Алина Никифорова
Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС
Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория.
Место работы:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Мичил».с Борогонцы Усть –Алданский улус, Республики Саха (Якутия)
Тема: «Медиапособие,как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС»
Публикация «Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
«Медиапособие,как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС»
В связи с введением ФГОС ДО с 1 января 2014г., во всех российских ДОУ происходят корректировки в работе учреждения по речевому развитию. Для современных сельских дошкольников характерен недостаточно высокий уровень развития речи. Ведь условиями функционирования сельского ДОУ выступают: изолированность, отдаленность. В то же время есть потребность своевременно реагировать на актуальные проблемы детей. Поэтому с целью повышения уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста и повышения эффективности работы я начала разработку методического медиапособия «Кыыллар»(Животные)
Работа велась по следующим направлениям:
- создание предметно-развивающей среды в ДОО;
- создание педагогических ситуаций для активизации речевой деятельности детей посредством ИКТ;
- применение для актуализации усвоенных речевых навыков на основе разработанного методического медиапособия «Кыыллар».
Предметно-развивающую игровую среду группы начала создавать с учетом познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, где ребенок практически решает совместно с воспитателем целый комплекс задач, возникающих у него по ходу деятельности. При подборе компьютерных средств я обращала внимание на качество дизайна и способы управления.
При знакомстве из множества функций медиапособия, выбрала наиболее доступные в использовании детьми и позволяющие педагогу решать программные задачи занятия. С учётом выбранных функций материал для занятий разделила на демонстрационный и деятельностный (для действий ребёнка с доской). Разработала практико – ориентированные задания.
Так, по темам «Домашние животные» и «Дикие животные» предполагалось:
- расширение, уточнение и пополнение активного словаря на основе систематизации и обобщения знаний о животных, временах года в рамках изучаемых лексических тем;
- совершенствование грамматического строя и связной речи («Кто здесь лишний», «Составь рассказ про животное», «Чей это детеныш», «Чей хвост», «Чье жилище», «Кто и чем питается», «Зайке дети помогли», «Животные и их детеныши» «Спрячь белкин грибок», «Грибочки»
Например, в разделе «Составь рассказ про животное» были следующие дидактические подходы к работе с детьми в рамках деятельностного подхода.
Цель задания: определить название животного.
Деятельность ребенка: ребёнок называет картинку по заданному заданию и отмечает её маркером. Формирование приемов решения познавательных задач разного вида, ориентирующих на анализ разных условий, является необходимым условием развития активной познавательно-речевой позиции ребенка. Во-первых, потому, что оно помогает совершенствованию операций мышления. Во-вторых, эти приемы служат базой знаний, из которых ребенок может черпать «строительный материал» для создания новых методов решения познавательно-речевых задач. Вот почему формирование таких приемов должно сочетаться со специальным вооружением старших дошкольников приемами поисково-творческого типа. В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка - дошкольника. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей. Тем более, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь детей не отличается особой выразительностью, дети зачастую допускают в своей речи аграмматизмы, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у детей часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях на помощь приходит использование медиапособий как одного из источников мотивации. Возможности медиапособия для развития речи старших дошкольников неисчерпаемы. Оно позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать занятие более содержательным, интересным, привлекательным и по-настоящему современным. Медиапособие дает возможность представить информацию на большом экране с помощью фото, видеографики, анимации, звука. В группе создается обстановка, в которой дети выражают эмоции от увиденного своими словами, с помощью взрослого или товарищей. Создание интерактивного материала повышает мотивацию детей на занятии по развитию речи. Этот материал создается под определенные задачи работы, например, дифференциация звуков – презентация «Звуки», расширение словаря – презентации «Игрушки», «Животные» и т. д. также оно помогает в создании интерактивных моделей для развития связного высказывания. При этом дети связывают на экране картинки в процессе последовательного сюжета в соответствии с компьютерными моделями и успешно составляют связные высказывания.
На основании полученных позитивных показателей можно сделать следующие рекомендации:
На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Медиапособие – это возможность задействовать зрительную, двигательную, ассоциативную память благодаря введению так называемых ИКТ-средств (схем познавательно-речевой деятельности). Их использование позволяет детям легко усвоить алгоритмы речевых процессов. Медиа-картинка для детей – не просто рисунок, это прообраз того или иного явления - наглядная модель.
Включение медиапособия в процесс развития речи содействует прочному закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и навыков целостного речевого высказывания.
Система работы посредством медиапособия помогает дошкольнику приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания, умения, понятия, мысли. Она способствует формированию таких навыков речи : свободное овладение словарем и грамматическим строем языка, умение устанавливать логические связи и отношения между языковыми формами, соблюдение необходимой лексической точности, умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать.
Дети старшего дошкольного возраста совместно с педагогом посредством медиапособия закрепляют правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций, употребление отработанных на занятиях грамматических категорий, использование правильной интонации, элементов эмоционально выразительной связной речи.
Список использованной литературы:
1. Андросова, М. П. Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста в условиях сельского ДОУ / М. П. Андросова. – М. : Спутник», 2010. – 133 с.
2. Белобрыкина, О. А. Речь и общение / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 305 с. /
3. Буре, Р. С. Воспитатель и дети / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. - М. : Просвещение, 2005. – 290 с.
4. Буре, Р. С. Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста / Р. С. Буре. - М. : Просвещение, 1999. – 219 с.
5. Водянникова, 3. Взаимоотношение педагога с детьми - важное условие нравственного воспитания // Дошкольное воспитание. - 2003.-№ 9. - С. 18.
6. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателей детского сада /В. И. Логинова и др. – М. : Просвещение, 2008. – 223 с.
7. Ядрихинская, Л. С. Педагогические условия социальной адаптации ребенка саха в русско-язычном детском саду Л. С. Ядрихинская, Л. П. Васильева // Народное образование Якутии. – 2005. – № 32. – С. 138-141.