Елена Потапова
Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации звуков. Участие дошкольников в спектакле и в театрализованных играх в детском саду положительно влияет на развитие и совершенствование речи. В процессе театрализованных игр у детей формируется навык уверенного общения в коллективе.
Театрализованные игры решают задачи коррекционно – развивающей работы:
Публикация «Из опыта работы — „Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста“ (часть 2)» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Пальчиковый театр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
развивают у дошкольников артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, речевое дыхание;
расширяют словарный запас;
способствуют совершенствованию монологической и диалогической речи;
развивают общую и мелкую моторику, координацию движений;
способствуют снятию мышечного напряжения, формированию правильной осанки.
Игра является для ребёнка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных ситуаций. Пальчиковый театр отличный помощник в общении с ребёнком!
Для достижения наибольшего эффекта в упражнениях по развитию мелкой моторики пальцев рук должны сочетаться движения сжатия, растяжения, расслабления, использоваться изолированные движения каждого из пяти пальцев. Театрализованная деятельность организуется поэтапно.
Сначала я знакомлю детей с произведением и распределяю роли. При этом учитываю не только возраст, но и личные пожелания детей. Далее я «подгоняю» роль под определённого ребёнка и разучиваю с этим ребёнком текст. «Подгонка» роли заключается в замене слов с учётом звукового наполнения, упрощении фраз. Но этого я не делаю, когда знакомлю воспитанников с произведением.
Следующий этап – подготовка оборудования и атрибутов: билетов, персонажей пальчикового театра, афиши, декораций. К этому процессу я привлекаю детей с учётом их возрастных возможностей, и родителей.
Прежде чем приступить непосредственно к постановке пьесы, мы читаем или прослушиваем аудиозаписи, вместе с детьми, обсуждаем сюжетные линии, поступки героев, определяем актёров.
Также важно подобрать музыкальное сопровождение. В выборе музыки могут участвовать дети старшего дошкольного возраста. Целесообразно их привлекать и к исполнению музыкальных отрывков в ходе театрализованной деятельности.
Особое внимание уделяю репетиционному этапу. Важно, чтобы дети не уставали и не теряли интерес к деятельности. Сначала провожу репетиции индивидуально, затем в малых группах по 3 – 4 человека. На репетициях, помимо текста, мы разучиваем с детьми мимику, жесты, походку своих героев.
В качестве тренировки использую некоторые упражнения с куклой: надевание куклы на пальчик, повороты куклы вправо, влево, покачивание куклой из стороны в сторону.
В театрализованной деятельности центральное место занимает – добровольное участие детей. Поэтому очень важна мотивация участников.
Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в театральную деятельность. Необходимо, чтобы каждый ребёнок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.
Не все дети сразу включаются в игру. С учётом индивидуальных особенностей детей следует начинать деятельность с тем, кто быстрее откликается на приглашение взрослых. При этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру, остальных ребят.
От степени психологического комфорта детей непосредственно зависит их активность, глубина эмоциональной включённости.
Для решения поставленных задач мной была выбрана партнёрская форма
занятия. Позиция взрослого динамична если у ребёнка что – то не получается можно подсесть к нему, при этом все дети будут в поле зрения.
Чтобы театрализованная деятельность была результативной, привлекаю к её организации всех специалистов ДОУ. При этом каждый специалист выполняет свои функции.
- Инструктор по физической культуре развивает физические характеристики исполнителей ролей: общую координацию, пластичность, правильную осанку и походку. Эти навыки он закрепляет посредством подвижных игр.
- Музыкальный руководитель ставит детям голос так, чтобы он соответствовал роли. Для этого определяет нужную высоту и тембр. Затем подбирает соответствующие характеру и темпераменту персонажа музыкальные отрывки, ритмические упражнения с переключением внимания. Кроме того музыкальный руководитель прослушивает с детьми мелодии и обучает самостоятельно их воспроизводить.
- На воспитателя и логопеда ложится основная нагрузка.
