Екатерина Теселкина
Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.
Одним из таких методов стала в моей работе куклотерапия, в которой использовались, помимо традиционных кукол, еще и русские народные куклы, и они, как оказалось, в наше время многими педагогами незаслуженно забыты. А зря. Практика показала, что играя в такие куклы, ребенок освобождается от болезненных психологических ощущений, становится коммуникативно-общительным, у него совершенствуются лексико-грамматический строй, звуковая культура речи. Поэтому хочу рассказать об использовании русских народных кукол в качестве средств развития речи у детей дошкольного возраста
Публикация «Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Куклотерапия строится в несколько этапов. Первый этап – обсуждение с ребенком, какую куклу он хочет изготовить, большую или маленькую, обереговую или игровую, из соломы или деревяшки, из крупы или ниток. В этот момент происходит не только активизация словаря ребенка, но и обогащение его речи новыми словами.
Второй этап – сам процесс изготовления куклы. Как правило, куклу изготавливали крестообразную, так как часто вкладывали в нее сакральный смысл, и значение такой куклы было оберегать дом от злых нравов.
Куклу никогда не шили иголкой, за исключением крупеничек, в тело-мешочек которых насыпали крупу и зашивали сбоку.
Голову отделяли от тела ниточкой, крепко-накрепко перевязывая коротенькой ниточкой, вставляли руки, одевали юбку, голову повязывали платком.
Помимо крупы, использовали солому, сматывая ее в пучок и снова образуя образ куклы.
Все тоже самое можно было сделать и из ниток. Кукла получалась тоже интересная и мобильная.
По правилам изготовления кукол нельзя было пользоваться ножницами, ткань рвали на кусочки руками, обматывая ими куклу или завязывая нитками. Лица делали безликими.
В процессе изготовления русских народных кукол в наше время у детей развивается моторика, совершенствуется координация движений, формируется умение задавать вопросы, воспринимать полученную информацию, закрепляется умение решать различные проблемы при изготовлении куклы.
И последний этап – обыгрывание куклы, а играть ею в тишине и в одиночестве совершенно невозможно. Таким образом, у ребенка развитие коммуникативных способностей происходит в процессе придумывания сюжета, обсуждения его с партнерами по игру. У ребенка оттачивается интонационная выразительность, варьируется темп речи, звуки становятся отчетливыми и ясными.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что игры с русскими народными куклами напрямую влияют на усвоение детьми богатства родного языка и успешного становления диалогической и монологической речи.