Елена Сутырина
Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников
Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников». С данным сообщением я выступала на городском методическом объединении, который назывался «Вариативные способы реализации ОО "Речевое развитие" с учетом ООП ДОУ"
Публикация «Опыт работы „Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
1 слайд: Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников
2 слайд: Актуальность. Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. Давайте понаблюдаем за тем, как говорят наши дошкольники. На лицо видно, стоит проблема связной монологической речи у детей.
Речь - основа воспитания и обучения детей. Формирование речевых способностей, полноценное овладение родным языком, является одной из основных задач программы дошкольного воспитания. От уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
3 слайд: Причины отставания в речевом развитии детей: - падающий уровень общей культуры родителей - разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, живых способов общения
- дети много времени проводят за компьютерами, получая зрительную информацию. Ребёнок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активности речи - он только слушает. Речь детей становится скудной - она ограничивается восклицаниями, отдельными фразами героев любимых персонажей. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы.
4 слайд: Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого.
Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой Е. А.
Проблемы содержания и методов обучения монологической речи плодотворно разрабатывались А. М. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Ворошниной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. А. Орлановой, Е. А. Смирновой, О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной и др.
5 слайд: Существуют самые разные способы обучения связной речи. Я решила остановиться на методе проекта. Проектная деятельность, по мнению автора программы Вераксы Н. Е., в приоритете, и прописана в каждом её разделе.
Преимущества проектной деятельности:
- данная технология является методом развивающего обучения;
- развивает самостоятельность и инициативу детей;
- развивает их коммуникативные и творческие способности, «ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей» (Веракса Н. В);
- дает новый толчок в отношениях «родитель - ребенок – детский сад»; - проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля»,
а не «исполнителя. Метод проекта компенсирует проблему дефицита общения и является эффективным средством речевого развития дошкольников
6 слайд: Цель работы - способствовать развитию связной монологической речи у детей посредством составления рассказов, сказок в ходе осуществления проектной деятельности
Задачи:
1. В ходе составления рассказов учить детей строить связные высказывания, применяя разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
2. Формировать у детей элементарные знания о структуре рассказа (начало, середина, конец, представление о связях между предложениями;
3. Развивать умения раскрывать тему и основную мысль в рассказах детей;
4. Формирование умение правильно использовать интонацию в отдельных предложениях;
5. Воспитывать уверенность при презентации своих рассказов перед коллективом сверстников;
6. Развивать самостоятельность и коммуникативные способности детей.
7 слайд: 5 шагов в реализации каждого проекта:
1. Удивляем - Мотивируем;
2. Планируем - Стимулируем;
3. Собираем - Составляем (сочиняем) - Оформляем;
4. Обобщаем - Оформляем - Представляем; 5. Размышляем – Анализируем - Осмысливаем – Оцениваем (Рефлексия)
(подводим итоги, оформляем и презентуем: идёт защита проекта, в ходе которой ребенок рассказывает о своей работе). В рамках любого проекта есть огромные возможности для работы над развитием связной монологической речи детей
8 слайд: В младшем дошкольном возрасте главная задача по развитию связной речи в соответствии с ФГОС - формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Основной акцент - на развитие диалогической речи, вовлечение детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций. Наблюдения за детьми показали, что они любят рассказывать о ярких впечатлениях из личных событий, о том, что их удивило или обрадовало. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, первым для малышей стал проект «Моя любимая игрушка (игра)»
9 слайд: Затем появились такие проекты, как «Моя семья» и «Моя любимая книжка». Малыши научились составлять короткие рассказы из личного опыта, состоящие в 3-4 предложений о своей семье, о любимой книжке
10 слайд: В среднем дошкольном возрасте стоят след. задачи: учить детей рассказывать: описывать предмет, картину, также упражнять в составлении рассказов по картине, созданной самим ребенком. В проектах «Расскажите птицы», «Перелётные птицы», дети по картинке и по своему рисунку учились составлять рассказы о любой понравившейся им птице. В упражнении «Закончи предложение», «Какой птицей ты хотел бы стать и почему?», дети учились отвечать полным предложением, обосновывая свой выбор.
11 слайд: В проекте «Деревья осенью», дети составляли рассказы о любой любимом дереве, учились сравнивать деревья между собой, находя общее и различия.
12 слайд: В ходе проектов «Самые любимые и дорогие» и «Наши защитники», дети впервые учились составлять рассказы о мамах и папах по плану, предложенному им воспитателем. В своих рассказах дети старались передавать структуру описательного и повествовательного рассказов.