Я сначала читаю детям художественное произведение. Во время беседы мы обсуждаем сюжет, героев, их характеры, отдельные эпизоды. Чтобы закрепить полученную информацию на занятиях по изобразительной деятельности: мы с детьми лепим, рисуем героев, делаем индивидуальные и коллективные аппликации по мотивам произведения. В ходе изобразительной деятельности дети представляют действие в цвете, различных формах, «прощупывают» его. Затем провожу пальчиковые игры для развития мелкой моторики и соотнесения речи с движением.
Дети обращаются к произведению и на занятиях. Например, изучая диких и домашних животных и птиц, дети запоминают их виды, названия, учатся правильно называть детёнышей. Так, в процессе подготовки к индивидуальным выступлениям они расширяют словарный запас по данной и смежным темам.
- Логопед: проводит работу по развитию речи, используя специальные приёмы и упражнения:
артикуляционную гимнастику, связанную с развитием дикции (например: «Покажите, как волк скалит клыки», «Как дышит собачка, высунув широкий язычок»);
упражнения для развития интонационной выразительности речи (в младшем возрасте проводится со звукоподражанием);
логоритмические упражнения без музыкального сопровождения;
коррекционно – развивающие игры:
- на развитие памяти, расширение словарного запаса (дети играют в игры «Скажи, какой», «Подскажи словечко», отгадывают загадки);
- на развитие слухового восприятия (например: «Узнай по описанию героя сказки», «Нарисуй по описанию);
- на развитие логического мышления: что сначала, что потом;
- на словоизменение и словообразование;
- на образование звукослоговой структуры («Прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса»);
- на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, пальчиковый театр): когда ребёнок «работает» с куклой, он совершенствует мелкую моторику и координацию движений, несёт ответственность за её управление, становится внимательным;
Упражнения для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы;
Театральные этюды; они схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединённых сюжетом (например: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»).
Таким образом, разучивая разные роли, ребёнок учится правильно и чётко проговаривать слова, а также управлять интонацией, мимикой, жестами. Автоматизация звуков происходит естественным путём, не утомляя ребёнка.
На заключительном этапе организую общую игру – драматизацию.
Важное место в подготовительной работе отвожу, тренировке основного механизма нашего театра - пальцев.
Но чтобы достичь результата, нужно организовать данную работу с детьми поэтапно и привлекать разных специалистов ДОУ.
Развитие театрализованной деятельности, накопление эмоционально – чувственного опыта у детей, это длительная работа, которая требует и участия родителей.
Родители – активные помощники в организации образовательного процесса. Нельзя добиться хороших результатов в решении задач развития речи, если они не решаются совместно с семьей. Я постаралась максимально привлечь родителей к активному участию, добилась полного осознания проблемы и активного стремления. Родители помогают в изготовлении атрибутов пальчикового театра. Совместно с родителями разыгрываем представления, сценки пальчикового театра: «Хитрый ёжик», «Про двух гусят», «Кража». Всё это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает родителей и детей. Со слов детей я узнала, что во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса, сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей, позволяет лучше понимать друг друга.
Создала с участием родителей для проведения самостоятельно – игровой деятельности игрушки пальчикового театра, побуждаю детей играть с куклами пальчикового театра.
Сделала картотеку пальчиковых игр.
Активизации интересов способствуют тематические вечера «Путешествие в сказочную страну»; «В мире много сказок – добрых и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них»; «Петрушкин цирк»; «В гостях у Лешего», в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родители получают возможность наблюдать за своими детьми, также родители обучаются различным видам деятельности, которыми можно будет заниматься дома.
Таким образом, привлечение родителей создаёт дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса, и реализуется индивидуальный подход в развитии личности ребёнка.
