Елена Потапова
Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный словарный запас; бедная диалогическая речь.
Свою работу я начала с изучения педагогических условий применения пальчикового театра, как средства развития речи детей дошкольного возраста, и методической литературы Ю. Соколова «Игры с пальчиками», Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», Е. Косина, Савина «Пальчиковая гимнастика», А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Играем пальчиками и развиваем речь». Статьи в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», отобрала нужную информацию для дальнейшей систематической работы с детьми. Регулярно изучаю новую методическую литературу, использую в работе компьютерные технологии.
Публикация «Из опыта работы — „Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста“ (часть 1)» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Пальчиковый театр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Изучение литературы по проблеме развития речи помогло мне определить задачи работы. Я отобрала наиболее яркую и важную тему, ведь речь – один из ведущих компонентов личностного и психического развития ребёнка.
В своей работе использую разнообразные формы работы с детьми. Наиболее продуктивными в решении поставленной задачи, являются применения в своей работе пальчикового театра, пальчиковых игр, пальчиковой гимнастики, которые дают наиболее значимый эффект. Пальчиковый театр решает следующие задачи: стимулирует развитие речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, координацию движений, повышает работоспособность.
Пальчиковый театр обладает психотерапевтическим и психокорекционным эффектом.
От игры к игре активность детей возрастает, они быстро запоминают тексты, свободно перевоплощаются, самостоятельно выбирают способы действия для передачи образа, умело используя средства выразительности.
Основными задачами моего направления являются:
— вызвать интерес к пальчиковому театру и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов;
— познакомить детей с окружающим миром - природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа;
— приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами пальчикового театра, используя различные методы и приёмы работы с родителями.
Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики, то есть умения манипулировать пальчиками. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
Для театральных постановок отбираю доступные по содержанию, небольшие по объёму пьесы. В качестве текстов для пьес использую народные сказки: «Лисичка сестричка и серый волк»; «Заяц и ёж»; «Заюшкина избушка»; «Зимовье зверей»; «Заяц хвастун» и д. р. Сюжеты (этюд, диалог персонажей) для кукольного театра, беру из стихов: К. Чуковского, Б. Заходера, И. Жукова, А. Барто; А. С. Пушкина,Т; Волгиной; Т. Токмаковой; Б. Заходера; А. Бродского; В. Берестова; Г. Бойко, С. Я. Маршака и д. р. отечественных, и зарубежных поэтов.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Чувства ребёнка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребёнку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.
Большинство пьес имеют стихотворную форму, что наиболее благоприятно сказывается на автоматизации поставленных звуков, развивает память у детей, темп ритмической организации высказывания.
Серьёзное внимание стала уделять театрализованным играм : «Цирк зверей»; «Волк и козлята»; «Насос»; и др. Использую театральные приёмы : инсценировка – игра; театрализованное представление (выступление). Делаю представления для детей младших групп. Были показаны следующие кукольные спектакли: «Теремок»,
«Репка», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Колобок», «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Сказка о непослушном поросёнке», «Непослушный рыжик», «Старый уличный фонарь». Кукольный театр использую на занятиях по лепке, рисованию, конструированию, развитию речи, при чтении художественной литературы. Кукольный персонаж использую в режимных моментах, особенно в период адаптации. Адаптация детей в детском саду всегда была и остаётся наиболее сложным периодом для ребёнка, родителей и педагога. Мои первые помощники в период адаптации, пальчиковые куклы. Куклы помогают ребёнку находить выход из трудных ситуаций, при этом, делают это мягко и ненавязчиво.
Это является первым шагом знакомства детей с пальчиковыми куклами. Пальчиковые куклы, вызывают у детей улыбку, отвлекают от невесёлых мыслей, и дарят радость детям. Затем эту работу, я продолжаю постоянно. Кукольных персонажей использую при раздевании, умывании.
Приёмы театрализации художественных произведений – сказок, рассказов, стихотворений – это разнообразные приёмы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитала. Для пересказа в лицах использую произведения, которые включают разговорную диалогическую речь. Пересказ их, даёт возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления; речь детей становится более богатой в эмоциональном отношении – она звучит то радостно, то печально, то жалобно в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи.
В инсценировке – игре, в театрализованном выступлении, в кукольном театре дети принимают участие и как исполнители, и как зрители.
Инсценировка – игра – это:
• Дословный пересказ детьми в лицах (по ролям) художественного произведения, которое им читал воспитатель;
• Свободный пересказ текста детьми – сюжетно - ролевая игра детей.
Инсценировки: «Козлята и волк», «Когда солнышко проснётся?», «Строим дом», «На бабушкином дворе», «Внучка», «Как кувшин по воду ходил» и др.
Спектакль – диалог по «Сказке о глупом мышонке» (в самом литературном произведении это не только разговор двух лиц, но и повествование о них) разыгрывают два актёра, или один (на пальцы правой руки он надевает фигурку одного персонажа; на пальцы левой руки – другого) - в старшей группе.
Главный принцип интегративность, в соответствии с которым театрализованная деятельность включается в целостный педагогический процесс.
Требования предъявляю к речевому материалу, чтобы он был доступен детям не только в смысловом, но и в произносительном и эмоциональном плане. Именно в театрализованной игре создаются условия для непосредственного предметно – практического сотрудничества.
Автоматизация звука – важный этап в коррекции звукопроизношения. Переходить к нему можно только тогда, когда ребёнок произносит звук изолированно правильно. Однако многократные повторы упражнений утомляют воспитанников. Им не нравится этот скучный и монотонный процесс, так как у детей дошкольного возраста нет достаточной мотивации, поэтому нежелание заниматься я преодолеваю с помощью привычных для детей видов деятельности.