для стимулирования внутренних проявлений личности.

Фото №4 Это означает что педагог относится не только к себе как к субъекту собственной деятельности но и к воспитанникам как к субъектам их собственной деятельности
Публикации по теме:

Значение ритуалов на логопедических занятияхЗначение ритуалов на логопедических занятиях «Магия ритуалов» на логопедических занятиях Подобно тому, как наши предки верили, что могут влиять на погоду, совершая «магические» действия,.

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

Прием «Живая кукла» на логопедических занятияхПрием «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» – отличный способ разговорить даже самого застенчивого ребёнка. С её помощью можно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методика развития детской субъектности на логопедических занятиях
Опубликовано: 19 января 2025 в 17:01
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика развития детской субъектности на логопедических занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Елена Туганаева (УИ 545418) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
Вот какие у нас сосульки!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД