Ирина Берсенева
Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование связной речи детей
старшего дошкольного возраста».
Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей.
Для усвоения грамматических правил в дошкольном возрасте необходимо формирование базы, под которой подразумеваются:
Публикация «Консультация для воспитателей логопедических групп „Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Достаточно богатый и правильно систематизированный словарный запас (при правильном понимании смыслового значения слова);
Устойчивое владение грамматическими нормами языка в устной речи.
Для наиболее быстрого обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов, ребенка необходимо обучить навыкам словообразования и словоизменения - сторон грамматического строя речи.
Словообразование – образование от однокоренных слов новых, приобретающих новый смысл (кастрюля – кастрюлька).
Словоизменение – изменение слов по различным грамматическим категориям: родам, числам, падежам, временам, без изменения основного значения слова (стол, столы, столом).
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры.
Игры для расширения словарного запаса
1. «Что происходит в природе»
Солнце (что делает) – светит, греет и т. д.
Ручьи (что делают) – бегут, журчат и т. д.
Птицы (что делают) – прилетают, вьют гнёзда, поют и т. д.
2. Игра с мячом «Подбери признак»
Сапоги (какие) – новые, кожаные и т. д.
Платье (какое) – дорогое, красивое и т. д.
3. Игра с мячом «Что делают эти животные?»
Утка – летает, плавает, ныряет, крякает …
Кошка – мурлычет, мяукает, крадётся, умывается …
4. Игра «Кто может совершать эти движения?»
Идёт – человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога
Бежит – человек, животное, ручей, время …
Летит – птица, самолёт, время, телеграмма, ракета, бабочка, муха, стрекоза, спутник …
5. Игра с мячом «Один – много»
Стул – стулья
Ухо – уши
Рукав – рукава
6. Игра с мячом «Назови ласково»
Дом – домик
Сумка – сумочка
Яблоко – яблочко
7. Игра с мячом «Наоборот»
Чистый – грязный
Новый – старый
Быстрый – медленный
8. Игра «Магазин»
Есть вафли – нет вафель
Есть помидоры – нет помидоров
Есть фрукты – нет фруктов
9. Игра «Весёлый счёт»
Одна кукла, две куклы, … пять кукол
Одно кресло, два кресла, … пять кресел
Один огурец, два огурца, … пять огурцов
10. Игра «Я любуюсь»
Я любуюсь деревьями
Я любуюсь облаками
Я любуюсь листьями
11. Игра «Скажи иначе»
Голые деревья – нагие, лысые, обнаженные и т. д.
Птицам не хватает еды – корма, пищи, пропитания и т. д.
Осенью путь птиц на юг долгий — тяжелый, трудный, сложный и т. д.