13 слайд: В рамках проекта «Мой родной город Дзержинск», в беседе о родном городе, была поставлена задача - учить отвечать на вопросы, развивать монологическую и диалогическую речь детей, воспитывалась культура речевого общения.
13 слайд: Задачи для детей 5-6 лет: развивать монологическую форму речи. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. 14 слайд: В проекте «Сказок дивный хоровод», дети презентовали свои костюмы, загадывали загадки и читали стихи о своих героях.
15 слайд: В проектах «Наша Армия сильна» и «Берегите маму», дети составляли рассказы по рисункам портретов мам и пап и серии картинок.
16 слайд: В таком проекте, как «Книга наш друг, без неё как без рук» («Моя любимая книга», дети составляли рассказ о своей любимой книге по плану и презентовали её перед друзьями.
17 слайд: В ходе проекта «Моя первая сказка, моя первая книга»
дети научились составлять свою собственную сказку, усвоив структуру творческого высказывания. Проект способствовал возникновению интереса и любви к сочинительству сказок, изготовлению самодельных книг. Ежедневные обсуждения, рассматривание иллюстраций и презентации самодельных книг, способствовали развитию связной монологической речи детей. Продолжением данного проекта было участие детских книг в городском конкурсе «Рукотворная книга».
18 слайд: В ходе проекта «Загадочный, красивый Космос», дети составляли рассказы на космическую тему, выбранную по желанию детей. В своих рассказах дети описывали внешний вид планет, подчёркивая их красоту и особенности. Проект способствовал и обогащению словаря детей: в речи детей стали появились такие слова как Вселенная, Солнечная система, Галактика, орбитальная станция, невесомость, орбита, метеорит, скафандр.
19 слайд: Проект «Все профессии важны» способствовал возникновению интереса к профессиям своих родителей и сотрудников детского сада. Дети стали активнее участвовать в обсуждениях, диспутах. Ежедневные обсуждения и рассматривание альбома с фото и рассказами детей о профессиях родителей, обогатило их словарь детей, способствовало повышению их речевой активности.
20 +21 слайд: В проектах «Весна-красна идёт!», и «Бабочки-красавицы» дети закрепляли умение составлять рассказы по серии картин, по рисункам весны и бабочек.
22 слайд: В проекте «Домашние питомцы — лучшие друзья, или «Уроки доброты» 17 детей презентовали свои рассказы о животных. Итог - создание альбома с рисунками, фото и рассказами детей о своих друзьях-животных.
23 слайд: Ежегодно в группе проводится Конкурс Чтецов. Победители продолжают соревноваться на уровне детского сада и городских конкурсов чтецов (в рамках фестиваля «Арт-пространство» выступали Даниил Ш, и Артём К.)
24 слайд: Вся работа по проектам идёт в тесном сотрудничестве с родителями. Формы работы используются самые разные. 1. Размещение информации в родительском уголке (объявления о теме и сроках проекта, советы, рекомендации, портфолио проведённых проектов) 2. Анкетирование родителей по вопросам связной речи детей 3. Проведение родительских собраний по развитию связной речи детей с показом презентаций 4. Проведение совместных с родителями мероприятий по темам проектов (помощь в оформлении рассказов детей, совместные занятия-развлечения с психологом, мастер-классы родителей, участие в выставках, конкурсах, праздниках) 5. Информирование родителей через сайт детсада и сайт МААМ (международный образовательный портал, на которых размещены фото, консультации, памятки, презентации и др.
25 слайд: Взаимодействие с социумом. Дети группы «Солнышко» два раза в месяц посещали Детскую библиотеку имени Ю. Гагарина, проводили совместные праздники с детьми школ №34, ходили на экскурсию школу №27, участвовали в акции помощи для социального центра Покров. Взаимодействие с этими учреждениями социума способствовало расширению знаний детей и обогащению жизни детей в детском саду.
26 слайд: Транслируемость практических достижений. Опыт работы по теме представленного сообщения широко представлен на сайте МААМ (Международного образовательного портала) и на сайте детсада №127 «Чайка».
27 слайд: Выводы:
Использование метода проекта способствовало
- развитию связной, монологической форме речи детей: 19 из 28 детей группы научились составлять рассказы (строить связные высказывания, применяя разные типы речи: описание, повествование, рассуждение);
- у детей сформировались элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец, представление о связях между предложениями; большинство детей умеет раскрывать тему и основную мысль высказывания.
Работа над проектами способствовала и развитию детской инициативы и самостоятельности детей, коммуникативных и творческих способностей, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей; активному сотрудничеству детей, родителей и педагогов; решению проблемы дефицита общения и стало эффективным средством речевого развития дошкольников.
28 слайд: Спасибо за внимание!