Светлана Владимировна Мосина
Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.
Театрализованные игры являются одним из эффективных средств развития связной диалогической речи, имеют игровую и коммуникативную мотивацию, проходят живо, интересно и весело.
Публикация «Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Цель: Развивать связную диалогическую речь у детей дошкольного возраста посредством театрализованной игры.
Задачи:
- Развивать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности;
- Обогащать словарь детей, активизировать его;
- Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;
- Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами - игрушками.
Развитие связной речи[/b], в том числе диалогической, является центральной задачей речевого воспитания детей, а также условием полноценного развития ребёнка.
Параметры исследования
Объект – личность детей дошкольного возраста.
Предмет – развитие связной диалогической речи у детей дошкольного возраста.
Цель – определить влияние театрализованных игр на развитие связной диалогической речи у детей дошкольного возраста.
Задачи работы
- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
- Изучить своеобразие диалогической речи у детей дошкольного возраста.
- Определить уровни развития связной диалогической речи у дошкольников.
- Апробировать программу, направленную на эффективное развитие связной диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованных игр.
- Дать методические рекомендации педагогам и родителям по использованию театрализованных игр, способствующих развитию связной диалогической речи.
Гипотеза исследования
Уровень развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста будет достаточно высоким, если будет уделяться должное внимание следующим условиям:
- Учёт возрастных, индивидуальных и психологических особенностей дошкольников.
- Широкое применение театрализованной практики в непосредственной образовательной и самостоятельной деятельности (использование театрализованных персонажей и ситуаций, вовлечение детей в активную театрализованную деятельность с помощью атрибутики и личного примера взрослых, специальный подбор текстов, выступления детей на утренниках и театрализованных развлечениях, работа над выразительностью речи в диалогах и невербальной коммуникации детей).
- Систематическое использование разнообразных видов театра в разных видах детской деятельности.
- Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов и декораций.
Именно эта тема была выбрана мною в связи с тем, что у дошкольников слабо развита диалогическая речь, они по своей природе эгоцентричны - слушают себя и говорят часто для себя. А ведение диалога требует внимания к собеседнику, умения встать на его позицию, увидеть мир его глазами, речь идёт о наличии вербальных и невербальных средств языка.
Одной из важных задач развития связной речи ребёнка является совершенствование диалогической речи, которая является основной формой общения детей старшего дошкольного возраста.
Интеграция театрализованной деятельности с образовательными областями
[/b]
- Коммуникация
- Познание
- Безопасность
- Физическая культура
- Труд
- Музыка
- Здоровье
- Художественное творчество
- Социализация
- Чтение художественной литературы
Виды театрализованных игр
Игры - драматизации
Ребёнок исполняет роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Режиссёрские игры
Ребёнок не является действующим лицом, а организует деятельность как режиссёр, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя их действия.
Важным моментом является правильная организация предметно-развивающей среды – пополнение разными видами кукольного театра, удовлетворяющими любознательность и исследовательский интерес детей, а также отвечающими требованиям программы и потребностям.
Игровой материал должен периодически обновляться, ориентироваться нужно на интересы разных детей.
Необходимо пополнять уголок ряженья атрибутами, декорациями, костюмами к спектаклям и уголок для чтения художественной литературы - подбор репертуара для детского творчества, соответствующий возрасту.
Тщательно подбиралась художественная литература, соответствующая возрастным особенностям и потребностям детей. Для более образного восприятия книги для чтения и рассматривания были все с красочными иллюстрациями разных художников.
Уголок для родителей был пополнен тематическим стендом: "Всё о речи: информация для родителей", консультациями: "Диалогическое общение детей шестого года жизни", "Виды театра", "Играем дома" и папкой - передвижкой " Значение театрализованных игр в развитии связной речи дошкольников".
Центр театрализованной деятельности был пополнен разными видами театров.
Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Для этого в зоне театрализованной деятельности мы разместили разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.
При разучивании ролей дошкольники учились изображать разнообразные человеческие эмоции и совершенствовали свои умения выразительно передавать настроение, а также образы героев в движении с помощью пантомимических игр, учились использовать мимику и интонацию голоса и давать характеристики сказочным персонажам.
Заключение
Гипотеза подтвердилась полностью: уровень развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста будет достаточно высоким, если регулярно и систематически использовать во всех видах детской деятельности различные виды театрализованных игр.
Проведённая работа по развитию у детей дошкольного возраста связной диалогической речи посредством театрализованной игры оказалась очень эффективной, нужной и полезной, в чём и заключалась цель исследования.
Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию театрализованных игр
1. Вовлекать дошкольников в диалогическое взаимодействие, организованное посредством театрализованных игр.
2. Воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
3. Поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
4. Стимулировать желание детей организовать режиссёрскую игру, вступать в диалоги со сверстниками, использовать средства художественной выразительности.
5. Обеспечить взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
6. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, организовать сотрудничество детей и взрослых на всех этапах организации театрализованной игры или представления.