Воробьева Татьяна Николаевна
Самообразование «Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя МАДОУ ДСКН№1 г. Сосновоборска Воробьевой Татьяны Николаевны (2017 – 2019 учебный год).
Тема: «Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность
Речь – это существенный элемент человеческой деятельности, который позволяет человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
В последние годы отмечается увеличение количества детей, которые имеют различные речевые нарушения. Дети испытывают дефицит речевого общения. Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую для себя информацию дети вместе с родителями черпают в интернете. Они мало общаются, речевой опыт детей ограничен, а языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна и малословна. Речевое обследование детей моей группы показало ряд сложностей в развитии связной речи.
Работая с детьми я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память и снижено внимание. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности, с трудом планируют любые ее виды, не охотно выполняют задания и часто отвлекаются. В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихотворения, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приемами и методами запоминания. Все это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.
Основываясь на особенность развития наглядно-действенного мышления детей, я решила использовать в своей работе по развитию связной речи метод наглядного моделирования. Согласно источникам, данный метод позволяет детям эффективнее воспринимать и преобразовывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее. Особенностью этой методики является не изображение предметов, а символов, что облегчает поиск и запоминание слов.
Цель: выявить эффективность использования приемов наглядного моделирования в развитии связной речи у детей.
Задачи:
1. повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
2. изготовить и подобрать методический материал (пособия для использования в образовательных ситуациях);
3. способствовать формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
4. сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении;
5. развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения;
6. развивать умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели;
7. обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.
Этапы работы:
1 этап - диагностический:
Содержание работы
* Подбор методов и методик.
* Постановка проблемы.
* Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
Практические выходы:
1. Результаты диагностики.
2. Психолого-педагогическая, методическая литература.
3. План по самообразованию.
2 этап – прогностический:
Содержание работы
* Определение цели и задач работы над темой.
* Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
* Прогнозирование результатов.
Практические выходы:
1. Составление перспективного плана по развитию связной речи детей с использованием метода наглядного моделирования.
3 этап – практический:
Содержание работы
* Внедрение передового практического опыта; система мер, направленных на решение проблемы.
* Формирование методического комплекса.
* Корректировка работы.
Практические выходы:
1. Консультации и памятки для родителей.
2. Составление картотеки игр и наглядных материалов для работы с детьми (авторское пособие, картинки, план - схемы, пиктограммы, мнемотаблицы и др.)
3. Организация занятий согласно перспективному плану.
4 этап – обобщающий:
Содержание работы
* Подведение итогов.
* Оформление результатов работы по теме.
* Представление материалов.
Практические выходы:
1. Оформление опыта работы.
2. Подборка материалов и составление картотеки по лексическим темам.
5 этап – внедренческий:
Содержание работы
* Использование опыта в процессе дальнейшей работы.
* Распространение опыта.
Практические выходы:
1. Выступление на педагогическом совете.
2. Публикация материала на сайте
Литература:
1. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М. : АРКТИ, 2002. — 144 с.
2. Куцина Е. В., Созонова Н. Н. Готовимся к школе. Тетрадь 9. Учимся пересказывать (для детей 5- 7 лет). – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2014. – 80 с.
3. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. — М., Центр педагогического образования, 2009. — 80 с.
4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. — М., Центр педагогического образования, 2009. — 96 с.
5. Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.
6. Ткаченко Т. Д. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск №2. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2003-24с. + 8с. цвет, вклейка.
7. Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры. Упражнения. Методические рекомендации. Книга для воспитателей детского сада и родителей. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Сфера, 2009. — 208 с.
8. интернет источники