Елена Силуянова
«Как звучит Самарский край». Конспект музыкального занятия с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
с детьми подготовительной к школе группы
по музыкальному развитию
«Как звучит Самарский край»
Разработала:
Музыкальный руководитель
высшей педагогической категории
Силуянова Елена Викторовна
Цель: формирование представлений о культурном наследии своего города через восприятие музыки.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с элементами боди перкуссии;
- познакомить детей с произведением Д. Шостаковича «Вальс Шутка» из альбома «Танцы кукол».
Развивающие:
- развивать чувство ритма;
- развивать музыкальную память.
Воспитательные:
- прививать любовь к родному краю;
- воспитывать умение договариваться друг с другом в импровизации.
Материалы и оборудование: фотографии памятника Д. Шостаковича в г. Самара, Молодецкого Кургана, государственной Филармонии г. Самара; портрет Д. Шостаковича; фонограммы песни «Про любимую Самару» муз. М. Белоцерсковской, сл. И. Якуши, «минус» «Есть на Волге утес» слова и музыка: А. Навроцкого, «Вальс Шутка» Д. Шостаковича; жилетки синяя и зеленая, голубой шарфик; музыкальный центр, фортепиано.
Предварительная работа: разучить слова песни «Про любимую Самару».
Ход занятия.
Вводная часть.
Дети входят в музыкальный зал под музыку и обращают внимание на фотографии.
Музыкальный руководитель приветствует детей, знакомится с ними, предлагает рассмотреть изображения и понять - что их объединяет.
Все достопримечательности Самарского края.
Основная часть.
Памятник Дмитрию Шостаковичу.
Музыкальный руководитель рассказывает почему памятник установлен именно в сквере Театра оперы и балета.
Д. Шостакович – композитор, писавший произведения как серьезные и взрослые, так и детские. У него было двое детей - Галина и Максим. В них он души не чаял. И конечно, хотел, чтобы дочка и сын тоже были музыкантами. Но Галя больше любила считать и музыкой не увлекалась, а вот Максиму нравилось играть на фортепиано.
Подбадривая сына в обучении, Шостакович, взял за основу некоторые весёлые мелодии гениально преобразовал их в семь разнохарактерных пьесок. Одну из них мы сейчас прослушаем и сами догадаемся как называется весь альбом.
Слушаем «Вальс Шутка» из альбома «Танцы кукол».
Беседа о произведении.
«Танцы кукол». Такое забавное название получил сборник замечательных детских пьесок, автором которого является Дмитрий Дмитриевич Шостакович. А танец, который прослушали мы сегодня – Вальс Шутка.
Эту музыку исполнял один инструмент или оркестр?
А если бы не было музыкальных инструментов под рукой, смогли бы мы с вами, к примеру, исполнить музыкальное произведение?
Что нам пригодится для этого?
А что если мы сейчас попробуем озвучить Танец кукол?
Исполнение «Вальса Шутки» с элементами боди перкуссии.
Молодецкий куран
Рассмотрим следующее изображение. Может кто то из вас был в этом месте с родителями?
Это Молодецкий курган. Немало легенд сложено о нем. Одну из них мы можем воспроизвести прямо сейчас. Кто хотел бы поучаствовать?
Прежде чем мы приступим, нам необходимо выбрать персонажей: Волгу, Молодца и Каспия (Каспийское море).
Выбор детей.
Все остальные ребята у нас будут скалами – дружиной Молодца и густыми лесами – деревцами и стройными кустарниками.
Задача всех артистов – изображать те действия, которые я буду озвучивать, и двигаться в соответствии с характером звучащей музыки.
Инсценировка Легенды.
(звучит музыка)
Своенравна, как все красавицы, горда и вольнолюбива Волга.
Появляются Волга и Молодец.
Волга танцует с гордо поднятой головой.
Хорош собой и Молодец. И высок, и силушкой не обижен - сколько бурь ни проносились над ним, выстоял, сколько молний ни обжигало его каменную грудь, все ему нипочем. А уж о верности и говорить нечего - от зари до зари готов был глядеться Молодец в светлые очи Волги.
Но не люб он был красавице. Уж больно молчалив: веками словечко не обронит. Да и на подъем тяжел - столетьями стоит, не шелохнется.
Молодец рядом двигает корпусом под музыку, не меняя положение ног. Не сводит глаз с Волги.
Девочки с мест начинают танцевать вокруг Молодца.
То ли дело - седовласый Каспий! И мудр и величав. Лишь только ветром жарким пахнет на него пустыня, тотчас заколышется, забурлит, разгуляется - ни одному молодцу с ним тогда не потягаться.
Каспий появляется, подхватывая Волгу и кружа в танце.
Плывут ли над Волгой пушистые облака, звезды в нее смотрятся — все думает Волга о встрече с могучим Каспием.
Каспий и Волга танцуют по разные стороны от Молодца и девочек.
И решилась однажды Волга: кинулась навстречу Каспию через леса и долины. Увидел это могучий Молодец и бросился наперерез красавице с верной своею дружиною. Тяжко пришлось Молодцу, за века крепко прирос он к месту. Шаг ступит - скалы с плеч рушатся, еще раз переступит - земля вокруг трещинами идет, холмы образуются.
Волга начинает прорываться сквозь девочек.
Молодец, зовет парней. Они стеной встают, но с каждым шагом в сторону, мальчики по очередно приседают.
И все же успел Молодец; преградил он дорогу Волге, каменной своей грудью.
Разбурлилась, вспенилась Волга, но видит - не пробиться ей, силушки не хватает, не вырваться из плена. И решила тогда она схитрить. Приласкалась обманщица к великану, речами, сладко журчащими, усыпила его со дружиною, и по-кошачьи, тихо, крадучись обогнула спящих, убежала - таки к далекому Каспию.
Волга отступает.
Обходит Молодца и дружину, руками как бы гладя и усыпляя.
Подходит к Каспию, берет за руку и убегают.
Много веков минуло с той поры. Обратился в Молодецкий курган, крепко уснувший Молодец, лесом поросла его очаровательная дружина, Вечен их сон. Так вот и появились на свет Жигули. Девочки кладут головы на плечи парней и молодца.
Поклон. Дети садятся на места.
Филармония
Вернемся снова в город. Что здесь нас ждет? Что это за место? Для чего оно?
Мы с вами тоже артисты и можем выступить на сцене, исполнив песню. А так как мы сегодня говорим о Самаре, предлагаю спеть песню именно о ней.
Песня «Про любимую Самару»
Заключительная часть.
Вот и закончилось наше небольшое путешествие по Самарскому краю.
В каких местах мы были?
Что было самое интересное?
Кому можно рассказать о нашем сегодняшнем приключении?
Спасибо вам, ребята, за компанию. До новых встреч!