Провела анкетирование родителей: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста», консультации: «Значение пальчикового театра в развитии речи детей дошкольного возраста», «Руки мамы и мои ручонки» - значение мелкой моторики; «Сказка творит чудеса»; «Значение пальчиковых игр для развития речи детей?»; «Пальчики помогут говорить»; «Развиваем пальчики, стимулируем речевое развитие»; «Развитие речи: нравов в кругу семьи»; «Развиваем руки»; «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности».
Работая по этому направлению, составила перспективное планирование.
Использование пальчиковых игр развивает координацию движений, совершенствует деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.
К концу года пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.
Воспользовалась пособием «Результаты итогового мониторинга образовательного процесса», автор – составитель Верещагина Наталья Валентиновна. По этому пособию составила диагностику речевого развития ребёнка, в подготовительной к школе группе.
Чтобы выявить степень развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста, я провела мониторинг речевого развития экспериментальной и контрольной групп.
Мониторинг речевого развития детей экспериментальной и контрольной групп.
группы 2015 – 2016 учебный год 2016 – 2017 учебный год
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Экспериментальная 49 31 20 57 30 13
Контрольная 30 43 27 33 45 22
По итогам начального контроля знаний, умений и навыков, который проводился с целью – определить уровень развития речи детей, с которым они пришли на занятия по данному профилю деятельности, можно сделать следующий вывод: 75% детей имели низкий уровень, 25% средний уровень.
В результате работы у детей экспериментальной группы расширился словарный запас, появился темп ритмической организации высказывания, совершенствуется умение отвечать и задавать вопросы, вести диалог, формируется умение составлять рассказы.
Речь детей стала связной, выразительной, обогатился словарный запас, уровень коммуникативных способностей стал выше по сравнению с началом года
Дети овладели техникой управления куклами пальчикового театра, научились внимательно слушать своего партнера, вовремя подавать реплики, сочинять небольшие сказки, в которых сопровождают кукол песенкой. Через театрализованную игру дети освоили:
Невербальные средства общения (жесты, мимику, движения)
Дети научились выражать свои эмоции и понимать чувства других.
У детей появился интерес к театру как к виду искусства.
Появилась потребность в занятиях.
Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у детей формируется память, мышление, воображение и внимание.
Заключение
Опыт работы по развитию связной диалогической речи детей дошкольного возраста средствами пальчикового театра в детском саду позволяет сделать следующие выводы:
1. Пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, памяти, внимания, вырабатывают ловкость умение управлять своими движениями, помогают, дошкольникам справится с застенчивостью. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют и ускоряют процесс речевого развития ребёнка.
2. Театрализованные игры являются играми представлениями. В них с помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, поза, создаются конкретные образы.
Благодаря театральным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях.
Кроме того, театрализованная деятельность улучшает степень речевого развития детей.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к театрализованной деятельности. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, оригинально импровизировать, подбирать слова.
В начале учебного года 75% детей повторяли несложные пальчиковые упражнения, но при этом их повторы вялые, малоподвижные, наблюдалась некоторая скованность, заторможенность действий, речь была бедной, скудной и не выразительной. Движения не отражали характер персонажей сказок. У большинства детей присутствовало чувство стеснения при инсценировки произведений. Особую сложность составлял пересказ текста, не было последовательности пересказа инсценируемого произведения.
Благодаря последовательной и систематической деятельности по развитию речи к концу учебного года 23% имели низкий уровень, 54% детей имели средний уровень, а 23% высокий уровень. Дети стали более уверенными, самостоятельными в выполнении пальчиковых упражнений, в исполнении и драматизации произведений с использованием пальчикового театра. Их движения стали более точными, координированными. Речь детей значительно улучшилась, импровизация стала более выразительна. Пальчики детей стали ловкими, гибкими. Дети научились выразительно передавать жестами, мимикой, интонацией – игровой образ. Стали более общительными, робкие и застенчивые преодолели страх и научились управлять собой, своим поведением, голосом, кукловождением.
Положительные сдвиги в уровне речевого развития отражают влияние целенаправленного педагогического воздействия, о чём свидетельствуют изменения показателей у детей в начале года и в конце года.